Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 полнометражных аниме, которые обязательно нужно увидеть

Не только Миядзаки и Синкай.
29 мая 2017 0
10 полнометражных аниме, которые обязательно нужно увидеть
Александра Авилова, Светлана Иванова
автор

Аниме впервые громко заявило о себе в мире на заре 90-х – с выходом «Акиры» Кацухиро Отомо в странах Запада начался настоящий аниме- и манга-бум. Вышедшие потом «Сейлор Мун», «Призрак в доспехах», «Пикачу», шедевры Хаяо Миядзаки и другие мультипликационные фильмы из Страны восходящего солнца покорили сердца тысяч зрителей, создав тем самым внушительный клуб «аниме-отаку». При всей своей простоте аниме, как правило, при повторном просмотре открывает гораздо больше, чем можно было «считать» с первого раза. Если вы решили тоже окунуться в этот удивительный и многообразный мир японской анимации, но не знаете, с чего начать, наша подборка с 10 лучшими полнометражными аниме, которые стоит посмотреть каждому, точно для вас.

«Босоногий Гэн» (1983)

Режиссер Мори Масаки

Кадр из аниме «Босоногий Гэн» (1983)

Кадр из аниме «Босоногий Гэн» (1983)

Мангака (художник японских комиксов манга) Кэйдзи Накадзава выжил в том самом взрыве атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году. В начале 1970-х годов Накадзава выпустил 10 томов манги «Босоногий Гэн», основанных на собственных воспоминаниях и, частично, на истории его семьи. Первая игровая экранизация манги Накадзавы осталась в пределах Японии, зато аниме (хоть и сильно сокращенное ради динамики сюжета) «Босоногий Гэн» Мори Масаки приобрело общемировую известность. «Гэн» шел даже в советском прокате, возрастной ценз для этого аниме не назначили, и очень многие дети, пришедшие «посмотреть мультик», в итоге наблюдали за нарисованными ужасами ядерного взрыва, какими их запомнил очевидец (так что предупреждаем: все, что касается ядерного взрыва, в «Босоногом Гэне» показано без «смягчительной» цензуры).

В центре сюжета «Босоногого Гэна» - история семьи Накаока: отец Дайкити, беременная мать Кимиэ, дочь Эйко и два брата, Гэн и Синдзи. В Японии голод, власти страны отказываются капитулировать, обещая сражаться «до последнего японца». Кимиэ тяжело дается беременность, однако Дайкити и дети делают все возможное, чтобы выжить в сложившихся условиях и всячески поддерживают и подбадривают друг друга, с нетерпением ожидая появления четвертого ребенка. Но в один момент все рушится. В небе над Хиросимой появляется одинокий самолет. Американский военный нажимает кнопку сброса бомбы. В мощнейшем взрыве, которого еще не видела Земля, гибнут сотни людей. Уцелевший по счастливой случайности Гэн приходит на место, где когда-то стоял их дом, и обнаруживает, что спаслась только его мать. Тогда мальчик берет бремя ответственности за ослабевшую Кимиэ и еще не родившегося младенца на себя…

«Акира» (1988)

Режиссер Кацухиро Отомо

Кадр из аниме «Акира» (1988)

Кадр из аниме «Акира» (1988)

Культовое аниме, которое, строго говоря, и явило миру японскую мультипликацию – за рубежом (особенно в США) «Акира» был гораздо популярнее, чем в родной Японии, что породило серию американских мультфильмов-подражаний и повальный спрос на мангу, аниме и японские игры. Аниме, полное динамичного экшена, качественной научной фантастики и отличной музыки, размышляет о том, что будет, если разрушительная сила случайно попадет не в те руки, и что такое настоящая дружба «до самого конца».

