Лето – отличное время для киногедонизма. Нет, правда, когда еще, как не летом, можно закрыть глаза на какую-нибудь must see экзистенциальную притчу о жизни, Вселенной и вообще, и с отключенными совестью и мозгом пойти на каких-нибудь восьмых «Трансформеров», если вам это действительно в кайф? Долгожданный «Валериан» Люка Бессона пополняет ряды сочных, зрелищных, ярких, впечатляющих научно-фантастических лент. Он не настолько безнадежен, как шумно-пустые «Трансформеры», но вместе с тем буквально с первых 15 минут ясно дает понять, что ждать от Бессона «еще одного "Пятого элемента"» не приходится. Плохо ли то, что условного «Пятого элемента 2» не будет? Честно говоря – не очень, потому что обаятельному, смешному, увлекательному, азартному и невероятно красиво снятому «Валериану» есть чем вас удивить. Приготовьтесь не моргать, чтобы не пропустить ни один сюрприз от вернувшегося в «космическую» стихию Люка Бессона.
Бессон чуть ли не с юности мечтал экранизировать любимые комиксы «Валериан и Лорелин» Пьера Кристина и Жана-Клода Мезьера о космических спецагентах из XXVIII века, в 70-80 годах бывшие очень популярными во Франции (поговаривают, что Джордж Лукас частично с них «срисовал» свои «Звездные войны», но это уже совсем другая история). Однако мешало ему не отсутствие времени и занятость в других проектах, а недостаточно развитые технические возможности европейских студий. Та картинка, которая складывалась в голове у Бессона при мысли о захватывающей воображение космической станции Альфа, не шла ни в какое сравнение с тем, что предлагали ему студии спецэффектов – «картонную графику со вспышками бенгальских огней». В Голливуде Бессон, по его словам, не хотел снимать «Валериана» из-за того, что продюсеры обязательно вмешались бы в сценарий и сделали спасителей множества галактик и Вселенной Валериана и Лорелин если не американцами, то очень близкими к ним персонажами. К осуществлению своей «валерианской» мечты Люк Бессон приблизился после того, как побывал «в гостях» у Джеймса Кэмерона – на съемочной площадке фильма «Аватар» (в «Валериане» народ перлов нет-нет да напомнит вам своим внешним видом На’Ви с Пандоры, разве что без хвостиков). После премьеры ленты Кэмерона Бессон, совершенно воодушевленный, начал собирать специалистов по «компьютерному» кино и разрабатывать собственные концепты «Валериана», призвав на помощь соавтора оригинальных комиксов – Жана-Клода Мезьера. Бюджет, вверенный Бессону на эту ленту (более $177 млн – крупнейший бюджет в истории европейского кино), заставил журналистов особенно остро «заточить перья».
Действие фильма «Валериан и город тысячи планет» разворачивается в XXVIII веке – люди уже давно шагнули за пределы своей планеты (и даже Млечного пути), заключили дружественные союзы с миллионами видов инопланетян и даже организовали что-то вроде «вселенского ООН» (место, где избранные представители разных видов собираются, чтобы поболтать и «выпустить официальное заявление», а потом продолжать свои межпланетные войны). Спецагенты космической (человеческой) полиции Валериан и Лорелин прибывают в пункт командования на грандиозной станции-планете Альфа, где вот уже несколько сотен лет мирно сосуществуют миллионы разных видов со всей Вселенной. Руководство сообщает им, что на Альфе неспокойно: под станцией появилась необычная радиоактивная зона, которая день за днем расширяется. Отправленные туда разведчики не вернулись, поэтому командование решает «объявить войну» этой зоне и выяснить, что это такое и кто за этим стоит. Однако в самый интересный момент, когда «вселенское ООН» готово было разрешить людям спецоперацию, главного человеческого генерала похищают инопланетяне неизвестного вида, которые, как оказывается, «живут» в этой самой «радиоактивной зоне» (эксперименты тут ни при чем). Валериан и Лорелин, которые должны были обеспечивать безопасность генерала, отправляются за ними, и случайно становятся частью событий, связанных с темными тайнами «человеческой» политики, готовой принести в жертву слабого, чтобы стать сильнее.
