Компиляция “Deep Six”
Sub Pop, 1986
Данный сборник 1986 года можно считать первым манифестом гранжа. Совсем ещё «зелёные» Soundgarden, Melvins, Skin Yard, Green River и ещё несколько исполнителей представили здесь свои первые композиции. Если вы хотите услышать, каким был гранж, когда он только появился на свет и еще не успел попасть в руки крупных лейблов и умелых продюсеров, - вам сюда.
Skin Yard – “Skin Yard”
C/Z Records, 1987
Перейдём к конкретным артистам и начнём с ранних примеров. То ли в 1986, то ли в январе 1987 года (данные на этот счёт разнятся) ограниченным тиражом вышел дебютный альбом группы Skin Yard. Тогда в составе коллектива ещё барабанил молодой Мэтт Камерон, которому будет суждено стать, пожалуй, главным драммером гранж-движения. Но и помимо Мэтта ту инкарнацию Skin Yard составляли люди, которые серьёзно повлияют на всю сцену Сиэтла – Джек Эндино, Дэниэл Хаус, Бен МакМиллан.
Mudhoney – “Superfuzz Bigmuff”
Sub Pop, 1988
Это не полноформатный, а только мини-альбом группы Mudhoney, но по степени влияния он может дать фору многим «полноценным» пластинкам. Звучание и мотивы “Superfuzz Bigmuff” нашли отклик в сердцах всех лидеров гранжа, включая самого Курта Кобейна.
Green River – “Dry as a Bone/Rehab Doll”
Sub Pop, 1990
На самом деле, это две пластинки – мини-альбом “Dry as Bone” и полноформатник “Rehab Doll”, но в 1990 году они были перевыпущены одним изданием. Нужно отметить, что принадлежность к гранжу более позднего и известного проект гитариста Стоуна Госсарда и басиста Джеффа Амента – Pearl Jam – рядом критиков и поклонников оспаривается (да и Курт Кобейн при жизни любил подколоть коллег). Дескать, вполне приятный для широкой публики они играли рок, и никакой особенной альтернативы там не имелось. Но с работы Green River – совсем иное дело. По важности записи этого недолго просуществовавшего коллектива фактически стоят вровень с “Deep Six” (особенно “Dry as a Bone”).
Nirvana – “Bleach”
Sub Pop, 1989
Дебютный студийник Nirvana, сегодняшний именинник, песни которого по отдельности записаны чуть ли не экспромтом, тем не менее, оказался непрост в плане сведения и микширования. Но итоговый результат оказался хорош. «Гранж на пороге славы», так его можно охарактеризовать. Искреннее и шумное выступление молодой, голодной и талантливой команды, которой было что сказать.
Mother Love Bone – “Apple”
Stardog/Mercury Records, 1990
Ещё один кратковременный проект Стоуна Госсарда и Джеффа Амента. Гранж вообще был богат на разнообразные творческие союзы и коллаборации (вероятно, сказался его изначально локальный характер – музыканты хорошо друг друга знали). Вот и здесь Стоун и Джефф, разойдясь во мнениях с Марком Армом в Green River, объединили усилия с Эндрю Вудом из Malfunkshun. Плодом сотрудничества стал альбом “Apple”. Не то чтобы его можно рекомендовать самому широкому кругу публики – вокал Вуда довольно специфичен и отнюдь не всем нравится. Да и сам по себе Энди являлся нетипичным фронтменом для гранжа. Он любил грим и эффектные наряды, проповеловал в текстах мир и любовь. Слушатели зачастую ищут от жанра отнюдь не это. Но тому, кто всерьёз хочет погрузиться в историю гранжа, мимо пройти будет невозможно. К сожалению, проект прекратил существование после скоропостижной смерти Эндрю Вуда.
Screaming Trees – “Uncle Anesthesia”
Epic, 1991
У классиков гранжа, разрабатывавших основы жанра ещё с середины 1980-х и умело вплетавших в своё звучание элементы психоделии, по-хорошему, слушать надо всю дискографию, от истоков до финала. Мы же выделим альбом “Uncle Anesthesia”, продюсером которого был Крис Корнелл из Soundgarden. Это был ещё не пик коммерческого успеха группы, но уже существенный прорыв.
Tad – “8-Way Santa”
Sub Pop, 1991
Группа Tad проходила творческое становление, скорее, под влиянием метала 1970-х, нежели панк-рока. Тем не менее, когда их музыкальной составляющей занялся будущий архитектор “Nevermind”, продюсер Бутч Виг, получилась весьма доступная для слушателей работа “8-Way Santa”, которую поклонники гранжа очень ценят.
Temple of the Dog – “Temple of the Dog”
A&M Records, 1991
Жизнь «миротворца» Эндрю Вуда оборвали проблемы с наркотиками и, как следствие, фатальная передозировка в марте 1990 года. В память о товарище Амент и Госсард приняли предложение Криса Корнелла об организации временного совместного проекта Temple of the Dog и записи одноимённого альбома. Помимо самого звучания, диск примечателен тем, что в ходе его подготовки Джефф и Стоун сработались с гитаристом Майком Маккриди и познакомились с Эдди Веддером. В становлении Pearl Jam проект Temple of the Dog играл ключевую роль.
Pearl Jam – “Ten”
Epic, 1991
Дебютный альбом Pearl Jam напоминает сборник лучших хитов. Многие песни с него по-прежнему составляют основу концертной программы ансамбля. Да, мы выше уже упоминали критику в адрес группы, заключающуюся в том, что она создаёт вполне себе «удобоваримый» и «безопасный» рок. Но, в конце концов, тот же Курт Кобейн, несмотря на демонстративное неприятие возросшей популярности, мог в душе досадовать из-за того, что “Ten”, вышедший до “Nevermind”, на волне успеха легендарного диска Nirvana тоже поднялся в глазах публики и «победил» друзей-соперников в коммерческом поединке. Пусть уж ценители спорят, но не упомянуть данный альбом мы просто не имеем права.
