Для быстрого поиска начните вводить запрос

Концерт на фоне эпохи

10 лучших фильмов-концертов в истории кино.
12 июня 2017 0
Джон Себастиан выступает перед аудиторией Вудстокского фестиваля
Джон Себастиан выступает перед аудиторией Вудстокского фестиваля

Концерты любимых групп и исполнителей - всегда удовольствие как для музыкантов, так и для простых меломанов: живая энергия, бьющая прямо в зал, нередко оставляет позади сколь угодно удачные студийные записи. А талантливый режиссер зачастую умудряется посредством мастерски отснятого выступления придать фигуре исполнителя дополнительный объем или даже создать полноценный портрет эпохи. Soyuz.Ru вспоминает фильмы-концерты, ставшие событиями в 60-е, 70-е, 80-е - и далее, вплоть до нулевых.

1

“Woodstock. 3 Days of Peace & Music”

Вудсток. Три дня мира и музыки»)

Режиссер Майкл Уодли, 1970.


Хроника фестиваля, ставшего символом 60-х, не нуждается в особом представлении. Честный кинодокумент, сохранивший для истории не только блистательные выступления Джо Кокера, Santana, Sly And The Family Stone, Джоан Баэз и остальных, но и автомобильные пробки, ливень, из-за которого пришлось останавливать выступления, раскисшее от дождя поле….Финальная же его сцена представляется, как ни крути, глубоко символичной: праздник окончен, последние зрители бродят по полю, собирая вещи, и над всем этим звучит, уходя в небо, гитара несравненного Джими Хендрикса.

Что же до собственно музыки, то за три дня съемок было отснято около 120 миль киноплёнки, поэтому неудивительно, что далеко не все снятое попало в итоговый фильм. Тем, для кого музыка важнее разговоров, мы рекомендуем так называемое расширенное издание (Extended Edition) с выступлениями Canned Heat, The Band, Blood Sweat & Tears и Creedence Clearwater Revival: воистину, величие события измеряется в том числе и количеством неопубликованного.

2

“Monterey Pop”

Режиссер Д.А. Пеннебейкер, 1968.


Вудсток Вудстоком, но, вероятно, ни один фестиваль мира, любви и музыки не мог бы состояться, не будь у него своего рода предшественника. Им стал трехдневный «сейшен» в городе Монтерей, по сути запустивший на орбиту Джими Хендрикса, да и остальной список читается как «Кто есть кто в калифорнийском роке»: Саймон и Гарфанкел, Mamas And Papas, The Byrds, Jefferson Airplane, Buffalo Springfield, а также The Who, The Animals, музыканты Stax Records… Неудивительно, что многие ставят фильм Д.А. Пеннибэйкера даже выше «Вудстока», а критик Роберт Кристгау назвал его лучшим документальным рок-фильмом 60-х. Здесь нет обескураживающей честности съемок предыдущего фильма, только музыка и реакция публики - всего через несколько лет многие из участников погибнут, разругаются или пойдут иной дорогой... Но сейчас кругом ласковое лето, на свет только что появился самый известный диск The Beatles, и кажется, что еще немного, и музыка изменит этот несовершенный мир навсегда.

3

“Concert For Bangladesh” («Концерт для Бангладеш»)

Режиссер Сол Суиммер, 1972.


1 августа 1971 года в нью-йоркском Madison Square Garden прошли два благотворительных концерта в помощь беженцам из Восточного Пакистана, пострадавшим от разрушительного циклона «Бхола» и войне за независимость Бангладеш. Рави Шанкар и экс-битл Джордж Харрисон привлекли к акции целую россыпь звезд, включая Боба Дилана, Эрика Клэптона, Ринго Старра и коллег по битловскому лейблу Apple.

«Концерт для Бангладеш» принято считать первым крупным благотворительным концертом в истории, проложившим дорогу куда более известному Live Aid: вступительная речь Рави Шанкара звучит на фоне кадров беженцев, стоящих вдоль дороги или умирающих от голода, напоминая о том, что нынешнее выступление - не просто увеселение для почтеннейшей публики. И фильм и концерт при этом выстроены удивительно динамично: блок медитативной индийской музыки, требующей полного погружения, сменяется лихим исполнением лучших битловских и постбитловских песен Джорджа, Ринго забывает слова в “It Don’t Come Easy”, на смену задумчивым антивоенным песням Дилана приходит нежная “Something”, а яростный финал еще раз напоминает о том, ради чего собрались и музыканты, и слушатели.

4

Pink Floyd – “Live At Pompeii”

Режиссер Адриан Мабен, 1972.


«Это такой фильм, который нужно показывать один раз по телевизору поздно вечером», - говорил в 90-е годы Дэвид Гилмор о фильме-концерте его группы в амфитеатре города, погибшего три тысячи лет назад. Вряд ли можно с этим полностью согласиться: разделенная на две части “Echoes” производит такое же яркое впечатление, как и ее студийная версия, и то же самое можно сказать о большинстве других песен, к тому времени ставших коронными номерами. Помимо собственно концерта, в фильм вошли съемки студийных сессий, во время которых Pink Floyd мало-помалу пробираются на «Темную сторону Луны» - и реприза “Echoes”, без которой, пожалуй, не было бы других, куда более известных песен, обретает символическое значение, перебрасывая мост в недалекое будущее.

5

Led Zeppelin – “The Song Remains The Same”

(«Песня остаётся прежней»)

Режиссеры Питер Клифтон, Джо Массот, 1976.