Действие аниме «Акира», основанного на одноименной манге, происходит в будущем, после Третьей мировой войны. Захватившие власть диктаторы проводят парапсихологические опыты над детьми, обладающими необычными способностями, чтобы получить сверхчеловека-оружие, которое бы превзошло по разрушительности ядерную бомбу. Один из «необычных» детей сбегает из лаборатории и «одалживает» часть своих способностей пареньку Тэцуо. Тот, став обладателем безграничной силы, решает использовать ее себе на потеху, и даже лучший друг Канэда не может вразумить его. Скоро Тэцуо и Канэда узнают, что самого мощного из детей-мутантов зовут Акира, но где он спрятан никто не знает. В то же время среди народа существует предсказание о богоподобном Акире – мессии, с приходом которого настанет новая эра. Желая превзойти мифического Акиру, сошедший с ума Тэцуо объявляет себя богом и погружает мир в хаос…

«Мой сосед Тоторо» (1988)

Режиссер Хаяо Миядзаки

Промо к аниме «Мой сосед Тоторо» (1988)

Промо к аниме «Мой сосед Тоторо» (1988)

Творчество великого Хаяо Миядзаки многогранно – его можно рассматривать на разных уровнях и изучать с разных сторон, однако оно будет понятно и взрослым, и детям. Ленты Миядзаки можно смотреть всей семьей и неизменно восторгаться высоким качеством каждого его аниме, будь то ранний «Люпен» или последнее «Ветер крепчает» (хотя нет, не последнее - сейчас он работает над аниме «Гусеница Боро»).

Вот, казалось бы, простая история двух сестер Сацуки и Мэй – они переезжают из города в деревню, чтобы быть ближе к находящейся на лечении матери. Однако в силу своего юного возраста девочки видят все совсем не так, как взрослые. Старый-старый дом на холме, куда они въезжают с отцом, представляется им просто кишащим привидениями (и пусть это всего лишь черные чернушки), а большой-пребольшой дуб неподалеку – это, конечно же, дом доброго лесного духа Тоторо. Солнечное, яркое, теплое аниме о дружбе сестер с Тоторо способно найти отклик в любом сердце. Можно сказать, что отчасти эта история «принадлежит» каждому зрителю – это то самое детство, в котором мы видели в любом порыве ветра взмахи крыльев невидимых (для взрослых, разумеется) существ, в плывущих по небу облаках угадывали совершенно невероятных животных (а потом пытались доказать родителям, что слоны летают) и боялись идти в одиночку по темному коридору (а вдруг барабашка выскочит?).

P.S. Но ни в коем случае не стоит останавливаться только на данном произведении. Хаяо Миядзаки – один из основателей классической японской анимации. Его знаковое творение «Унесенные призраками» (2001) бессменно занимает первое место в рейтинге лучших мультфильмов всех времен.

P.P.S. А еще на просторах Сети можно встретить небольшой «спин-офф» «Тоторо» - короткометражное аниме «Мэй и котобусёнок». Да-да, там будет детеныш того самого котобуса - очаровательный и очень игривый котенок-автобус.

«Могила светлячков» (1988)

Режиссер Исао Такахата

Кадр из аниме «Могила светлячков» (1988)

Кадр из аниме «Могила светлячков» (1988)

Еще одна история о послевоенной Японии времен конца 40-х годов XX века. В основу аниме лег роман Акиюки Носаки, вдохновленный историей его собственной семьи.

Брат и сестра Сэйта и Сэцуко потеряли мать во время одного из американских авианалетов, так что теперь вынуждены сами заботиться о себе, надеясь, что их отец, служащий на флоте, еще жив. Мальчик чувствует ответственность за жизнь сестренки и пытается найти способы добыть еды или даже просто сухое и теплое место, чтобы переночевать. Глядя в небо, с которого слетают смертоносные маленькие огоньки бомб и подбитых самолетов, Сэйта успокаивает Сэцуко, говоря, что это просто светлячки. Дети, брошенные ожесточившимися от тягот войны близкими и дальними родственниками, изо всех сил стараются не отчаиваться. Однако их судьба, как и сотен других таких же мальчиков и девочек, чье детство было омрачено войной, уже предрешена.

P.S. Любопытно, что, как и роман Акиюки Носаки, аниме «Могила светлячков» в японских школах показывают на уроках – как важную часть культурного наследия страны.

