Для быстрого поиска начните вводить запрос

​10 фильмов, которые создали новые жанры кинематографа

Смелость, ошибки, Холодная война и другие «двигатели прогресса».
11 августа 2017 0
Кадр из фильма «Дикарь» (1953)
Кадр из фильма «Дикарь» (1953)
Анна Павлова
автор

Возникновение новых жанров в кино — не всегда часть режиссерского замысла, иногда это результат стечения обстоятельств или работы случая. Порой новый жанр возникал благодаря удачному использованию уже существующих приемов, которые вдруг приобретали непривычный вид, а порой — из-за того, что режиссер решил пойти наперекор законам Голливуда. Но так или иначе, это всегда результат того, что режиссер хотел донести до зрителей свою собственную историю — неважно, новаторскую или нет. В нашем обзоре — 10 фильмов, с которых начались известные жанры, без которых невообразимо современное кино.

Фильмы с гигантскими монстрами (Фильмы о кайдзю) - «Годзилла» (1954)

Кадр из фильма «Годзилла» (1954)

Кадр из фильма «Годзилла» (1954)

Первый фильм о Годзилле был выпущен в 1954 году — и немедленно стал классикой. В «Годзилле» 1954 года японского режиссера Исиро Хонды есть все, что впоследствии многократно повторялось в фильмах о гигантских монстрах, популярных до сих пор: само чудовище (его играл человек в специальном костюме), вооруженные силы, которым нет равных на планете, немного науки (или псевдонауки), и, конечно, очень и очень много разрушений. Единственной приметой жанра, которая отсутствовала в первой ленте о Годзилле, стала схватка ящера с другим чудищем невероятных размеров, но уже в сиквеле 1955 года — «Годзилла снова нападает» — это исправили.

На создание «Годзиллы» его продюсера вдохновили фильмы об огромных монстрах, выпущенные в США — «Чудовище с глубины 20 000 саженей» и «Кинг-Конг». Тем не менее, наиболее знаковым и предопределившим дальнейшее развитие всего жанра стал именно «Годзилла».

Фильмы о зомби - «Ночь живых мертвецов» (1968)

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов» (1968)

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов» (1968)

Зомби появлялись в кино и до Джорджа Ромеро и «Ночи живых мертвецов» (1968): в фильме ужасов 1932 года «Белый зомби», и в 1941 году — в фильме «Король зомби». По замыслу самого Ромеро, в «Ночи живых мертвецов» должны были фигурировать совсем не зомби, а «нечто совершенно другое», и вдохновлялся он «Франкенштейном», романом Ричарда Мэтисона «Я — легенда» и произведениями Говарда Лавкрафта, а не историями про зомби — тех, где фигурирует магия вуду. Как отмечал Ромеро, «традиционные гаитянские зомби на самом деле не мертвы, не плотоядны и не заражают других укусами». Тем не менее, к существам из фильма Ромеро накрепко пристало определение «зомби», и те зомби, которых сегодня можно увидеть в сериале «Ходячие мертвецы» и в множестве других проектов — изобретение Ромеро.

«Найденная пленка» - «Ад каннибалов» (1980)

Кадр из фильма «Ад каннибалов» (1980)

Кадр из фильма «Ад каннибалов» (1980)

Возможно, что популярность found footage («найденная пленка») — поджанра мокьюментари — в фильмах ужасов началась с ленты «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999), но первым «найденную пленку» использовал в 1980 году в своем фильме ужасов «Ад каннибалов» итальянский режиссер Руджеро Деодато.

«Ад каннибалов» стал не только самым первым представителем поджанра, который успешно существует по сей день, но и чуть ли не самым жутким. «Реалистичность» съемок, которая применяется в found footage, режиссер буквально довел до крайности — при том, что по содержанию фильм получился рекордно жестоким. Продвижение студией фильма как «реальных съемок» и «исчезновение» актеров, специально не появлявшихся в других проектах, привели к тому, что режиссеру предъявили обвинение в убийствах, и ему пришлось предстать перед судом, чтобы все объяснить.

