Для быстрого поиска начните вводить запрос

Питер Мёрфи: Темный князь

К 60-летию «крёстного отца готик-рока».
11 июля 2017 0
Питер Мёрфи: Темный князь

60 лет назад, 11 июля 1957 года, в окрестностях английского города Нортхэмптона появился на свет Питер Джон Джозеф Мёрфи. Ныне у этого артиста много прозвищ – «Король готов», «Крёстный отец готик-рока», «Тёмный князь». Питер действительно является одной из культовых фигур современной популярной музыки, чьи стиль, исполнительская манера и песенная лирика стали основой и образцом для целой субкультуры. Мёрфи получил известность в качестве фронтмена группы Bauhaus, но разногласия между ним и остальными участниками привели к довольно быстрому распаду коллектива. Певец не стушевался и сделал не менее интересную сольную карьеру, которая успешно продолжается и в настоящее время. Soyuz.Ru вспоминает этапы большого пути одного стильного и влиятельного музыканта родом из 80-х годов.


Путь к успеху: Готика и фатализм

Есть немало видных артистов, в описаниях жизненного пути которых говорится, что они начали музицировать чуть ли не во младенчестве и с самых ранних лет всячески демонстрировали дарованные природой таланты, а в подростковом возрасте уже активно играли в разных школьных/локальных группах. Но наш сегодняшний герой являет собой пример иного типа. В первые 20 лет жизни немногое указывало на его дальнейший карьерный путь. Однако Питер – хорошее подспорье для людей-фаталистов, разделяющих тезис о том, что «судьба согласного ведёт, а противящегося - тащит».

Младший из девяти детей в строгой католической семье, певец позже вспоминал, что его мать любила напевать различные мелодии. Это и стало знакомством Мёрфи с музыкой. В целом, душа молодого человека тянулась к искусству, он пробовал что-то рисовать или писать (что именно – непонятно, но точно, что это были не слова к песням). Мёрфи увлекался Дэвидом Боуи, Игги Попом и глэм-роком – так ведь многие юные англичане в 1970-е прошли через это. Но Питер-тинейджер был, как сейчас говорят в таких случаях, «несоциализированным», он даже в художественный колледж (заведение, через которое прошло немало известных британских рокеров и панков) из-за этого не поступал, предпочтя работать ассистентом печатника. Привели бы к чему-нибудь упомянутые его тогдашние творческие пробы, неизвестно.

Питер Мёрфи в подземельях лондонского Раундхауза на съемках клипа "Ziggy Stardust", 1982 г.

Питер Мёрфи в подземельях лондонского Раундхауза на съемках клипа "Ziggy Stardust", 1982 г.

События, тем не менее, получили новое развитие. Гитарист Дэниэл Эш, бывший одноклассник Питера, как оказалось, не забыл своего эффектно выглядящего приятеля. Он видел в Мёрфи вокалиста, недостающее звено в своём с братьями Дэвидом и Кевином Хаскинсами коллективе, и пригласил товарища в состав. Мёрфи не отказался от такой шикарной возможности для самовыражения и обретения уверенности в своих силах.

Есть разные версии, как правильно переводить на русский термин “gothic rock” – как «готический» или же как «готский». Изначально верным был, вроде как, второй вариант (значение которого подразумевает оттенок «варварства»), но затем жанр эволюционировал в сторону первого. Так или иначе, Bauhaus в целом и Мёрфи в частности также совершили этот дрейф. Питер в начале истории группы, по сохранившимся сведениям, вёл себя на сцене весьма агрессивно и порой даже бросался на зрителей. Но вскоре группа и её фронтмен, при сохранении прежней экспрессии, перешли к более артистичным и театрализованным выступлениям, окрашенным в чёрные тона, задав, таким образом, каноны жанра.

Питер Мёрфи в составе группы Bauhaus

Питер Мёрфи в составе группы Bauhaus

Bauhaus распались очень быстро, не дотянув даже до пятилетнего рубежа совместной деятельности. Другие участники в дальнейшем сотрудничали под вывесками Tones on Tail и Love and Rockets, Мёрфи же пошёл своей дорогой. Сначала он создал совместную запись с бывшим басистом группы Japan Миком Карном в рамках проекта Dalis Car. А затем уже ушёл в полноценный самостоятельный поход.

Питер, как и его коллеги по Bauhaus, после распада коллектива старался отойти как от прежнего звучания, так и образа. В случае певца дополнительным фактором стала его женитьба на турчанке, интерес к восточной культуре и, как результат, переход в мусульманскую веру и переезд на родину супруги. Всё это отразилось в его творчестве.

Сегодня мы уделим внимание именно сольным произведениям Питера. Увы, но его собственные альбомы зачастую оказываются (и совершенно несправедливо) в тени наследия Bauhaus. В юбилей Питера мы отдадим должное именно его личной дискографии.

12 ключевых сольных треков Питера Мёрфи

Питер никогда не был, что называется, «конвейерщиком», за 30 лет он выпустил 9 сольных альбомов и вдумчиво подходил к работе над пластинками. Прекрасных и просто хороших композиций в его послужном списке хватает, выбор оказался совсем не прост, и он может быть оспорен. Но мы остановились именно на таком варианте.

1

“Canvas Beauty”

1986

Дебютный полноформатный сольник Мёрфи, “Should the World Fail to Fall Apart”, не был успешен в коммерческом отношении. Обычно считается, что он является отражением периода, когда певец всё ещё искал самого себя после распада Bauhaus. Тем не менее, в ретроспективе альбом видится более цельным и гармоничным произведением, чем более поздние не всегда очевидные эксперименты Питера и его сближения и отдаления с восточными мотивами. Очень характерен открывающий трек – «медлячок» “Canvas Beauty”. Здесь и смягчённое звучание, и более романтическая атмосфера, и фирменный узнаваемый вокал. Мик Карн говорил, что они с Питером оказались слишком разными людьми, чтобы продолжать совместный труд в рамках Dalis Car. Но “Canvas Beauty” ясно показывает, что сотрудничество с Миком для Мёрфи не прошло бесследно.