Nirvana – “Nevermind”
DGC Records, 1991
Что ещё можно сказать об альбоме, о котором написано уже бесчисленное множество текстов, статей, заметок? Который иные специалисты почитают завершающим аккордом 14-летней межконтинентальной эпохи господства панк-принципов («От “Never Mind the Bollocks” до “Nevermind”»)? Пиковый момент в истории гранжа, ориентир, пример для многочисленных подражаний. “Smells Like Teen Spirit” – гимн поколения, как бы пафосно и избито это не звучало, но и остальные песни тоже на уровне. Неувядаемая классика.
Soundgarden – “Badmotorfinger”
A&M Records, 1991
Трудно выделить какой-либо из первых четырёх студийников Soundgarden. Но если популярный “Superuknown” можно счесть несколько затянутым то “Badmotorfinger” (вышедший, стоит заметить, в один день с "Nevermind"!) длится именно столько, сколько нужно. Новый басист Бен Шеферд отлично вписался в состав и помог совершить прорыв на новые высоты.
Alice in Chains – “Dirt”
Columbia, 1992
Alice in Chains в своё время начинали карьеру под влиянием глэма, и их дебютный альбом “Facelift” несёт на себе некоторый отпечаток ранних увлечений. А вот “Dirt” – уже более цельная и зрелая работа, тяжёлая по звучанию и содержанию. В тот период участники коллектива, включая вокалиста Лейна Стейли, страдали от различных зависимостей, в результате чего тексты пластинки получились крайне депрессивной. Это обстоятельство не помешало диску достичь коммерческого успеха.
My Sister’s Machine – “Diva”
Caroline, 1992
Один из основателей My Sister's Machine, Ник Поллок, играл в группе Лейна Стейли, когда та ещё называлась Alice N' Chains. Но в итоге музыканты пошли каждый своим путём. Альбом “Diva” хорошо слушать после “Dirt” – можно сравнить, к чему коллективы Ника и Лейна пришли в 1992-м. По крайней мере, в заслугу My Sister’s Machine критики ставили мелодический талант. В то же время отмечалось, что на живых выступлениях группа Ника не столь выразительна, как ансамбль его бывшего напарника.
Gruntruck – “Push”
Roadrunner, 1992
В каждом музыкальном направлении есть группы, которые выпускали хорошие пластинки, но не достигли ощутимой популярности. Вот Gruntruck, например, отличавшиеся более «металическим», по сравнению с коллегами, звучанием. Их главное свершение – альбом “Push”. Вот только к популярности группа не прорвалась и вскоре распалась. В 1996 году воссоединилась вновь, эпизодически что-то делала, но в 2002-м развалилась уже окончательно.
Willard – “Steel Mill”
Roadrunner, 1992
Хорошее дополнение в коллекцию малоизвестных шедевров гранжа. Можно послушать хотя бы из любопытства, как звучала «самая пьющая группа Сиэтла». Возможно, именно излишняя любовь к весёлому времяпровождению предопределила малый жизненный срок Willard – вскоре после выхода альбома коллектив прекратил существование, их второй диск так и остался неизданным.
Nirvana – “In Utero”
DGC Records, 1993
Возможно, не совсем справедливо то, что Nirvana получает в подборке три позиции, по числу выпущенных ею альбомов, но как можно выбросить кого-нибудь из троицы за борт? Без “In Utero” обойтись никак нельзя. Злой, ершистый, нарочито грязный и сделанный в противовес коммерческому успеху “Nevermind”. Публика, тем не менее, оценила этот ход и новый диск раскупала неплохо. Не все критики приняли его хорошо изначально, но впоследствии немалую популярность получило мнение, что “In Utero” не хуже предшественника, а то и лучше него, и если вообще допустимо считать диск, продавшийся тиражом более 4 миллионов копий, считать «потерянным сокровищем», то это ярчайший пример.
Soundgarden – “Superunknown”
A&M Records, 1994
Сторонники этого альбома могут сказать, что чрезмерная для гранжа продолжительность “Superunknown” является лишь следствием большого количества творческих идей и возросшего мастерства. Музыканты тщательнее работали над песнями, экспериментировали со звучанием инструментов, добавляли элементы иных стилей. Поэтому на результат можно посмотреть и иными глазами. Не «затянутый альбом», а «а самое амбициозное и монументальное творение эпохи гранжа» (если к этому жанру можно применить такие эпитеты). Чего стоит одна только "Black Hole Sun"!
Stone Temple Pilots – “Purple”
Atlantic, 1994
Поставим в подборку не дебютный диск STP, “Core”, а второй альбом из-за того, что она являет собой образец одного из самых изобретательных творений гранжа. Коллектив приготовил густую смесь из блюз-рока, кантри, психоделики и ещё некоторых интересных ингредиентов и обогатил ими гранжевый саунд. Получилось, с одной стороны, интересно, с другой стороны, тогда, в 1994 году, это было верным признаком, что гранж понемногу размывается и теряет остроту.
Mad Season – “Above”
Columbia, 1995
Ещё одна интересная коллаборация, возникшая уже на закате эпохи гранжа. Здесь Майк Маккриди, Лейн Стейли, Барретт Мартин – заслуженные люди, чьё присутствие служит гарантией качества. Кроме того, это одна из последних работ Лейна, который пал жертвой своего нездорового образа жизни в 2002 году.