Для быстрого поиска начните вводить запрос

Взять «живым»! 10 великолепных концертных альбомов в истории рок-музыки

Когда на сцене лучше, чем в студии.
19 июня 2017 0
Джим Моррисон. Концерт группы The Doors.
Джим Моррисон. Концерт группы The Doors.
Денис Бочаров
автор

Меломаны, как известно, делятся на две категории: одни отдают предпочтение концертным (или, как еще сравнительно недавно было принято их негласно именовать, – заловым) альбомам, другие же их на дух не переносят. В пользу как одной, так и другой точки зрения существует ряд справедливых аргументов. Любители живого, непосредственного контакта с артистами утверждают, что именно концертники в полной мере сообщают слушателям все, на что действительно способны музыканты. Дескать, покажи свое мастерство в режиме реального времени, не будучи замаскированным всевозможными студийными ухищрениями и технологическими наворотами. Но именно по этой же причине прожженные аудиофилы, пуристы от саунда отказывают живым фонограммам в состоятельности. То есть, играйте концерты на здоровье, но увековечивать их на пленку необязательно. Ведь для этих целей студии звукозаписи как раз и существуют. Впрочем, давно уже не секрет, что многие концертные альбомы таковыми называются лишь номинально – ибо после первоначального фиксирования они все равно доводятся до ума в студии.

Как бы то ни было, давайте, не вступая в полемику ни с любителями живых записей, ни с их хулителями, примем на время сторону меломанов из первой категории и вспомним несколько действительно знаковых концертных дисков. Тем более, что в ряде случаев они принесли своим создателям куда больше дивидендов, чем студийные релизы.


The Who “Live At Leeds”

1970


Концертные записи группы The Who – случай в истории рок-н-ролла особый. По простой причине: этот коллектив – один из очень немногих, где никто не выполнял роль статиста. Все инструменталисты были в равной степени восхитительны. Что из этого следовало? Только то, что практически на каждой выпущенной британцами работе гитарист Пит Таунсенд, вокалист Роджер Долтри, басист Джон Энтуистл и барабанщик Кит Мун из кожи вон лезли, дабы уесть, «сделать» друг друга.

Особенно это заметно на их лучшем живом диске, записанном в начале 1970-го в стенах столовой Лидского университета. Ребята добиваются удивительного, в чем-то даже парадоксального эффекта: не шибко стремясь сделать слаженную запись (оно и понятно – четырем виртуозам чрезвычайно сложно не выпячиваться), The Who создали мощнейшую, неотразимую стену звука. Буквально от каждого трека – мурашки по коже. В результате на свет появилась пластинка, которую вплоть до сегодняшнего дня многие музыковеды склонны считать лучшим концертным аудиодокументом всех времен.

The Doors “Absolutely Live”

1970


Этот диск любопытен и ценен хотя бы вследствие одного обстоятельства: “Absolutely Live” представляет собой группу на пике исполнительских возможностей. Записанный и выпущенный за год до безвременной кончины Джима Моррисона, данный альбом является единственным официальным сборником концертных записей The Doors, изданным при жизни харизматичного фронтмена.

Сия коллекция хитов (“Break On Through”, “When The Music’s Over”, “Alabama Song”, “Five To One” и др.) доукомплектована театрализованной мини-пьесой “The Celebration Of The Lizard”. При помощи этого псевдо-концептуального лирико-музыкального полотна вокалист убедительно продемонстрировал, что является, помимо всего прочего, одним из ярчайших – пусть своевременно в полной мере и недооцененных – поэтов. Да, отдельных аплодисментов заслуживает вещица “Close To You” – дебют клавишника Рэя Манзарека в роли вокалиста.

Deep Purple “Made In Japan”

1972


О, сколько уже было отпущено лестных эпитетов в адрес этого двойного LP, которому в текущем году, кстати, исполняется сорок пять лет! Сказать, что эта работа по умолчанию входит в десятку величайших концертников за всю историю звукозаписи, – значит не сказать ничего. Что же касается отношения к нему отечественных, «олдовых» поклонников, то можно, с изрядной долей уверенности предположить: в России альбом “Made In Japan” с легкостью оккупирует верхнюю строчку соответствующего символического хит-парада, оставив далеко позади возможных преследователей. Наибольшей удачей в «пурпурной» истории этот диск называл и каждый из участников записи (за исключением, возможно, вокалиста Иэна Гиллана). Вслушиваясь в то, что вытворяют музыканты на протяжении без малого полутора часов, с данной оценкой трудно не согласиться.