2

“Blue Heart”

1986

А вот совершенно иной пример с дебютного альбома Питера. Более гитарная композиция, притом ориентированная на танцевальную составляющую благодаря быстрому электронному ритму. Ну и, конечно, мгновенно запоминается запев Мёрфи “Was it a lie / Was it the truth / Does your blue heart turn away / As you hit the roof”. Вообще, подобные «героические» запевы являются одной из ярких «фишек» артиста.

3

“Time Has Got Nothing to Do with It”

1988

Питер продолжил творческое движение с альбомом “Love Hysteria”. Диск неплохо продавался в США, чему поспособствовали синглы “Indigo Girls” и “All Night Long”. Не умаляя их достоинств, мы всё же порекомендуем обратить внимание и на песню “Time Has Got Nothing to Do with It”, которая вначале вроде и не представляет собой ничего особенного, и разворачивается довольно неторопливо. Кульминации композиция достигает уже почти в самом финале. Такое последовательное развитие и создаёт впечатление довольно убедительной работы.

“Cuts You Up”

1989

4

Наиболее известный трек самого успешного альбома Мёрфи (“Deep” 1989 года). Этим, собственно, всё сказано. Некоторые критики упрекали Питера в излишней стилизации под его вдохновителя Дэвида Боуи. Может, так оно и есть, но, во-первых, подражать Боуи совсем не зазорно, а, во-вторых, к началу 1990-х у Хамелеона рок-музыки с хитами стало совсем туго. Посему, раз уж мэтр не может, знамя должны подхватывать более молодые.

“A Strange Kind of Love”

1989

5

Другой сингл с “Deep” и очень контрастная вещь по отношению к “Cuts You Up”. Возможно, самая сильная баллада в каталоге Питера.

“Hit Song”

1992

6

Альбом “Holy Smoke”, в котором получили развитие тенденции использования Питером турецких мотивов в звучании, не обрёл такого же успеха, как его предшественник. Однако композиция, иронически озаглавленная “Hit Song”, - возможно, самое очаровательное завершение пластинки в карьере певца. В песне прекрасно всё – неспешный поступательный ритм, скрипичная секция и драматический вокал самого Мёрфи. А всё-таки жаль, что она не стала хитом.

“Subway”

1995

7

Следующая пластинка, “Cascade”, ознаменовала возвращение Питера к более электронному, синтезаторному звучанию. Ход оказался довольно удачным, а лучшим номером стала атмосферная “Subway” (о да, и здесь присутствуют эти самые характерные запевы Питера). Неспроста обновлённая версия этой композиции позже увенчала собой следующий студийник Мёрфи.

“I'll Fall with Your Knife”

1995

8

В отличие от “Subway”, в этой песне с альбома “Cascade” значение инструментальной части (в которой ведущую роль играет, к слову, гитара) сведено к необходимому сопровождению. А так доминирует сам Питер, чей голос и декларирует текст-посвящение, и ведёт мелодическую линию.

“My Last Two Weeks”

2002

9

Самая необычная и экспериментальная работа в дискографии Мёрфи – альбом “Dust” 2002 года. Тут сочетаются элементы, классики, этнической музыки, транса и прогрессива. Критики оценили диск высоко, хотя многие поклонники прежнего творчества певца остались в недоумении. Сам Питер особо гордился композицией “Your Face”, но мы рискнём, упомянув его авторское мнение, порекомендовать обратить внимание всё же на другое творение – “My Last Two Weeks” – и назвать именно его самым чарующим моментом пластинки.

“Face the Moon”

2004

10

После такого явного и глубокого путешествия на восточные музыкальные территории Мёрфи спустя два года вернулся к более традиционным творческим формам. “Unshattered”, пожалуй, наименее примечательный и интересный сольник Питера, но композиция “Face the Moon” выполнена в его лучших традициях. Вскоре после выхода альбома Мёрфи отправился искать вдохновения в составе возрождённых Bauhaus.

“The Prince & Old Lady Shade”

2011

11

Окончательно разуверившись в перспективах своей бывшей группы, а также вновь поработав спустя четверть века с Миком Карном (к сожалению, скончавшимся от рака в ходе подготовки нового альбома Dalis Car), Питер вернулся к сольной деятельности. Альбом “Ninth” (строго говоря, восьмой, но если считать концертник “aLive Just for Love”, то всё-таки девятый) удивил как утяжелённым звучанием, так и тем, насколько органично Питер совершил этот переход. Сразу ряд песен оказались крайне удачными и вошли в «золотой фонд» певца – “Velocity Bird”, “Seesaw Sway”. Но особо мы выделим “The Prince & Old Lady Shade”, изначально бывшую лишь би-сайдом пилотного сингла “I Spit Roses”. Настоящая вершина альбома и квинтэссенция перемен в творчестве Мёрфи.

“Holy Clown”

2014

12

Последний, на данный момент, сольник Мёрфи, “Lion”, получился даже ещё более жёстким, чем “Ninth”. Откровенно говоря, к продакшну Мартина “Youth” Гловера (басиста группы Killing Joke) имеются некоторые вопросы. Звук порой сваливается в форменную кашу, а вокал звучит недостаточно внятно. Однако это не отменяет того обстоятельства, что материал альбома, в целом, хорош, а “Holy Clown” – настоящий высококлассный рок-боевик. Так решительно и бескомпромиссно Питер не звучал, пожалуй, даже в молодости.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями