60 лет назад, 11 июля 1957 года, в окрестностях английского города Нортхэмптона появился на свет Питер Джон Джозеф Мёрфи. Ныне у этого артиста много прозвищ – «Король готов», «Крёстный отец готик-рока», «Тёмный князь». Питер действительно является одной из культовых фигур современной популярной музыки, чьи стиль, исполнительская манера и песенная лирика стали основой и образцом для целой субкультуры. Мёрфи получил известность в качестве фронтмена группы Bauhaus, но разногласия между ним и остальными участниками привели к довольно быстрому распаду коллектива. Певец не стушевался и сделал не менее интересную сольную карьеру, которая успешно продолжается и в настоящее время. Soyuz.Ru вспоминает этапы большого пути одного стильного и влиятельного музыканта родом из 80-х годов.
Путь к успеху: Готика и фатализм
Есть немало видных артистов, в описаниях жизненного пути которых говорится, что они начали музицировать чуть ли не во младенчестве и с самых ранних лет всячески демонстрировали дарованные природой таланты, а в подростковом возрасте уже активно играли в разных школьных/локальных группах. Но наш сегодняшний герой являет собой пример иного типа. В первые 20 лет жизни немногое указывало на его дальнейший карьерный путь. Однако Питер – хорошее подспорье для людей-фаталистов, разделяющих тезис о том, что «судьба согласного ведёт, а противящегося - тащит».
Младший из девяти детей в строгой католической семье, певец позже вспоминал, что его мать любила напевать различные мелодии. Это и стало знакомством Мёрфи с музыкой. В целом, душа молодого человека тянулась к искусству, он пробовал что-то рисовать или писать (что именно – непонятно, но точно, что это были не слова к песням). Мёрфи увлекался Дэвидом Боуи, Игги Попом и глэм-роком – так ведь многие юные англичане в 1970-е прошли через это. Но Питер-тинейджер был, как сейчас говорят в таких случаях, «несоциализированным», он даже в художественный колледж (заведение, через которое прошло немало известных британских рокеров и панков) из-за этого не поступал, предпочтя работать ассистентом печатника. Привели бы к чему-нибудь упомянутые его тогдашние творческие пробы, неизвестно.
События, тем не менее, получили новое развитие. Гитарист Дэниэл Эш, бывший одноклассник Питера, как оказалось, не забыл своего эффектно выглядящего приятеля. Он видел в Мёрфи вокалиста, недостающее звено в своём с братьями Дэвидом и Кевином Хаскинсами коллективе, и пригласил товарища в состав. Мёрфи не отказался от такой шикарной возможности для самовыражения и обретения уверенности в своих силах.
Есть разные версии, как правильно переводить на русский термин “gothic rock” – как «готический» или же как «готский». Изначально верным был, вроде как, второй вариант (значение которого подразумевает оттенок «варварства»), но затем жанр эволюционировал в сторону первого. Так или иначе, Bauhaus в целом и Мёрфи в частности также совершили этот дрейф. Питер в начале истории группы, по сохранившимся сведениям, вёл себя на сцене весьма агрессивно и порой даже бросался на зрителей. Но вскоре группа и её фронтмен, при сохранении прежней экспрессии, перешли к более артистичным и театрализованным выступлениям, окрашенным в чёрные тона, задав, таким образом, каноны жанра.
Bauhaus распались очень быстро, не дотянув даже до пятилетнего рубежа совместной деятельности. Другие участники в дальнейшем сотрудничали под вывесками Tones on Tail и Love and Rockets, Мёрфи же пошёл своей дорогой. Сначала он создал совместную запись с бывшим басистом группы Japan Миком Карном в рамках проекта Dalis Car. А затем уже ушёл в полноценный самостоятельный поход.
Питер, как и его коллеги по Bauhaus, после распада коллектива старался отойти как от прежнего звучания, так и образа. В случае певца дополнительным фактором стала его женитьба на турчанке, интерес к восточной культуре и, как результат, переход в мусульманскую веру и переезд на родину супруги. Всё это отразилось в его творчестве.
Сегодня мы уделим внимание именно сольным произведениям Питера. Увы, но его собственные альбомы зачастую оказываются (и совершенно несправедливо) в тени наследия Bauhaus. В юбилей Питера мы отдадим должное именно его личной дискографии.
12 ключевых сольных треков Питера Мёрфи
Питер никогда не был, что называется, «конвейерщиком», за 30 лет он выпустил 9 сольных альбомов и вдумчиво подходил к работе над пластинками. Прекрасных и просто хороших композиций в его послужном списке хватает, выбор оказался совсем не прост, и он может быть оспорен. Но мы остановились именно на таком варианте.
“Canvas Beauty”
1986
Дебютный полноформатный сольник Мёрфи, “Should the World Fail to Fall Apart”, не был успешен в коммерческом отношении. Обычно считается, что он является отражением периода, когда певец всё ещё искал самого себя после распада Bauhaus. Тем не менее, в ретроспективе альбом видится более цельным и гармоничным произведением, чем более поздние не всегда очевидные эксперименты Питера и его сближения и отдаления с восточными мотивами. Очень характерен открывающий трек – «медлячок» “Canvas Beauty”. Здесь и смягчённое звучание, и более романтическая атмосфера, и фирменный узнаваемый вокал. Мик Карн говорил, что они с Питером оказались слишком разными людьми, чтобы продолжать совместный труд в рамках Dalis Car. Но “Canvas Beauty” ясно показывает, что сотрудничество с Миком для Мёрфи не прошло бесследно.