Примечательно, что группа, никогда не пользовавшаяся бешеной славой в США (по сравнению, например, с теми же Led Zeppelin), на сей раз сорвала банк. Шестая строчка, на которую взобрался “Made In Japan”, по сей день остается крупнейшим чартовым достижением Deep Purple в Америке.

Rainbow “On Stage”

1977


Восторженные отзывы критиков, а также теплый прием, оказанный выпущенному годом ранее альбому “Rising”, были блистательно закреплены данным концертником. Если абстрагироваться от того обстоятельства, что дискография Rainbow не знает двух студийных альбомов подряд, записанных одним и тем же составом, то, в качестве некоего «утешительного» эпизода может служить пластинка “On Stage”: здесь те же действующие лица, что отметились на великолепном лонгплее «Радуга восходит».

Ричи Блэкмор всегда неровно дышал к живым записям. Как в бытность участником Deep Purple, так и руководя проектами Rainbow и Blackmore’s Night, «человек в черном» никогда не упускал возможности продемонстрировать, чем реально живут его коллеги по группе. Концертных альбомов он нам подарил немало. Тем непредсказуемее порой казался принцип, коим Ричи руководствовался при составлении сет-листов, в итоге ложившихся в основу live albums. В частности, чем объяснить то, что на “On Stage” пластинка “Rising” практически не представлена (исключение составляет разве что фрагмент из композиции “Starstruck”), доподлинно знает только он сам. Впрочем, релиз от этого не шибко пострадал, здесь хватает приятных сюрпризов: от премьерного исполнения вещицы “Kill The King”, которая украсит следующий студийник Rainbow “Long Live Rock’n’Roll”, до щедрого реверанса в сторону «темно-лилового» прошлого – композицию “Mistreated” Ронни Джеймс Дио исполняет как минимум не хуже, чем Дэвид Ковердейл.

Wings “Wings Over America”

1976


Много ли у вас шансов заставить людей прослушивать собственный тройной концертный альбом? Едва ли, если только вы не Пол Маккартни. Несмотря на внушительный хронометраж (данный опус магнум длится почти два часа), перегруженным релиз нисколько не выглядит. Собранный из записей со всех концертов во время тура по США весной 1976 года, “Wings Over America” занял первое место в чарте «Billboard», а в национальном хит-параде Великобритании поднялся до восьмой строчки. По всему миру было продано несколько миллионов экземпляров альбома.

К середине семидесятыхх Пол уже окончательно вышел из довлевшей над ним тени «битловского прошлого», а посему стал относиться к наследию ливерпульской четверки более спокойно и даже трепетно, что с удовольствием демонстрирует до сих пор. Известно, что на первых порах Маккартни принципиально отказывался включать в концертную программу The Wings что-либо из сочиненного и записанного им в шестидесятых. В данном же случае он порадовал публику аж шестью номерами из каталога The Beatles.

Но даже не в этом заключается основная прелесть тройного LP – просто здесь ансамбль звучит не как «сырьевой придаток» патрона, а как вполне самоценный проект. В качестве лишнего доказательства того, что «Крылья» летят со свободно расправленными (пардон за каламбур) крыльями, служат фрагменты, где Пол выходит из света софитов и дает посолировать коллегам: исполненные Денни Лейном “Time To Hide”, “Go Now” и “Spirits Of Ancient Egypt”, а также “Medicine Jar”, где вокальные способности демонстрирует Джимми Маккалох, добавляют альбому пикантности и свежести.

Status Quo “Live”

1977


Одни из самых плодовитых артистов в истории рока, убежденные адепты напористого буги, британцы Status Quo довольно долго шли к созданию своего первого концертного продукта. На момент выхода пластинки “Live” в марте 1977 года за плечами Френсиса Росси и компании было уже порядка десяти студийных релизов и множество синглов. Вошедший в Тор 10 нескольких европейских стран, диск показывает нам Quo примерно такими, какими они на тот момент, видимо, и хотели казаться: далекими от традиций агонизировавшего прог-рока и плюющими на набиравшую обороты панковскую истерию, бескомпромиссными рок-н-ролльщиками, на сто процентов уверенными в собственной правоте.

Очень крепкая, цельная работа, хотя один момент все же вызывает некоторое недоумение: фонограмма почему-то не включает в себя лихую вещицу “Down, Down”, являвшуюся на тот момент главным хитом группы. Ну да поди пойми их, этих музыкантов…

Scorpions “Tokyo Tapes”

1978


«Токийские пленки» появились в довольно-таки любопытный период биографии Scorpions. Точнее, они обозначили конец первого этапа творческого пути тевтонских рокеров. Данный отрезок «скорповой» истории частенько обходят стороной – и совершенно напрасно. Ибо с начала 70-х вплоть до предшествовавшего живому двойнику “Tokyo Tapes” студийного альбома “Taken By Force” парни поставляли работы отменного качества. Да, в них еще не было той ярко выраженной коммерческой отполированности, позволившей музыкантам в итоге по-настоящему завоевать западный рок-н-ролльный рынок, но изысканности и изобретательности было на порядок больше.

