Джон Лорд: Классик рока

Неподражаемому укротителю «Хэммонда» из Deep Purple могло бы исполниться 76.

Джон был душой данного строптивого квинтета, его становым хребтом, золотой серединой, если угодно. Обладая мягким, добродушным характером, интеллигентными манерами, уравновешенным темпераментом и умиротворяющей манерой речи, именно Лорд выполнял в коллективе функцию некой волшебной спайки, связующего звена между амбициозными и эгоцентричными гитаристом Ричи Блэкмором и вокалистом Иэном Гилланом. О непримиримом антагонизме этих двух парней давно уже ходят легенды. Но в том, что они все же не приняли масштабы третьей мировой войны, во многом заслуга этого статного усача.

Неслучайно он является единственным членом многочисленной «пурпурной семейки», о котором ни один из ее участников никогда не сказал худого слова. После его ухода в 2012 году своим долгом отдать дань памяти хранителю традиций (а именно вокруг Лорда полвека назад собирался костяк будущих корифеев хард-рока) посчитали как осиротевшие Purple, так и ведомый Ричи проект Blackmore's Night. На вышедшей в 2013-м пластинке DP "Now What?!" Джону посвящена композиция "Uncommon Man", а увидевшая в том же году работа Блэкмора и компании "Dancer And The Moon" венчается инструментальной композицией, недвусмысленно и красноречиво названной "Carry On... Jon".

Отдадим должное мистеру Лорду и мы, вспомнив о нескольких наиболее ярких пурпурных оттенках в творческой биографии маэстро.

Тройной удар

Джон Лорд, 1968 г.

Первую главу «темно-лиловой» биографии часто обходят стороной, не уделяя ей особого внимания. Для многих Deep Purple начались только с зубодробительного “In Rock”. А это не то чтобы даже вопиющая несправедливость — скорее историческая близорукость. Ибо первые три пластинки демонстрируют нам совсем другую группу — никогда в дальнейшем музыканты не создавали ничего, даже отдаленно напоминающего звучание, настроение и эклектику, увековеченные на “Shades Of Deep Purple”, “The Book Of Taliesyn” и “Deep Purple” (который еще негласно принято называть “April”, по наименованию финальной композиции с этого диска).

Ни в коей мере не умаляя заслуг классического лайн-апа (читай DP Mk II), все же нельзя не признать: переключившись на напористый бескомпромиссный хард, парни во многом себя обокрали. Совершив революцию в области тяжелого рока с одной стороны, музыканты навсегда оставили позади лучезарность, прозрачность, сказочность и аранжировочную изысканность, свойственные дебютным записям, — с другой.

А главную ответственность за все вышеупомянутое стилистическое и эстетическое богатство нес, прежде всего, наш герой. Именно Лорд на первых порах являлся основной движущей силой и главным творческим мотором команды. О чем красноречиво свидетельствуют шедевры с вышеупомянутых пластинок. Написанные Джоном композиции “One More Rainy Day”, “Blind”, “Anthem”, “Chasing Shadows” и некоторые другие переиздаются и звучат в эфире не так часто, как известные каждому бронебойные хиты классического состава группы. Досадное упущение.


“Concerto for Group and Orchestra”

Это сегодня синтезом популярной и классической музыки никого не удивишь: записаться и выступить с симфоническим оркестром считает своим долгом любой мало-мальски уважающий себя коллектив. Порой это даже начинает утомлять и набивать оскомину — отнюдь не всегда такие эксперименты, что называется, работают. А без малого полвека назад подобные авантюры были в диковинку. Джон Лорд, несколько лет вынашивавший планы создания полноценного музыкального опуса, в рамках которого гармонично бы уживались напористая рок-эстетика и утонченная классическая фактура, сумел убедить коллег по группе рискнуть. И ребята не прогадали.


Джон Лорд в составе Deep Purple во время записи "Концерта для группы с оркестром", сентябрь 1969 г.

