20 июля исполнилось 70 лет гитаристу Карлосу Сантане - виртуозному уроженцу Мексики, соединившему рок с ритмами латиноамериканской музыки и не перестающему удивлять вплоть до сего дня. Дискография Карлоса обширна и очень разнообразна: жаркий латин-рок, серьезные эксперименты с джазом, заигрывания с поп-роком 80-х, неожиданный взрыв MTV-популярности и неизбежное возвращение к корням… Soyuz.Ru выбрал 10 пластинок, во всей красе демонстрирующих различные периоды творчества Сантаны и грани его таланта.
“Santana”
1969
После триумфального выступления на фестивале в Вудстоке никто, кажется, не сомневался, что дебют новой группы в грамзаписи окажется столь же впечатляющим. Открывающую его “Waiting” можно сравнить с разгорающимся пламенем: темпераментное начало, полное едва сдерживаемой страсти, переходит в протяжное органное соло на фоне столь же безостановочной перкуссии, а в середине композиции к этому пиршеству присоединяется ни на что не похожее звучание лидера. Во времена, когда тон задавали вопящие гитары и стенающие певцы, Карлос Сантана доказывает, что рвать струны ради демонстрации крутости вовсе не обязательно, а кое-где можно обойтись и без вокала. Зато с запоминающимися мелодиями здесь все в порядке: без тонизирующей “Jingo” не обходится ни один концерт Сантаны до сего дня, “Evil Ways” великолепно снимает напряжение после первой песни, а “You Just Don’t Care” полностью преображает то, что в чужих руках стало бы просто очередным блюзовым номером.
“Abraxas”
1970
О самом известном и любимом слушателями альбоме Сантаны написано уже написано немало рецензий, выдержанных в превосходных выражениях, и это неслучайно: именно на этом диске Карлосу и его группе лучше всего удалось «подружить» рок с латиноамериканской музыкой и расцветить этот гремучий микс запоминающимися мелодиями, самыми настоящими хитами.
Легендарный джазовый трубач Майлз Дэвис, кумир Карлоса, в своих мемуарах вспоминал:
«Я выступал «разогревом» перед Карлосом, но меня это нисколько не задевало, потому что мне нравилась его работа. Даже если мы не играли вместе, а я оказывался в одном с ним городе, я всегда ходил на его концерты. Мне кажется, он тогда записывал “Abraxas”, и я обычно приходил в студию послушать, как они это делали. Он сказал, что использовать тишину в музыке он научился у меня».
Если первый диск во многом брал слушателя напором, то на втором чувствуется именно умение «держать паузу» - изящно сыгранная “Black Magic Woman” едва ли не затмевает оригинал Питера Грина, “Samba Pa Ti” («Самба для вас») заслуженно считается одной из самых чувственных композиций в рок-музыке, а “Oye Como Va” привлекла внимание широкого слушателя к личности «короля мамбо» Тито Пуэнте и стала еще одним непременным номером на концертах. Никуда не делись и ставшие уже фирменными органно-перкуссионные дуэли: великолепный “Incident at Neshabur” одновременно разжигает кровь - и уносит ввысь…
“Santana III”
1971
Для многих групп третий альбом становится нешуточным испытанием - но только не в том случае, когда на борту виртуозы-инструменталисты. Группа Сантаны по-прежнему не стоит на месте - “Batuka” звучит почти по хард-роковому, да и остальные темы выглядят жестче. Здесь тоже есть песни, играемые до сих пор - прежде всего бодрая “Guajira” и зажигательная “Toussaint L’Overture”, а в “Everything Is Coming Our Way” звучат соул-интонации, как бы предрекая дальнейшие эксперименты. “Santana III” – один из самых мощных и энергичных дисков группы.
“Caravanserai”
1972
А после настало время перемен: в группу влился новый клавишник, джазист Том Костер, а перкуссиониста Майка Карабелло сменили сразу несколько виртуозов - Джеймс Льюис, Армандо Перацца и Ленни Уайт. Последний из них уже успел поработать над легендарным “Bitches Brew” того же Дэвиса, а впоследствии прославится в “Return To Forever” Чика Кориа. Тон этому красивому и очень атмосферному, под стать своей обложке, альбому задает прозрачный фьюжн, в других вещах чувствуется влияние фанка и даже поп-музыки, но Сантана есть Сантана: две с небольшим минуты “Just in Time to See the Sun” производят куда более яркое впечатление, нежели иные шлягеры того же времени. Впрочем, к середине все возвращается на круги своя: выстроенная на перкуссионных соло “Future Primitive”, оригинальное прочтение “Stone Flower” Антонио Карлоса Жобима и финальное пиршество звуков ”Every Step of the Way” напоминают о стиле, в котором группа и ее лидер доселе остаются непревзойденными.