Во многом это связано с присутствием в рядах команды Ульриха Рота, гитариста-виртуоза, начинявшего музыкальную палитру Scorpions фантастическими поливами. Однако к моменту выхода великолепного “Tokyo Tapes” Рот порядком пресытился прямолинейной хард-роковой эстетикой, которую коллеги эксплуатировали все активнее. Ему захотелось реализоваться в качестве сольного артиста, исполняющего более эстетский и импровизационно богатый материал. И, как это случается в роке довольно редко, в выигрыше остались обе стороны. Ульрих, пойдя своим путем, сделал внушительную (хотя и не такую громогласную, как у экс-коллег) карьеру, а Scorpions, укомплектовавшись новым гитаристом Матиасом Йабсом, наконец-то обрели долгожданный коммерческий успех.

Thin Lizzy “Live And Dangerous”

1978


Перед нами как раз тот случай, когда слушатель сам волен решать, что, собственно, перед ним: полноценный живой альбом или доведенный до ума кудесниками-звукоинженерами концертно-студийный продукт. Гордые ирландские рокеры, связанные контрактными обязательствами, решили выпустить этот двойной live album после того, как их продюсер Тони Висконти отказался работать над очередным студийным релизом, сославшись на нехватку времени.

Что ж, не было, как говорится, счастья… Фил Линотт сотоварищи засел за прослушивание различных архивных записей, сделанных группой в ходе ранних турне. Целью было отобрать наиболее удачные варианты и скомпоновать из них двойную пластинку. Первая половина 1978 года была посвящена студийному подчищению огрехов, неизбежных в концертных условиях. Спекуляции на тему того, каков именно процент живого контента на финальной фонограмме, и насколько велик вклад звукорежиссеров, не утихают до сих пор. Однако история показала, что покупателям пластинок, было, по большому счету, все равно: в Великобритании “Live And Dangerous” поднялся до второй строчки и стал, возможно, самым колоритным и показательным диском Thin Lizzy за всю карьеру.

Queen “Live Killers”

1979


Величие и исключительность студийных записей Queen настолько безусловны и непререкаемы, что к концертным работам группы принято относиться неоднозначно. Природный вокальный гений Фредди Меркьюри, к тому же, доведенный до абсолюта усилиями суперпрофессиналов-продюсеров, не всегда служит величайшему поп-рок-певцу всех времен и народов добрую службу. Здесь нет ничего удивительного: не секрет, что мастера порой становятся заложниками тех высоких стандартов, которые сами для себя устанавливают.

Конечно, «королевские» произведения, увековеченные на лучших студийных лонгплеях коллектива, не всегда просто воспринимать со сцены. Это архисложные как в плане пения, так и инструментального сопровождения, полотна – воспроизводить их, что называется «в ноль», весьма затруднительно. Но квины не были бы квинами, если бы этого не осознавали. Их живые записи поэтому и самоценны, что заметно отличаются от канонических студийных версий.

И пластинка “Live Killers” с блеском это демнострирует: мини-попурри “Death On Two Legs”/“Killer Queen”/“Bicycle Race”/“I’m In Love With My Car”; альтернативная «предметаллическая» версия “We Will Rock You”, акустический сет, состоящий из “Dreamer’s Ball”, “Love Of My Life” и “39” – роскошные аудио-подарки не только для убежденных «квиноманов».

Motorhead “No Sleep 'til Hammersmith”

1981


Через шесть лет после основания рок-угарного проекта Motorhead яростный рев его основателя Лемми Килмистера достучался таки до самого массового слушателя. Причем сделал это с обезоруживающей бескомпромиссностью. Случаи, когда наибольшим коммерческим успехом во всей дискографии пользуются именно концертные альбомы, крайне редки. А применительно к такой, не признающей условностей и не выносящей нежностей телячьих, команде, как Motorhead, подобный благодарный жест судьбы представляется и вовсе уникальным.

Записанный весной 1981-го в ходе турне коллектива по Англии и Северной Ирландии “No Sleep ‘til Hammersmith” стал единственным альбомом группы, сумевшим взобраться на верхушку британского хит-парада. Такой успех может показаться неожиданным и даже в чем-то удивительным, если мы не вспомним старую, как мир, истину: «Да здравствует рок-н-ролл!». Старина Лемми честно следовал данному постулату всю жизнь.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями