Для быстрого поиска начните вводить запрос

15 любопытных фактов о Стэнли Кубрике

Мини-гид по творчеству режиссера - от главных тем его фильмов до влияния на современный кинематограф.
26 июля 2018 0
Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик

Когда разговор заходит о великих кинематографистах XX века, которые оказали на современных нам режиссеров особенное влияние, то одним из первых в этом списке, несомненно, будет Стэнли Кубрик. Он снял ставшие культовыми фильмы «Космическая одиссея 2001 года», «Сияние», «Заводной апельсин» и ряд других лент самых разных жанров, которые до сих пор остаются актуальными и знаменуют собой определенные вехи развития «седьмого искусства». В нашей подборке – 15 фактов о творчестве Стэнли Кубрика, рассказывающие не только о значимых темах, поднимавшихся режиссером, но и о том, на кого из наших современников и как повлияли его работы.

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Кадр из фильма «Заводной апельсин» (1971)

«Заводной апельсин» (1971) – один из самых известных фильмов Стэнли Кубрика. Несмотря на то, что его высоко оценили профессионалы и он собрал неплохую кассу, вокруг его проблематики велись ожесточенные споры. Впрочем, прокат «Заводного апельсина» в Великобритании кончился тем, что сам Кубрик, после нескольких анонимных угроз с обещанием «кары» за фильм, изъял копии ленты, а также попросил своего ассистента уничтожить все вырезанные сцены.

Сам Энтони Берджесс, автор оригинального романа «Заводной апельсин», не был в восторге от экранизации - в том числе потому, что в фильме концовка была совсем не такой, как в книге [у Берджесса Алекс теряет интерес к «ультранасилию» и мечтает о семье, а у Кубрика он произносит зловещую фразу о том, что он полностью исцелился]. Как выяснилось потом, так получилось потому, что Кубрик читал американское издание романа, и в нем намеренно была убрана последняя глава как «сбивающая напряжение». Тем не менее, ознакомившись с оригинальной концовкой, Кубрик заявил, что не стал бы ничего менять в сценарии даже если бы знал о ней.

Стэнли Кубрик на съемках фильма «Доктор Стрейнджлав» (1964)

Стэнли Кубрик на съемках фильма «Доктор Стрейнджлав» (1964)

Кубрик не признавал фильмы «чистых» жанров, считая, что искусство кинематографа нуждается в экспериментах (но при этом саму форму он предпочитал не ломать). Режиссер, например, стремился в основу каждого своего проекта класть «черную комедию», сочетая юмористический и легкий тон повествования и шокирующее насилие или пугающие ситуации, в которые попадали герои. Наиболее четко это прослеживается в лентах «Заводной апельсин» (1971) и «Сияние» (1980). При всем при этом картину «Доктор Стрейнджлав» (1964) сам Кубрик называл не иначе как «сатирический триллер».

Кристиана Харлан (слева) и Стэнли Кубрик (в центре)

Кристиана Харлан (слева) и Стэнли Кубрик (в центре)

Музой и спутницей Стэнли Кубрика с 1957 года и до самой его смерти в 1999 году стала немецкая актриса и певица Кристиана Харлан – они познакомились на съемках ленты «Тропы славы» (1957) и поженились вскоре после выхода фильма в прокат. Брат Кристианы Ян Харлан продюсировал все фильмы Стэнли Кубрика начиная с «Барри Линдона» (1975). Сейчас Кристиана Кубрик и Ян Харлан являются хранителями архивов работ Стэнли Кубрика.

Кадр из фильма «Сияние» (1980)

Кадр из фильма «Сияние» (1980)

Кубрик очень долго выбирал «ту самую дверь» для съемок фильма «Сияние» (1980) - он просматривал каталоги дверей, собирая подходящие вырезки в отдельной тетради, а также фотографировал двери сам, если где-нибудь видел «идеальный вариант». Знаменитая сцена, где герой Джека Николсона разрубает топором дверь, была снята только с 60-го дубля – отчасти из-за того, что Николсон, состоявший в отряде пожарных-волонтеров, слишком быстро ломал дверь.

Кстати, эта сцена [с дверью] вдохновлена похожим эпизодом из ленты «Возница» (1921) Виктора Шестрема, где главный герой Дэвид Хольм (Шестрем) выламывает часть двери, чтобы открыть замок.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса

Стэнли Кубрик не только вдохновил целое поколение кинематографистов, но и оказал сильное влияние на развитие кинематографа. Однако вместо того, чтобы писать собственные книги о теории кино и о том, как работать с саспенсом, Кубрик советовал пристально изучать наследие в том числе советского кинематографа и, в частности, теоретические работы Всеволода Пудовкина. Также Кубрик очень любил фильмы немецкого режиссера Макса Офюльса и американца Орсона Уэллса. Кстати, ленту «Голова-ластик» (1977) Дэвида Линча Кубрик тоже относил к своим любимым картинам.