“Blue Heart”
1986
А вот совершенно иной пример с дебютного альбома Питера. Более гитарная композиция, притом ориентированная на танцевальную составляющую благодаря быстрому электронному ритму. Ну и, конечно, мгновенно запоминается запев Мёрфи “Was it a lie / Was it the truth / Does your blue heart turn away / As you hit the roof”. Вообще, подобные «героические» запевы являются одной из ярких «фишек» артиста.
“Time Has Got Nothing to Do with It”
1988
Питер продолжил творческое движение с альбомом “Love Hysteria”. Диск неплохо продавался в США, чему поспособствовали синглы “Indigo Girls” и “All Night Long”. Не умаляя их достоинств, мы всё же порекомендуем обратить внимание и на песню “Time Has Got Nothing to Do with It”, которая вначале вроде и не представляет собой ничего особенного, и разворачивается довольно неторопливо. Кульминации композиция достигает уже почти в самом финале. Такое последовательное развитие и создаёт впечатление довольно убедительной работы.
“Cuts You Up”
1989
Наиболее известный трек самого успешного альбома Мёрфи (“Deep” 1989 года). Этим, собственно, всё сказано. Некоторые критики упрекали Питера в излишней стилизации под его вдохновителя Дэвида Боуи. Может, так оно и есть, но, во-первых, подражать Боуи совсем не зазорно, а, во-вторых, к началу 1990-х у Хамелеона рок-музыки с хитами стало совсем туго. Посему, раз уж мэтр не может, знамя должны подхватывать более молодые.
“A Strange Kind of Love”
1989
Другой сингл с “Deep” и очень контрастная вещь по отношению к “Cuts You Up”. Возможно, самая сильная баллада в каталоге Питера.
“Hit Song”
1992
Альбом “Holy Smoke”, в котором получили развитие тенденции использования Питером турецких мотивов в звучании, не обрёл такого же успеха, как его предшественник. Однако композиция, иронически озаглавленная “Hit Song”, - возможно, самое очаровательное завершение пластинки в карьере певца. В песне прекрасно всё – неспешный поступательный ритм, скрипичная секция и драматический вокал самого Мёрфи. А всё-таки жаль, что она не стала хитом.
“Subway”
1995
Следующая пластинка, “Cascade”, ознаменовала возвращение Питера к более электронному, синтезаторному звучанию. Ход оказался довольно удачным, а лучшим номером стала атмосферная “Subway” (о да, и здесь присутствуют эти самые характерные запевы Питера). Неспроста обновлённая версия этой композиции позже увенчала собой следующий студийник Мёрфи.
“I'll Fall with Your Knife”
1995
В отличие от “Subway”, в этой песне с альбома “Cascade” значение инструментальной части (в которой ведущую роль играет, к слову, гитара) сведено к необходимому сопровождению. А так доминирует сам Питер, чей голос и декларирует текст-посвящение, и ведёт мелодическую линию.
“My Last Two Weeks”
2002
Самая необычная и экспериментальная работа в дискографии Мёрфи – альбом “Dust” 2002 года. Тут сочетаются элементы, классики, этнической музыки, транса и прогрессива. Критики оценили диск высоко, хотя многие поклонники прежнего творчества певца остались в недоумении. Сам Питер особо гордился композицией “Your Face”, но мы рискнём, упомянув его авторское мнение, порекомендовать обратить внимание всё же на другое творение – “My Last Two Weeks” – и назвать именно его самым чарующим моментом пластинки.
“Face the Moon”
2004
После такого явного и глубокого путешествия на восточные музыкальные территории Мёрфи спустя два года вернулся к более традиционным творческим формам. “Unshattered”, пожалуй, наименее примечательный и интересный сольник Питера, но композиция “Face the Moon” выполнена в его лучших традициях. Вскоре после выхода альбома Мёрфи отправился искать вдохновения в составе возрождённых Bauhaus.
“The Prince & Old Lady Shade”
2011
Окончательно разуверившись в перспективах своей бывшей группы, а также вновь поработав спустя четверть века с Миком Карном (к сожалению, скончавшимся от рака в ходе подготовки нового альбома Dalis Car), Питер вернулся к сольной деятельности. Альбом “Ninth” (строго говоря, восьмой, но если считать концертник “aLive Just for Love”, то всё-таки девятый) удивил как утяжелённым звучанием, так и тем, насколько органично Питер совершил этот переход. Сразу ряд песен оказались крайне удачными и вошли в «золотой фонд» певца – “Velocity Bird”, “Seesaw Sway”. Но особо мы выделим “The Prince & Old Lady Shade”, изначально бывшую лишь би-сайдом пилотного сингла “I Spit Roses”. Настоящая вершина альбома и квинтэссенция перемен в творчестве Мёрфи.
“Holy Clown”
2014
Последний, на данный момент, сольник Мёрфи, “Lion”, получился даже ещё более жёстким, чем “Ninth”. Откровенно говоря, к продакшну Мартина “Youth” Гловера (басиста группы Killing Joke) имеются некоторые вопросы. Звук порой сваливается в форменную кашу, а вокал звучит недостаточно внятно. Однако это не отменяет того обстоятельства, что материал альбома, в целом, хорош, а “Holy Clown” – настоящий высококлассный рок-боевик. Так решительно и бескомпромиссно Питер не звучал, пожалуй, даже в молодости.