Нет, нельзя сказать, что «Концерт для группы с оркестром» по-настоящему взорвал меломанское сознание: все-таки в основе своей публика на стыке шестидесятых и семидесятых (альбом поступил в продажу в Штатах и Великобритании в декабре 1969-го и в январе 1970-го соответственно) была к подобному откровению не готова. Но гениальный прецедент был создан. И в этом смысле Лорда можно считать подлинным революционером от музыки.

В историографии, посвященной Deep Purple, бытует точка зрения, согласно которой «пурпурные» соратники хоть и согласились принять участие в проекте, но сделали это скорее из уважения к Джону, нежели будучи уверенными в успехе. Блэкмор и вовсе воспринял инициативу клавишника довольно вяло. Лукавство. Ричи просто тихо завидовал, что такая блестящая идея не пришла ему в голову первому.


“Highway Star”

Джон Лорд во время сессий записи альбома "Machine Head", 1972 г.

Если попробовать составить рейтинг, своего рода хит-парад лучших клавишных соло в истории рока, то виртуознейший проигрыш в середине открывающего пластинку “Machine Head” трека с большой долей вероятности может занять в таком списке первое место. Каждый раз при прослушивании этих фееричных поливов, сыгранных тридцать вторыми, буквально дух захватывает.

Вскоре после священнодействия Лорда следует не менее впечатляющее «антре» мистера Блэкмора, но вот что примечательно. Кавер-версий композиции “Highway Star” существует великое множество, однако, худо-бедно справляясь с гитарным проигрышем, музыканты крайне редко рискуют связываться с клавишным пассажем. Его предпочитают выносить за скобки, так сказать, «зажевывать». В тысячный раз полностью растворяясь в безукоризненном исполнении корифея, нетрудно понять, почему: мала кольчужка.


“A' 200”

Закрывающая альбом 1974 года “Burn” инструментальная композиция под странным названием “A' 200” (барабанщик Иэн Пейс, то ли в шутку, то ли всерьез заявлял, что вещица посвящена одноименному гигиеническому средству, призванному бороться с паразитами, поселившимися в области причинных мест) в филофоническом наследии Deep Purple стоит особняком. Во-первых, она стилистически абсолютно выпадает из общего настроения диска. А во-вторых, ни до, ни после парни не записывали трека, в котором ярко выраженный мелодизм и подчеркнутый футуризм переплетались бы настолько искусно. Тревожно-торжественную зомбирующую мелодию ведут «хэммонд» и «муг» единственного и неповторимого Джона Лорда. Очередной прекрасный повод снять перед музыкантом шляпу.



“Pictured Within”

Джон всегда старался, по возможности, уделять внимание сольному творчеству, в рамках которого он мог бы расширить творческие горизонты, не вписывающиеся в «темно-лиловую» эстетику. Однако, выпустив несколько получивших благосклонные отклики пластинок в 70-х — начале 80-х, музыкант после этого довольно долго не радовал поклонников свежими релизами. Тому было объяснение: с середины 80-х до конца 90-х машина Deep Purple функционировала на полную мощность: альбомы выходили регулярно, а продолжительные туры следовали один за другим. Однако к концу последнего десятилетия ХХ века Лорд все же нашел время для работы над новыми музыкальными идеями.

Результатом стал первый за шестнадцать лет студийный альбом “Pictured Within”. Эта симпатичная запись демонстрирует нам другого Лорда. Диск, концептуально разделенный на четыре части, не пестрит виртуозными пассажами, к которым неравнодушная аудитория успела привыкнуть. Ни о каком бескомпромиссном роке речи здесь тоже не идет. Вместо этого мы слышим задумчивые, атмосферные, настраивающие на философский лад, мелодии. Пластинка обладает редким свойством: она одинаково идеально подходит как для вдумчивого прослушивания, так и для фонового сопровождения. Несомненно, одна из главных творческих удач мастера.


Читайте также