Выше рассказан «костяк» сюжета, однако на деле то, что показывает нам «Валериан», гораздо, гораздо масштабнее и сумбурнее – отчасти поэтому почти все описания сюжета фильма, которые можно найти в сети, создают совершенно неверное представление о действе, которое нас ждет. Однако если сюжет еще можно обрисовать в общих чертах, то рассказать о том, что развернется перед вашими глазами, решительно невозможно. Когда Валериан и Лорелин будут выполнять свое первое задание на черном рынке, существующем одновременно в нескольких измерениях/ реальностях, у вас захватит дух от того, как это «построено» и снято – многоуровневый, пестрый, колоритный мир, где можно встретить инопланетян всех мастей и размеров, продуман до мельчайших деталей, он живой, он настоящий. Прибытие в Альфу, город тысячи планет, тоже начнется с мини-экскурсии по этому научно-фантастическому «многополярному» местечку, и вы лишний раз поймаете себя на мысли, что фантазия Люка Бессона, кажется, безгранична, и надо во время повторного просмотра поближе разглядеть тот или иной момент. По ходу продвижения героев к центру Альфы зрителям будут показывать то один, то другой уголок этой станции, и ни в одном случае не будет возникать ощущения «искусственности», неестественности, нереалистичности этого мира. Графика хороша, это понятно – привлекший лучших специалистов со всего мира Бессон, будучи одним из самых стильных режиссеров современности, смакует каждый нюанс, будь то внешность какого-нибудь грымзы-инопланетянина, бабочка-приманка, жемчужины перлов или даже какая-нибудь выскакивающая из-за угла непонятная штуковина. Вместе с тем режиссер не просто вываливает перед зрителем гору спецэффектов и необычностей, а рассказывает историю с помощью такой яркой, пестрой и многозначной визуальной составляющей ленты. Именно «глазами», например, мы знакомимся с теми же перлами – здесь нет диалогов, но исходя из того, что мы видим, у нас в голове формируется представление об их образе жизни, отношениях внутри общины и переживаниях.
Теперь самое время перейти от восторга к скепсису. Вышесказанная фраза о масштабности «Валериана» на самом деле палка о двух концах. С одной стороны, размах Бессона выглядит откровенно круто – потому что погружение в такой великолепно прописанный мир доставляет одно удовольствие. Однако с другой стороны, многие действия главных героев (навязанные сценаристами) выглядят неуклюже и приправлены при этом странными диалогами (в частности, идея-фикс Валериана жениться на Лорелин и их разговоры об этом). В этих нередких (!) моментах от впадения в уныние частично спасает именно впечатление от декораций, в которых все происходит, но «осадок» все же остается, и пожурить «Валериана» за пустые беседы или местами срывающееся в красивый хаос «самолюбовательное» действие можно (и нужно). Просто потому, что в фильме Люка Бессона, который затрагивает острые и актуальные вопросы политических интриг, войны сверхдержав «в чужом небе» и кризиса беженцев, любая, даже самая маленькая глупость и небольшие заимствования будут рассмотрены остроперыми критиками через увеличительное стекло. Так, собственно, с «Валерианом» и получается. Не спасают даже симпатичные второплановые герои, которых тут великое множество (в частности, забавная троица «голубей»-переводчиков), и отдельные остроумные шутки и отсылки к тому же «Пятому элементу».
Еще одно «слабое звено» «Валериана», по иронии судьбы… сами главные герои. По-хорошему, фильм должен был называться «Лорелин» (хотя об актерских способностях Кары Делевинь лучше умолчать – благо, в этом фильме большую часть времени она кокетничает и задирает нос), потому что исполнитель роли Валериана Дэйн ДеХаан… никакущий, да и сам Бессон большую часть времени любуется именно девушкой (переключая внимание на 7 минут на инопланетянку-актрису Баббл в великолепном исполнении Рианны). Строго говоря, Люк Бессон практически никогда не рассказывал истории, в центре которых стояли бы только герои-мужчины – он всегда сосредотачивал внимание на женских персонажах, позволяя им раскрываться и, в конце концов, триумфально выходить «из тени». Тут же Бессон ничего не смог поделать с тем, что Валериан главный герой, и по инерции упрямо пятился к Лорелин. Итог – ни вашим, ни нашим. Ни раскрытия истории персонажей, ни их характеров, ни тем более какой бы то ни было эволюции... Порывистый и слишком инфантильный для майора Валериан изо всех сил пытается подражать Хану Соло, что ему совсем не удается. Может быть, он смелый и находчивый, однако выглядит неубедительно (тем более что 30-летний ДеХаан не очень-то органично смотрится в роли молодого да раннего спецагента, и это сильно заметно его игре). В то же время сержант Лорелин поначалу буквально двигает сюжет (Бессона она явно интересует больше Валериана) и убедительно отыгрывает боевые сцены, но в конечном итоге остается всего лишь милой девочкой/ «дамой сердца», которая трогательно напомнит своему «рыцарю» о важности любви и интуиции. Разочаровывает? Надо признать: да.
В конечном итоге рассматривать «Валериан и город тысячи планет» нужно не как «высказывание» Люка Бессона и уж точно не как условный «Пятый элемент 2» (хотя и можно поймать себя на мысли, что действия этих двух фильмов могут происходить в одной вселенной), а именно как радующее глаз и воображение приключение, которое нужно «пережить» на большом экране. Это, действительно, один из самых красивых сай-фай-фэнтези-фильмов последнего времени, два часа чистого и легкого, но не глупого, удовольствия. Другой вопрос, готовы ли вы дать шанс Люку Бессону показать вам именно такую ленту, а не «что-то большее».