«Еще вчера» (1991)

Режиссер Исао Такахата

Кадр из аниме «Еще вчера» (1991)

Кадр из аниме «Еще вчера» (1991)

Еще одно аниме о взрослении в нашем списке, однако если Хаяо Миядзаки предлагает снова ощутить волшебство детства, то Исао Такахата показывает зрителю связь нас-детей и нас-взрослых, буквально «совмещая» временные пласты прошлого и настоящего главной героини.

Девушка Такэо, привыкшая к бешеному ритму городской жизни, берет отпуск и приезжает к родственникам в деревню. Однако совершенно случайно Такэо «берет с собой», как она говорит, «себя пятиклассницу», и вновь переживает события своих школьных лет – первую влюбленность, сложности девичьей дружбы, ссоры с сестрами из-за мелочей... С высоты возраста она смотрит на все это по-новому, и вдруг понимает, что вся эта ситуация – как кокон у бабочки, и на самом деле нахлынувшие воспоминания это гораздо больше, чем простая ностальгия…

Аниме «Еще вчера» показывает, что проблемы детства накладывают отпечаток на нас настоящих, и что ключик от многих проблем будущего можно найти в своем прошлом. Фильм оставляет после себя ощущение гармонии – и проявляет способность нет-нет да увидеть себя-школьника, глядящего на себя-взрослого прямо сейчас, с немым вопросом о своем будущем.

P.S. Также не пропустите аниме «Сказание о принцессе Кагуя» (2013) от Исао Такахаты.

«Шепот сердца» (1995)

Режиссер Кондо Есифуми

Кадр из аниме «Шепот сердца» (1995)

Кадр из аниме «Шепот сердца» (1995)

Одно из тех аниме, которое нужно просто созерцать. Динамики или четкого сюжета «герой проснулся – совершил подвиг – пошел спать» тут нет. Зато есть кот, который ездит в поезде, инфернальные пейзажи в исполнении художника-импрессиониста Наохисы Иноуэ и трогательная история первой любви, которая, как известно, случается лишь раз в жизни.

Главная героиня, Сидзуки Тсукисима, очень любит читать – она перечитала, кажется, все детские книги в городе. Однажды она обращает внимание, что каждую из книг, которую она берет в библиотеке, уже читал некий Сейдзи Амасава. Вскоре, погнавшись за котом, который, вальяжно и совершенно самостоятельно, ездит в поезде и выходит на определенных остановках, Сидзуки оказывается в волшебном магазинчике, где продаются необычные вещи, которые особенны именно своей историей (ее, впрочем, можно придумать – была бы фантазия). Там она встречает мальчика, который и оказывается… Сейдзи Амасавой. Однако история не закольцовывается – Сидзуки ждет еще множество открытий, в том числе связанных со своей собственной жизнью и своим будущим...

«Однажды в Токио» (2003)

Режиссер Сатоси Кон

Кадр из аниме «Однажды в Токио» (2003)

Кадр из аниме «Однажды в Токио» (2003)

Перед нами нетипичная «новогодняя история». Трое бомжей, один другого эксцентричнее, в канун Рождества находят на свалке младенца. Сочтя, что этот ребенок как минимум знамение божье, они решают вернуть малыша родителям и «посмотреть им в глаза».

Режиссер Сатоси Кон, известный своими впечатляющими аниме «Истинная грусть» (1998), «Актриса тысячелетия» (2001) и «Паприка» (2006), в очередной раз сумел удивить зрителей. «Однажды в Токио» - это не только великолепная кинематографичная аниме-графика и динамичный сюжет с нотками комедии, детектива и триллера, но и потрясающая человеческая история, полная ярких эмоций. Кон бережно раскрывает перед нами каждого своего героя, касаясь острых и неоднозначных вопросов о том, что такое современное общество, семья, гуманность и, наконец, любовь. А уж какой финал у этой истории! Кажется, в этом аниме все идеально.

