Немецкий режиссер и художник Джулиан Розефельдт первоначально создал 13 коротких видео с различными высказываниями теоретиков искусства. Эти ролики показывали в различных музеях как части выставок и перфомансов. Позже Розефельдт решил объединить эти фрагменты в единую картину: он смонтировал их и презентовал на международном фестивале независимого кино «Сандэнс». Этот дебют не прошел незамеченным: еще до выхода в широкий прокат фильм получил высокие оценки кинокритиков и деятелей современного искусства.
Перед Розефельдтом стояли непростые задачи: кроме того, что нужно было визуально грамотно и логично соединить ролики в один фильм, стоило еще подумать, как сделать фильм актуальным для широкой аудитории. Не каждый арт-критик, художник, музейный работник или скульптор сможет вспомнить великие слова творческих манифестов Василия Кандинского или Казимира Малевича.
Джулиан Розефельдт решил пойти на риск и поработать на контрастах. Он стряхнул пыль со старых книг по искусству, нашел слова и цитаты великих творцов XX века, которые бы работали в современном контексте, решив подарить тем самым им вторую жизнь. Также для выполнения поставленной задачи он пригласил известную актрису Кейт Бланшетт и талантливого оператора Кристофа Краусса.
В кадре Бланшетт лихо перевоплощается в обычных людей, в чьих устах звучат громкие заявления и призывы, а Краусс это с маниакальной точностью запечатлевает. Однако этом контрасты не заканчиваются. Джулиан Розефельдт продолжает играть с человеческим восприятием и стереотипными ожиданиями зрителей. Если героиня говорит о динамичном, то перед зрителем возникает статичная сцена - только интонация и даже акцент Бланшетт стремительно меняются (именно поэтому в кинотеатрах фильм показывают на языке оригинала с субтитрами).
Бездомный посреди скудного урбанистического пейзажа рассуждает о том, что общий кризис капитализма отражается на культуре, а литература и искусство обанкротились. Новым искусством становится революция, и стоит занять определенную позицию, отбросив ложные иллюзии. Инвестиционный брокер прославляет риск, дерзость, молодость, отвагу, энергию. Страдания человека становятся не интереснее электрической лампочки. Домохозяйка из пригорода вместо молитвы перед трапезой произносит манифест Уорхола, что явно тяготит домочадцев (в этом эпизоде снялись муж и дети Бланшетт). Она выступает за искусство белых холодильников, плюшевых мишек, зонтов, и за искусство, которое таковым себя не считает. В качестве антагониста консервативной мамы выступает ученый, который ратует за очищение жизни от хлама и возвращения к эволюции. Люди становятся приверженцами больших отелей и светящихся аркад, а их дома должны выполнять весь спектр функций мощных машин.
«Кто не хочет дрожать, должен сделать шаг».
«Манифесто» - не просто режиссерский дебют художника и концептуалиста Джулиана Розефельдта, это его краткое руководство для желающих разобраться с понятием искусства. Получается нарочито, сложно, но режиссер к этому и стремился. Он не хочет упрощать - ему нравится, что зритель включается в творческий процесс и делает собственные выводы.
«Искусство есть все, что нас окружает».
Первоначально ролики с участием Бланшетт были видеоинсталляцией для Австралийского центра движущегося изображения и берлинского Музея современности. Позже Джулиан Розефельдт структурировал перфомансы актрисы в единый фильм. Хотя назвать это фильмом в классическом понимании сложно: нет развития сюжета, героини никак не связаны друг с другом, даже тема искусства и прекрасного размыта. Рассуждения заводского рабочего о красоте и дерзости архитектуры, его прославление прозрачности и чистоты выглядят абсурдными до тех пор, пока не появляется строгий балетмейстер с привычкой говорить «Нет».
«Нет сопричастности зрителя и артиста. Нет манерности. Нет эксцентричности. Нет трогательности и желая быть тронутым».
«Манифесто» - это больше, чем просто полуторачасовой фильм. Это квинтэссенция мыслей мировой культуры, которые могут звучать свежо и интересно в современном мире.
«Важно, чтобы искусство начиналось с идеи».
«Способность творить возникает не просто так».