Предупреждаем: это очень жестокий фильм с возрастным цензом 18+.

Эксцентрическая комедия - «Это случилось однажды ночью» (1943)

Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью» (1943)

Кадр из фильма «Это случилось однажды ночью» (1943)

«Это случилось однажды ночью» — романтическая комедия Фрэнка Капры, вышедшая в 1934 году и получившая пять премий «Оскар». Конечно, множество комедий снималось и до фильма Капры, однако еще никогда прежде комедия не выглядела подобным образом. Нетипичным «Это случилось однажды ночью» сделало то, что в нем мужчина и женщина, герои романтической истории, выступали на равных и были в одинаковой мере сильными персонажами со своей мотивацией, так что в их отношениях соблюдался «баланс сил». Таким образом Фрэнк Капра привнес в свой фильм тему равенства полов — и попутно изобрел эксцентрическую (бурлескную) комедию, главными особенностями которой являются быстрое, непредсказуемое развитие действия, сопровождающееся множеством перипетий (мужчины переодеваются в женщин (или наоборот), герои принимают друг друга «не за тех», актеры «играют» те или иные эмоции намеренно утрированно (причем невербальное выражение эмоций используется чаще, чем вербальное) и т.д. - элементы слэпстика). Схема взаимоотношений между главными героями в «Это случилось однажды ночью» впоследствии оказала влияние на такие фильмы, как «Воспитание крошки» (1938), «В джазе только девушки» (1959), «Когда Гарри встретил Салли» (1989).

К слову, многие ленты Леонида Гайдая также относятся к жанру эксцентрической комедии.

Шпионские фильмы - «Шпионы» (1928)

Кадр из фильма «Шпионы» (1928)

Кадр из фильма «Шпионы» (1928)

За 35 лет до того, как на экранах впервые появился Джеймс Бонд в фильме «Доктор Ноу» (1962), вышел фильм «Шпионы» Фрица Ланга, в котором было все, с чем мы сегодня привыкли ассоциировать классику шпионского кино. «Шпионы» был черно-белым немым фильмом 1928 года, но все составляющие его сюжета более чем узнаваемы: от секретного агента с кодовым именем из цифр и хитрых шпионских технических приспособлений до роковых красавиц и могущественного злодея, заправляющего мировым преступным синдикатом.

Хотя «Шпионы» в действительности и не был самым первым фильмом о секретных агентах — еще в 1913 году был снят короткометражный фильм O.H.M.S., что расшифровывалось как On Her Majesty’s Service — «На службе Ее Величества», — именно лента Фрица Ланга заложила те основы, на которых сегодня строятся сюжеты всех самых знаменитых «шпионских» франшиз.

Фильмы о боевых искусствах - «Сожжение храма Красного лотоса» (1928)

Кадр из фильма «Плохой день в Блэк Роке» (1955)

Кадр из фильма «Плохой день в Блэк Роке» (1955)

Одним из самых ранних голливудских фильмов, в котором применялись боевые искусства, был «Плохой день в Блэк Роке» режиссера Джона Стерджеса (1955). Сам жанр фильмов о боевых искусствах зародился в Китае, в конце 1940-х, причем основы хореографии боевых сцен были заложены на долгие годы вперед уже тогда. (К слову, в конце 20-х в Поднебесной был снят 27-часовой (многосерийный) немой приключенческий фильм Huo shao hong lian si (The Burning of the Red Lotus Temple - «Сожжение храма Красного лотоса»), в котором актеры также демонстрировали владение боевыми искусствами, однако к настоящему моменту лента считается утраченной - сохранились лишь отдельные вырезанные кадры из пленки.)