Подробнее о любимых фильмах Стэнли Кубрика мы рассказываем в конце этой статьи.

Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик

При съемках любого фильма Стэнли Кубрик не только использовал целый арсенал объективов, но и всегда заказывал у специалистов новый – по индивидуальным характеристикам. 50-миллиметровый f/0.7 объектив, изначально собранный по заказу NASA, Кубрик использовал для съемки темных сцен в «Барри Линдоне» (для достижения эффекта т.н. «медленного зума» - slow zoom). Также у него был широкоугольный адаптер, позволяющий сделать фокусное расстояние ближе к 37,5 мм. Он предпочитал сверхширокоугольные объективы, как, например, Kinoptic 9.8mm в некоторых сценах «Заводного апельсина» и «Сияния» (для достижения эффекта т.н. «ужасного зума» - horror zoom) Но все же одним из его самых знаменитых приемов был зум от крупного плана до общего, для чего он использовал специально созданный Cine-Pro 24-480mm T9.

Кадр из фильма «Убийство» (1956)

Кадр из фильма «Убийство» (1956)

До своего знаменитого фильма-нуар «Убийство» (1956) Стэнли Кубрик снял два фильма, но именно «Убийство» принято считать началом его голливудской карьеры. Несмотря на то, что лента плохо показала себя в прокате, а критики не сразу поверили в талант молодого режиссера (тем не менее, лента претендовала на премию BAFTA в категории «Лучший фильм» в 1957 году), «Убийство» сейчас считается одним из наиболее значительных поздних нуаров, который по-своему обогатил жанр новаторскими приемами (смещения действия во времени, съемки дальним планом, нестудийные локации, использование документальных материалов).

Кадр из фильма «Лолита» (1962)

Кадр из фильма «Лолита» (1962)

В отличие от многих режиссеров, Стэнли Кубрик любил работать над экранизациями литературных произведений и не считал, что так он хоть как-то умаляет свое достоинство как постановщика. Несколько его самых знаменитых лент – «Лолита» (1962), «Сияние» (1980), «Космическая одиссея 2001 года» (1968), «Заводной апельсин» (1971) - это адаптации известных романов. Кубрик говорил, что при адаптации какого-либо литературного произведения постановщику «нужно выбрать тот роман, который не является шедевром, и улучшить его».

Одна из самых знаменитых «теорий заговора» вокруг Стэнли Кубрика заключается в том, что тот помог снять в студийных условиях посадку астронавтов США на Луну в 1969 году. Те, кто в это верит, ссылаются на следующие «доводы»: заметно, что некоторые движущиеся изображения были впечатаны в пленку с помощью рир-проекции, в «лунном» ролике есть параллели в фильмом Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968), номер 237 в «Сиянии» является отсылкой к расстоянию до Луны (237 тыс. миль) и якобы очевидные намеки самого режиссера в разных интервью.

Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)

Кадр из фильма «Бешеные псы» (1992)

В лентах многих современных режиссеров можно заметить очевидное влияние Стэнли Кубрика, но один из самых очевидных его поклонников – Квентин Тарантино. Тарантино сам признавался, что в свое время «Убийство» произвело на него неизгладимое впечатление, так что он продолжает «визуально цитировать» работы Кубрика в своих лентах (например, вышеприведенный кадр из «Бешеных псов» (1992) - это «цитата» битвы из «Спартака» (1960)).

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Все, кто работал со Стэнли Кубриком, рассказывали о его дотошном перфекционизме. Он мог переснимать одну сцену сотню раз, чтобы в итоге все получилось именно так, как надо. Он тратил годы на разработку собственных проектов. Иногда он отправлялся на другой конец света, чтобы записать необходимый звук или переснять плохой кадр. Больше всего в процессе создания фильма Стэнли Кубрику нравился монтаж, и он мог провести весь день взаперти в монтажной комнате, чтобы контролировать процесс, участвовать в нем и точно знать, что на выходе все будет в порядке. Кстати, именно благодаря своеобразной одержимости в фильмах Кубрика появились уникальные авторские приемы – симметрия кадра и своеобразная цветовая палитра.