“Welcome”
1973
На следующий год дрейф в сторону фьюжн продолжился: Грег Роули и Нил Шон ушли, чтобы создать группу Journey, а их теперь уже бывший лидер погрузился в интеллектуальную музыку, пригласив на запись Джона Маклафлина, вдову Джона Колтрейна Элис, сыгравшую на пианино, и вокалистку Флору Пурим. Столь же необычным был и новый репертуар: обработка темы из симфонии Антонина Дворака, кавер-версии композиций джазового флейтиста Херби Мэнна и того же Джона Колтрейна, флейты, саксофоны, струнные инструменты... Все это оказалось не слишком-то близко поклонникам, и все же сложно не влюбиться в изящную “Light Of Life”, “When I Look Into Your Eyes” с оттенком соул-музыки или напоминающую более ранние записи “Samba De Sausalito”. Вне всякого сомнения, “Welcome” – самый джазовый, и в то же время – один из самых разнообразных и насыщенных с инструментальной точки зрения дисков Сантаны.
“Moonflower”
1977
Эта двойная концертно-студийная запись долгое время оставалась единственным аудиодокументом «живой» мощи группы и ее лидера, доступным в США: ранние хиты сочетаются здесь с номерами с последней на тот момент студийной пластинки “Festival”. Обычно подобные работы выстраиваются по принципу «живой концерт+добивка студийными записями», но концертные и студийные ипостаси здесь перемежаются и настолько плотно подогнаны друг к другу, что разницы между ними почти не видно. К тому же именно здесь записана вторая самая известная «перепевка» Сантаны - изящная версия песни The Zombies “She’s Not There” мгновенно стала радиохитом и предсказуемо вытянула альбом в американскую десятку.
“The Swing Of Delight”
1980
В сольнике, выпущенном с «приставкой» Devadip (духовное имя, которым снабдил Карлоса его гуру Шри Чинмой), Карлосу Сантане помогают участники легендарного квинтета Майлза Дэвиса - клавишник Херби Хэнкок, саксофонист Уэйн Шортер, виртуоз ударных Тони Уильямс и басист Рон Картер. Поэтому неудивительно, что здесь вновь чувствуется вольное дыхание фьюжн: в “Jharna Kala” упомянутые соратники Майлза словно соревнуются между собой, напоминая, за что именно их так ценил бывший наставник, а финальная “Shere Khan, The Tiger” вопреки названию заставляет вспомнить скорее “Maiden Voyage” того же Хэнкока или наиболее лиричные пьесы Weather Report. А о «корнях» напоминают как задумчивая “Gardenia”, соединяющая босса-нову с искрометными гитарными пассажами, так и заводная “La Llave” в фирменном латин-роковом стиле.
“Zebop!”
1981
Следующим после сольника с участием гигантов современного джаз-рока стал диск, спродюсированный Китом Олсеном, ковавшим успех Fleetwood Mac, Whitesnake, Оззи Осборна и других звезд нового десятилетия. Коммерческая ориентированность не могла не отразиться и здесь - атмосферу никуда не спрячешь, да и песни вроде “I Love You Much Too Much” напоминают о фирменном звуке, вот только идет ли Сантане звучание Эрика Клэптона в те же 80-е? Как ни странно, многим понравилось: сингл “Winning”, написанный хитмейкером Рассом Баллардом, дотянул до 17-го места в хит-парадах, а сам альбом получил золотой статус, став едва ли не самой успешной работой в не самые тучные годы.
“Supernatural”
1999
В целом 80-е годы оказались не слишком-то благосклонны к гитарному виртуозу, зато на самом излете 90-х он словно пережил второе рождение. Глава фирмы Columbia Клайв Дэвис, подписавший артиста на лейбл Arista, предложил ему сделать камбэк-запись с современными звездами, и результат оказался двояким. С одной стороны, человека-и-группу с 30-летним стажем начали воспринимать как «усатого дядьку с MTV, исполняющего хиты», с другой - такие композиции, как “Maria Maria”, “Smooth”,“Put Your Lights On” и “Corazon Espinado” просто обречены были на успех у молодой аудитории. Да и неизвестно, для кого эта работа была большей честью - то ли для музыканта, собравшего целую кучу наград, то ли для звезд, которые еще только учились ходить, когда маэстро делал свои первые записи.
“Santana IV”
2016
Сделав еще несколько записей в «супернатуральном» ключе, Сантана решил вернуться к корням, в 2014 году выпустив тепло принятый испаноязычный “Corazon”. А еще через год меломанов потрясла новость о том, что в студии собрался состав, близкий к «золотому»: Майкл Шрив, Майк Карабелло, Нил Шон, Грег Роули! Результат подобных реюнионов обычно вызывает либо жалость, либо приятное удивление - и с первых же тактов “Yambu” становится понятно, что название нового альбома вполне оправдывает себся: впереди ни много ни мало путешествие во времена «классической трилогии». Ностальгическая “Fillmore East”, бодрые “Love Makes The World Go Round” и “Freedom In Your Mind” с вокалом соул-легенды Рональда Айли, задумчиво-прекрасная “Suenos”, очередной реверанс блюзу в “Blues Magic” - общее настроение не портит даже «современное» звучание нескольких песен и 75-минутная длина программы. Одним словом, прекрасный подарок всем любителям старой доброй музыки конца шестидесятых, за которым так приятно коротать время в ожидании новой записи…
…которой, кстати, осталось ждать совсем недолго: 28 июля выходит в свет совместный альбом Сантаны и братьев Айли “Power Of Peace”: просветлённый гитарист продолжает нести в мир вечные идеалы мира, любви и добра.