Фильмы о боевых искусствах всегда пользовались особой популярностью в Азии, откуда родом много актеров, режиссеров и постановщиков боевых сцен, оставивших в нем свой след. 1960-е отметились работами знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы, в 1970-х в Голливуде начал работать актер и режиссер Брюс Ли. В 1980-х дебютировал Джеки Чан, создавший поджанр «комедийного кунг-фу». В 1990-х, когда жанр окончательно закрепился в Голливуде, был снят первый фильм трилогии «Матрица». В 2000-х интерес к жанру упал. Наиболее заметными исключениями стали «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли и «Убить Билла» Квентина Тарантино.

Фильмы-катастрофы - «Пожар» (1901)

«Пожар» (Fire!) английского режиссера Джеймса Уильямсона — немой короткометражный фильм о работе пожарных длительностью пять минут, с которого в 1901 году начался жанр фильмов-катастроф. Еще в 1912 и 1913 году были сняты первые ленты о крушении «Титаника». В 1933 году в прокат вышли фильмы «Потоп» и «Кинг-Конг» — о разрушении Нью-Йорка. В 1950-х годах в Японии появились первые фильмы о Годзилле.

В начале 1970-х фильмы-катастрофы были самыми успешными в голливудском кино, но со второй половины 1970-х их популярность пошла на спад. В 1990-е жанр возродился, благодаря развитию компьютерных спецэффектов, — «Титаник» Джеймса Кэмерона стал самым ярким и самым кассовым примером. В дальнейшем фильмы-катастрофы прочно закрепились среди самых популярных жанров проката и включили в себя поджанр found footage, где основной акцент делается не столько на спецэффекты, сколько на «эффект присутствия» и на саспенс.

Байкерское кино - «Дикарь» (1953)

Кадр из фильма «Дикарь» (1953)

Кадр из фильма «Дикарь» (1953)

«Дикарь» — фильм о мотоклубе с Марлоном Брандо в главной роли — был снят в 1953 году Ласло Бенедеком, и заработал большую популярность — главным образом благодаря актерской игре Брандо. Громкий успех фильма обусловил появление немалого количества подражаний — из которых родился тот самый жанр байкерского кино, к которому относятся «Дикие ангелы» (1966), «Адские кошки» (1968), а также франшиза «Безумный Макс» (1979-2015).

Репутация, заработанная фильмом с Брандо, сама по себе способствовала возникновению вокруг него бунтарского духа: в некоторых странах, в число которых входила Великобритания, он был подвергнут цензуре или запрещен. Сегодня ему присвоен рейтинг PG, но в течение многих лет считалось, что «Дикарь» может оказывать на людей, в частности на молодежь, нежелательное, а то и опасное влияние — что задало тон множеству последующих байкерских фильмов.

Фильмы о постапокалипсисе - «Облик грядущего» (1936)

Кадр из фильма «Облик грядущего» (1936)

Кадр из фильма «Облик грядущего» (1936)

Любопытно, но задумываться «на экране» о постапокалипсисе и множестве его вариаций (война с использованием «умных машин», эпидемии (рукотворные или естественные), изобретение сверхопасного оружия, природные катаклизмы и т.д.) еще в начале 20-х годов прошлого века, однако во многих ранних фильмах эта серьезная тема, что называется, была нераскрыта. Например, комедия «Последний человек на Земле» (1924) рассказывала о мужчине, который совершенно невероятным образом после своеобразного «конца света» оказался единственным в компании тысячи девушек. В то же время в ленте «Потоп» 1933 года делалась попытка не только показать ужасы глобального потопа, который стирает Северную Америку с лица Земли, но и проникнуть глубже в психологию главных героев, которые пытаются спастись. Лента «Облик грядущего» была создана режиссером и художником-постановщиком Уильямом Кэмероном Мензиесом совместно с Гербертом Уэллсом (он написал сценарий) в противовес «Метрополису» (1927) Фрица Ланга. В своем манифесте, который съемочная группа выпустила перед началом работы над лентой, Уэллс написал:

«Вообще говоря, вещи, здания будут огромны, это так, но они не будут чудовищны. Люди не будут рабами, не будут все на одно лицо, они станут свободными и разнообразными. Галиматью, вроде той, что мы находим в таком фильме, как "Метрополис" Фрица Ланга с его "роботами" - механическими рабочими, сверхнебоскребами и пр. и пр. - нужно раз и навсегда выбросить из головы перед тем, как приступить к работе над данным фильмом».