На съемках фильма «Космическая одиссея 2001 года»

На съемках фильма «Космическая одиссея 2001 года»

Фильм «Космическая одиссея 2001 года» (1968) является не только одним из самых кассовых в карьере Стэнли Кубрика (он окупился в прокате более 20 раз), но и одним из самых мастерских. Кубрик с такой дотошностью подошел к созданию этой ленты, что даже космонавты и космические инженеры, видевшие «Космическую одиссею», говорили о ее научном реализме и отмечали технологическое мастерство режиссера.

Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик

Интересной деталью в творчестве Стэнли Кубрика является травма – это та ниточка, которая проходит через многие проекты режиссера, в том числе ленты «Заводной апельсин» (1971) и «С широко закрытыми глазами» (1999). Собственная травма случилась в жизни режиссера в 1947 году, когда в авиакатастрофе погиб его друг, и именно Кубрику почему-то отправили обугленные остатки его вещей. Считается, что именно с этим связаны его страх перед авиаперелетами (даже из Великобритании в США Кубрик предпочитал путешествовать по воде) и склонность к затворничеству (режиссер хоть и был словоохотлив и дружелюбен, но в обществе бывать не горел желанием).

Кадр из фильма «Искусственный разум» (2001)

Кадр из фильма «Искусственный разум» (2001)

У Стэнли Кубрика остался ряд незавершенных проектов. Так, над знаменитым «Искусственным разумом» (2001) Стивена Спилберга начинал работать Кубрик, но оставил проект из-за того, что считал современные ему технологии недостаточно развитыми для съемок такого фильма. После окончания работы над проектом Спилберг заявил, что для него стало настоящим профессиональным испытанием снять картину согласно эстетическому видению Кубрика – «потому что соответствовать такому уровню очень сложно». Также Стэнли Кубрик на протяжении долгого времени разрабатывал сценарий ленты «Арийские бумаги» (The Aryan Papers), но в итоге решил не заниматься им, потому что «Список Шиндлера» (1993) того же Спилберга оказался очень близок к его замыслу. Нереализованным замыслом осталась и эпическое кинополотно о Наполеоне – Кубрик провел два года, собирая и изучая всю возможную информацию о французском императоре, но в итоге забросил проект, решив, что он будет неоправданно дорогим и не сможет заинтересовать широкую аудиторию (на такие мысли его натолкнул провал в прокате ленты «Ватерлоо» (1970) Сергея Бондарчука).

Кадр из фильма «Доктор Стрэйнджлав» (1964)

Кадр из фильма «Доктор Стрэйнджлав» (1964)

Еще одна важная «ниточка» в творчестве Стэнли Кубрика – война. Первый полнометражный фильм режиссера, «День схватки» (1951), был антивоенным. Будучи по происхождению из еврейской семьи и выросший во времена Второй мировой войны, Кубрик вплетал антивоенные мотивы во многие свои проекты, документальные или игровые – «Морские наездники» (1953), «Доктор Стрейнджлав» (1964), «Тропы славы» (1957), «Спартак» (1960), «Цельнометаллическая оболочка» (1987).

Кстати, сам Стэнли Кубрик никогда не отрицал своего еврейского происхождения и считал, что это оказало на его мировоззрение сильное влияние. Любопытно при этом, что Кубрик интересовался творчеством нацистских режиссеров, в частности - Файта Харлана (снял фильм «Еврей Зюсс», 1940).

20 любимых фильмов Стэнли Кубрика:

  1. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)
  2. «Мадам де....» (Макс Офюльс, 1953)
  3. «Улыбки летней ночи» (Ингмар Бергман, 1955)
  4. «В порту» (Элиа Казан, 1954)
  5. «Земляничная поляна» (Ингмар Бергман,1957)
  6. «Огни большого города» (Чарли Чаплин, 1931)
  7. «Сокровища Сьерра Мадре» (Джон Хьюстон, 1948)
  8. «Маменькины сынки» (Федерико Феллини, 1953)
  9. «Александр Невский» (Сергей Эйзенштейн, 1938)
  10. «Наполеон» (Абель Ганс, 1927)
  11. «Ночь» (Микеланджело Антониони, 1961)
  12. «Мэри Поппинс» (Роберт Стивенсон, 1964)
  13. «Подружки» (Клаудия Вайль, 1978)
  14. «Золотая каска» (Жак Беккер, 1952)
  15. «Боб — прожигатель жизни» (Жан-Пьер Мельвиль, 1956)
  16. «Взвод Андерсона» (Пьер Шендерффер, 1967)
  17. «Битва за Алжир» (Джилло Понтекорво, 1966)
  18. «Апокалипсис сегодня» (Фрэнсис Форд Коппола, 1979)
  19. «Взвод» (Оливер Стоун, 1986)
  20. «Жертвоприношение» (Андрей Тарковский, 1986)


В центре внимания

Поделитесь с друзьями