«Момоко слышит песню лягушат» (2003)

Режиссер Сэцуко Сибуити

Кадр из аниме «Момоко слышит песню лягушат» (2003)

Кадр из аниме «Момоко слышит песню лягушат» (2003)

Серьезное аниме, поднимающее острую социальную тему детей-инвалидов и отношения к ним в обществе. К сожалению, этот фильм прошел незамеченным массовым зрителем. С одной стороны, это можно списать и на выбранную тему (так или иначе немногие в мире согласны променять что-то красивое и зрелищное на серьезное аниме про ребенка «с отклонениями»). С другой стороны, режиссер Сэцуко Сибуити малоизвестен за пределами Японии, так что дистрибьюторам «Момоко» была неинтересна.

Сюжет аниме «Момоко слышит песню лягушат» строится вокруг близнецов Рики и Момоко. Они родились в один день, однако если Рики (в переводе с японского «сила») вырос здоровым мальчиком, то девочка Момоко (яп. «персик») с самого рождения была инвалидом и сильно уступала брату в физическом развитии. Однажды в школе Рики в качестве эксперимента предлагают сделать совместные уроки с классом ровесников из школы детей-инвалидов. Мальчик любит сестру, но стесняется ее, тем более что не все в «нормальном» классе хотят учиться с «ущербными». Однако Момоко, с ее заразительным оптимизмом и желанием жить, несмотря на прогрессирующую болезнь, преподаст одноклассникам Рики, пожалуй, один из главных уроков в их жизни.

«Девочка, покорившая время» (2006)

Режиссер Мамору Хосода

Кадр из аниме «Девочка, покорившая время» (2006)

Кадр из аниме «Девочка, покорившая время» (2006)

Аниме «Девочка, покорившая время» может поначалу показаться затянутым – но это только поначалу. История легкомысленной школьницы Макото, которая случайно «научилась» прыгать во времени – в тот самый день, когда ее должен был сбить поезд. Слишком увлекшись перемещениями сквозь время и попытками изменить свою жизнь, Макото не заметила, как эта ее способность разрушительно повлияла на дорогих ей людей и ее саму. Хосода предлагает зрителям поразмышлять о самопознании, помечтать о том, «а как бы было, если бы я в прошлом…» - все это сквозь призму научной фантастики и ненавязчивой романтики. Примечательно, что в этом жизнеутверждающем аниме вообще нет ничего случайного и нарисованного «для композиции», каждый кадр несет в себе определенную смысловую нагрузку.

Также не попустите еще одно впечатляющее аниме от Мамору Хосоды – «Волчьи дети Амэ и Юки» (2012). История о поиске своего места в жизни удивит не только истинно японским раскладом (никаких там «голливудских» компромиссов и слезок), но и необычной философией главной героини, которая может показаться чудаковатой, но при ближайшем рассмотрении открывается с совершенно другой стороны.

«5 сантиметров в секунду» (2007)

Режиссер Макото Синкай

Кадр из аниме «5 сантиметров в секунду» (2007)

Кадр из аниме «5 сантиметров в секунду» (2007)

Одно из самых красивых аниме последнего времени, одно из самых чувственных и самых, пожалуй, романтичных. Макото Синкай, современный мастер «романтико-городского» аниме, после этого фильма приобрел известность во всем мире. «5 сантиметров в секунду» состоит из 3-х частей, которые охватывают разные годы жизни главного героя, юноши по имени Такаки Тоно. В детстве он близко дружил с девочкой по имени Акари Синохара, однако они были слишком малы, чтобы называть свои чувства любовью. Время шло, им пришлось разъехаться, и чем больше становилось расстояние между ними, тем сложнее было им встретиться…

Это лента о любви, времени, расстоянии и растущей пропасти между, казалось бы, предназначенными друг другу судьбой людьми. Очень красивая рисовка – чего стоит одна только цветущая сакура в исполнении Макото Синкая (кажется, можно почувствовать ее аромат, даже если вы ее никогда не нюхали). В аниме можно также увидеть реально существующие места в Японии (некоторые туристы-энтузиасты даже повторяют путь Такаки по железной дороге к городу, где жила Акари).

Также не пропустите у Макото Синкая сказочно-необычное аниме «Ловцы забытых голосов» (2011), рассказ об «истинно японской любви» «Сад изящных слов» (2013) и, конечно же, невероятно оригинальное и самобытное «Твое имя» (2016).

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями