Легендарными рок-записями наше время не удивить – выбор велик, но альбом «Клуб местной промышленности» группы «Восточный синдром» оказался релизом уникальным. Альбом 1988 года, издаваемый в июне лейблом «Геометрия» в формате CD/DVD, выходит на носителях вообще – впервые. Тайной альбом, конечно, не был, упоминался в справочных интернет-порталах, однако, почти не распространялся. Теперь же он появляется на нашем рынке, как всплывший из тумана прошлых веков утонувший корабль, некогда блестящий, теперь скрытый временем и забытый. При нём имеются даже погибшая команда и, «как положено», трюмы, полные сокровищ. Из какого же порта вышел этот корабль, и что послужило причиной его безвременной гибели?
В русском роке сейчас катастрофически не хватает чудес и героев, но они на самом деле у нас есть. История жанра дала много историй, достойных блокбастеров, роад-муви и триллеров и лишь ждёт мастеров кино – эти истории только надо умело рассказать. Жизнь группы «Восточный синдром» - музыкальная трагедия, выдержанная вполне в традициях жанра. Группа появилась в 1987 году городе Магадан – столице Колымского края (можно представить пейзаж на титрах фильма). Положение музыкантов определялось близостью Японии и Америки, и, как следствие, доступностью инструментов и знанием музыкальных тенденций (вот и готова первая сцена будущего байопика). «Восточный синдром» создал свой музыкальный язык, вполне на уровне трендов того времени, - среди сравнений мелькают порой такие названия, как Talking Heads и King Crimson.
На магнитофонах страны играли первые два альбома группы - «Студия-13» (1987) и «С ключами на носу» (1988, оба переизданы лейблом «Геометрия», соответственно, в 2009 и 2014 годах), меломаны и журналисты, искавшие новый звук, запомнили тогда группу на всю жизнь. Среди сплетённых в музыке «Восточного синдрома» стилей можно найти психодел, прогрессив, новую волну, фри-джаз. Инструментальные безумства становятся истеричной картиной времени, которое пыталось себя организовать, но у него это катастрофически не получалось – картиной более трагичной, чем резавшие тогда правду-матку группы-митинги и группы-лозунги.
«Клуб местной промышленности», издающийся впервые, считается третьим и последним альбомом основной дискографии группы. Он назван по зданию на обложке, в котором находились магаданские Молодёжный Центр и Рок-клуб - там и были сделаны главные записи команды.
Звук альбома создаёт ощущение скольжения (есть и композиция с таким названием), переходя к импровизациям, которые, для тогдашнего рок-слуха, склонного к хард-маршам, звучали, что скрывать, порой диковато. В этом отношении, в настоящее время, мы сделали шаг вперёд. Навязчивый образ воды в песнях «Синдрома» будил ассоциации с кино Андрея Тарковского – безусловной интеллектуальной звезды того времени – и царил в клипе… «Вода», который есть на DVD-диске альбома.
Издательсткая политика тех времён не всегда была последовательной – реальным был шанс, повторив запись, сделать её более интересной. Поэтому на альбоме есть и известные по другим релизам песни, и редкие композиции - от героически нервного боевика «Кельт» до впервые изданного трека «Космонавт». Удивительная нью-вейв-красота таится в бонусах – например, в песнях «Вода» и «Гетто над Влтавой». Выделяется трек «Импровизация» - он стал результатом вспышки музыкального креатива в стиле «фри» на одной из репетиций, и чудом сохранился только в аудио-варианте. На DVD есть варианты важных композиций, например, легендарных песен «Кукла» («Перевязанный скочем»), «Вода» («Танец») – манера лидера Константина Битюкова, воспринимается на видео много понятнее. Музыканты группы, может быть, и старались быть проще, но у них не всегда это получалось.
Отдельной строкой отметим работу над оформлением. Его история начинается в 1989 году, когда на ленинградской «Мелодии» готовился к изданию, но так и не вышел, альбом «Восточного синдрома» «С ключами на носу». Обложку для него нарисовал художник из Киева Юрий Тугушев. Для «Клуба местной промышленности» Тугушев создал новый дизайн, точно попадающий в настроенние трансцендентности и психоделии, царящее в записях группы.
«Восточный синдром» в 1989 году перебирается в рок-столицу страны – Ленинград/Санкт-Петербург. Про группу широко узнали в ходе конкурса легендарного журнала «Аврора» - от «рок-дилетанта» Александра Житинского. Следуют фестивали - «Рок Аврора-89», «Сырок-2» (Москва), «Полный гудбай» (Киев) - это стало пиком карьеры группы – именно эти записи стали основой DVD-диска нового альбома.
Затем было долгое и тяжёлое завершение истории - многие участники ансамбля умерли – по разным причинам. Но не все – один из основателей команды, гитарист Александр «Панама» Пономарёв обосновался в Санкт-Петербурге и стал эдаким «серым рок-кардиналом» – школа «Синдрома», актуальная и продвинутая, помогла ему реализоваться в самых разных качествах. Пономарёв имеет крутой послужной список, он участвовал в работе групп «Аквариум», «Алиса», «Сплин», «Би-2», «Сети».
«Восточный синдром» - группа удивительной и странной судьбы, показывающей, каким путём могла бы пойти наша рок-музыка. Некоторые источники утверждают, что «настоящий» рок у нас именно тогда закончится. Но самом деле, он тогда только начался, но, правда, очень ненадолго – это была вспышка прогресса и прогрессивности, это было поколение рокеров, чьё появление тогда казалось естественным. Магаданцы, в ряду других команд, играли музыку ни на кого не похожую, продвинутую и мастерскую. Среди них – пропавшие в туманах 90-х «Кошкин дом», «Апрельский марш», «Не Ждали», «Миссия Антициклон» и, например, ныне здравствующие и оставшиеся современными и изысканными, герои фестиваля «Подольск-87» - нижегородцы «Хроноп». Выжили тогда ещё «АукцЫон» и «Вежливый отказ» - благодаря особым качествам, толерантности к переменам, верности себе. Только изысканный андеграунд поднял на щит эту генерацию групп, как оказалось, не имевшую шансов. «Восточный синдром» среди них – особенные и самые завёрнутые. Они далеки от трендов «русского рока», но это группа из России – и судьбой, и психоделией.
Битюков, Пономарёв и Ко. чувствовали музыкальный тренд эпохи совершенно перпендикулярно массовому ощущению времени. И никому не придёт в голову сказать, что «Восточный синдром» жив. Это чудо отечественого рока мы потеряли и прозевали, променяли на массовый дансинг и шансон, но и сейчас можно слушать музыку а, значит, двигаться дальше.