В «Облике грядущего» общество показано до начала разрушительной войны, во время («химические» бомбы), после («варварский» этап развития) и на пороге зарождения новой, высокоразвитой цивилизации. И хотя Уэллс здесь хотел просто предостеречь человечество об опасности «сеять смерть во имя господства», получилось так, что «Облик грядущего» стал пророческим фильмом, лишь немного ошибившись: по сюжету, датой начала разрушительной для всего человечества войны был 1945 год.

Современные фильмы ужасов - «Хэллоуин» (1978)

Кадр из фильма «Хэллоуин» (1978)

Кадр из фильма «Хэллоуин» (1978)

Жанр фильм ужаса появился на самой заре кинематографа - Жорж Мельес в 1896 году представил ленту «Замок дьявола» (к слову, в этом фильме сделаны первые попытки использования спецэффектов - наколдованные Мефистофелем персонажи появляются «из ниоткуда», а в особых случаях появляется дымовой столб). Далее были знаменитые «Франкенштейн» (1910) и «Носферату» (1922), в 1930-х в Голливуде студия Universal с «Дракулой» (1931) запустила свою классическую серию хорроров, куда вошли в том числе «Человек-невидимка» и «Мумия», а Paramount представила «Доктора Джекила и мистера Хайда» (1931). Послевоенные фильмы ужасов постепенно уходили от внешней, визуальной «ужасной» стороны и учились нагнетать страх на психологическом уровне (и не стоит забывать о Холодной войне между СССР и США и «параноидальной» атмосфере). Тогда же создатели хорроров ступили в область научной фантастики («Нечто из иного мира», 1951 и «Вторжение похитителей тел», 1956) и по-новому взглянули на мистику («Ребенок Розмари», 1968). Именно тогда от фильмов ужасов «отпочковались» ленты о гигантских монстрах - кайдзю (о них мы рассказывали выше). В конце 50 - начале 60-х годов кинематографисты, работающие с фильмами ужасов, сделали ставку на динамичность сюжета и стали смелее использовать спецэффекты - тогда появились знаменитые «Проклятие Франкенштейна» (1957), «Дракула» (1958) и «Мумия» (1959), главные роли в которых сыграли Питер Кушинг и Кристофер Ли.

И все же картиной, оказавшей исключительное влияние на все современные фильмы ужасов, считается «Хэллоуин» Джона Карпентера (1978). На создание «Хэллоуина» Карпентера, в свою очередь, во многом вдохновил «Психо» (1960) Альфреда Хичкока. Тем не менее, «Психо» — это в большей степени детектив, и в меньшей — хоррор. Ленты 1974 года «Техасская резня бензопилой» и «Черное Рождество» во многом были именно тем, что сегодня понимается под слэшером, однако первым в этом поджанре фильмов ужасов стал именно «Хэллоуин». Со временем многие сюжетные ходы и приемы, впервые появившиеся в «Хэллоуине», стали в фильмах ужасов классическими клише.

Отдельно стоит упомянуть поджанр итальянских фильмов ужасов — джалло, который появился в начале 1960-х годов, и сочетал черты криминального триллера с эротикой. Просуществовал джалло относительно недолго — до 1990-х, но, по мнению кинокритиков, успел во многом повлиять на слэшер (в частности, главные антигерои слэшеров позаимствовали у итальянцев параноидальность, операторы часто прибегали к съемкам убийств «глазами убийцы», также именно от джалло слэшер получил «в наследство» погони преступника за жертвой).



В центре внимания

Поделитесь с друзьями