В том же Madison Square Garden в 1973 году прошли и съемки концертов Led Zeppelin, которые вкупе с интервью и закулисными сценами должны были стать основой для фильма. Однако впоследствии планы и группы и режиссера несколько изменились. «Мы хотели показать их как личностей, но не используя интервью. Им хотелось более символического представления», - вспоминает режиссер Джо Массот, предложивший каждому из участников придумать себе эпизод и образ. Результат можно назвать неоднозначным: если открывающие фильм кадры «разборки» с участием Питера Гранта довольно эффектно демонстрируют его манеру ведения дел, а самому «приземленному» в группе Джону Полу Джонсу достался едва ли не самый яркий фрагмент в сопровождении песни “No Quarter”, то эпизоды Планта и Пейджа едва ли выходят за пределы традиционного фэнтези в одном случае и мистической постановки - в другом. К тому же у Led Zeppelin немало и более эффектных, и более продолжительных концертных съемок - и все же для многих многострадальный фильм-концерт остается столь же ярким событием, что и полвека назад.

6

The Band – “Last Waltz” («Последний вальс»)

Режиссер Мартин Скорсезе, 1978.


Одним из монтажеров «Вудстока» был и будущий певец ночного Нью-Йорка Мартин Скорсезе. Нет сомнений - атмосфера лета любви и музыки повлияли на него настолько сильно, что в 1976 году он откликнулся на приглашение снять концертный фильм, который должен был поставить точку в истории The Band. То, что могло бы стать обычным концертом, снятым на пленку, обернулось событием, к которому понятие “ФИЛЬМ” относится в той же степени, что и “КОНЦЕРТ”. Съемки выступления в зале Winterland перемежаются с интервью, в которых члены группы вспоминают путь длиною в 16 лет - а на сцене сменяют друг друга Нил Даймонд, Эрик Клэптон, Мадди Уотерс, Боб Дилан, Джони Митчелл поет бэк-вокал на “Helpless” Нила Янга, за воспоминаниями о блюзовой легенде Сонни Бой Уильямсоне следует выступление другого мастера губной гармоники Пола Баттерфилда… «Нам хотелось, чтобы прощальный концерт был событием», - говорит в фильме гитарист Робби Робертсон - и многие не без основания считают эту работу Мартина Скорсезе лучшим концертным фильмом вообще.

7

“Abba: In Concert”

Режиссер Урбан Лассон, 1979.


Как ни странно, концерты были своего рода «слабым местом» одной из лучших поп-групп всех времен: хотя их туры неоднократно и снимались и записывались, на итоговых пленках из-за ошибок, присущих живым выступлениям, чаще всего оставались лишь барабаны и крики публики. И все же магия Abba оказалась запечатлена ближе к закату, в этапном для них 1979 году. Легендарный стадион «Уэмбли», сияющие Бьорн и Бенни, незатертая подборка песен, включая хиты с лучшего их альбома Voulez-Vous - если вы хотите узнать, какое отношение имеет бег трусцой к сочинению песен или что за нелегкая занесла на те концерты Джо Страммера и Джимми Пейджа, обязательно разыщите этот фильм.

8

Talking Heads – “Stop Making Sense”

Режиссер Джонатан Демми, 1984.


Череду фильмов-концертов великих групп, снятых известными режиссерами, продолжил недавно ушедший от нас автор «Молчания ягнят» Джонатан Демми, снявший в 1984 году фильм об одной из лучших групп «новой волны» Talking Heads. Сперва на сцене появляется Дэвид Бёрн, поющий под гитару и магнитофон, на следующей песне появляется бас-гитара, прямо за спиной выступающих собираются барабаны, выходят остальные музыканты, среди которых - бывший соратник Роберта Фриппа по King Crimson Адриан Белью… и смурная, кажущаяся замороченной в записи группа предстает одной из самых заводных и рок-н-ролльных в изначальном смысле этого слова. И мало-помалу начинаешь понимать, почему именно от этой группы так балдели питерские рок-модники во главе с самим Борисом Борисовичем.

9

“Hungarian Rhapsody: Queen Live in Budapest”

Волшебство Queen в Будапеште»)

Режиссер Янош Жомбояи, 1987.


Жителям Будапешта в 1986 году повезло как минимум дважды - Венгрия оказалась одной из немногих стран соцлагеря, до которой добрались еще те, настоящие Queen, запечатленные на пике концертной формы. Фредди восхищается городом, расписывается в книге посетителей, разучивает венгерскую народную песню - и вместе с товарищами по группе предлагает поклонникам шоу, по сконцентрированности энергии не уступающее куда более раскрученному концерту на стадионе «Уэмбли».

10

«Зеленый театр в Земфире»

Режиссер Рената Литвинова, 2008.


Увы, на отечественной сцене качественных фильмов-концертов куда меньше, чем хотелось бы - и тем приятнее исключения. К Земфире Рамазановой можно относиться как угодно - от сдержанного уважения до полного неприятия, но то, что ее появление на рок-сцене было не менее ярким, чем выход альбома «Морская», вполне очевидно. Выпустив два по сути поп-роковых диска, девушка из Уфы двинулась в неожиданном для поклонников направлении: явных хитов, равных «Ромашкам» или «Ариведерчи», от альбома к альбому становилось все меньше, зато концерты стали едва ли не интереснее записей.

На выступлении 2007 года, снятом для документального фильма Ренаты Литвиновой, есть все: щемящая лирика, ироничные интервью, архивные съемки с прыжками со сцены в толпу, любопытные негитарные аранжировки и по-хорошему непосредственное сценическое поведение. Впрочем, насколько хороша совместная работа одной из самых оригинальных исполнительниц «женского рока» и небезызвестного, хоть и эпатажного кинорежиссера, каждый может решить для себя сам.

Поделитесь с друзьями