Сегодня, 17 августа, 74 года исполняется одному из главных кумиров Голливуда - Роберту Де Ниро. По этому поводу мы вспоминаем важный пласт в карьере актера – яркие роли мафиози, которые раз за разом приносили ему славу и любовь ценителей кино.
Роберт Де Ниро-младший родился 17 августа 1943 года в Манхэттене, город Нью-Йорк, в творческой семье скульптора и художника Роберта Де Ниро-старшего и художницы и поэтессы Вирджинии Адмирал. В нем смешались итальянская и ирландская кровь по линии отца, а также английская, голландская, французская и немецкая – по линии матери. При этом сам Де Ниро из всех переплетенных в нем национальностей отождествляет себя в большей степени со своей итальянской стороной. Роберт рос на улицах Маленькой Италии. Образование он получал сперва в частной школе, после в Высшей школе искусств, а затем на курсах актерского мастерства Стеллы Адлер и в актерской студии Ли Страсберга. В те годы будущий кумир миллионов сделал окончательный выбор в пользу системы Станиславского.
С самого старта своей карьеры в руки к Роберту буквально посыпались роли преступников. Среди них особенно выделяются образы мафиози разного калибра. Первую серьезную подобную роль Де Ниро сыграл в картине Мартина Скорсезе «Злые улицы» (1973). В фильме, положившем начало многолетнему и плодотворному сотрудничеству Скорсезе и Де Ниро, актер исполнил молодого гиперэмоционального парня Джонни Боя – мелкую сошку на подработке у мафии. Близкого друга его героя сыграл Харви Кейтель. Эта совместная работа, словно вторя персонажам фильма, зародила дружбу между актерами. Сам Де Ниро за экспрессивный перформанс был вознагражден премией от Национального совета кинокритиков США.
Новый образ мафиози принес Де Ниро мировую славу. Фрэнсис Форд Коппола, увидев игру Роберта в картине «Злые улицы», понял, что хочет привлечь актера к участию в съемках драмы «Крестный отец 2» (1974). В итоге режиссер предложил Де Ниро попробовать свои силы в образе молодого Вито Корлеоне, еще не получившего статус одного из влиятельнейших людей криминального мира Америки. Для подготовки к роли Де Ниро на три месяца отправился жить на Сицилию, где в том числе подтягивал местный диалект. Роберт сумел достойно продолжить дело Марлона Брандо, навсегда закрепив за собой образ восходящего на мафиозный Олимп Вито Корлеоне. Этот перформанс увенчался для Де Ниро дебютной премией «Оскар» уникального характера. Дело в том, что он стал единственным актером, получившим награду за роль, которая уже становилась оскароносной для другого исполнителя (Марлон Брандо).
«Когда ты становишься знаменитым, самая сложная вещь заключается в том, что люди всегда пытаются быть любезными по отношению к тебе. Все с тобой соглашаются, даже если ты говоришь что-то абсолютно безумное. А ведь вам нужны люди, которые смогут говорить то, что вы не хотите слышать».
Следующую роль мафиози (но зато какую!) Де Ниро исполнил лишь через десять лет. В картине «Однажды в Америке», ставшей последней полнометражной работой легендарного режиссера Серджио Леоне, Роберт примерил образ еврейского мафиози Дэвида Ааронсона по кличке «Лапша». Получив роль в фильме первым, Де Ниро принимал активное участие в отборе остальных актеров. В итоге состав пополнили Джеймс Вудс, Уильям Форсайт и Джеймс Хейден, которые вместе с Робертом изобразили возмужавших друзей детства, старательно предпринимающих попытки добиться большого успеха в криминальной среде Нью-Йорка. Роль Де Ниро в этой душераздирающей истории, разворачивающейся под аккомпанемент не менее душераздирающих композиций маэстро Эннио Морриконе, стала одной из визитных карточек в богатой яркими ролями карьере актера.
В 1987 году вышел фильм «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы, в котором Де Ниро исполнил легендарного главаря чикагской мафии Аль Капоне. К подготовке к роли нашумевшего преступника актер подошел еще щепетильнее, чем обычно. Де Ниро, преображаясь в Аль Капоне, опирался на перформанс Рода Стайгера, который сыграл криминального воротилу в фильме 1959 года. Также Роберт нашел настоящих портных Аль Капоне, чтобы те сшили ему одежду, полностью соответствующую костюмам знаменитого гангстера. Более того, он даже настоял на том, что обязан во время съемок быть в шелковом белье, идентичном тому, что носил Аль Капоне, хотя этот нюанс так или иначе никто бы в кадре не увидел. Завершали создаваемый Де Ниро образ специальные подкладки (для самостоятельного набора веса Роберту банально не хватило времени), которые помогали актеру имитировать полное телосложение Аль Капоне. Результат получился впечатляющим. Можно с уверенностью сказать, что именно Де Ниро удалось застолбить за собой кинообраз одного из самых знаменитых преступников США.
«Я просто не могу демонстрировать фальшивую игру, хоть и понимаю, что фильмы – это иллюзия. Я слишком любопытен. Мне хочется разбираться во всех подробностях о персонаже».
«Славные парни» (1990), шестая совместная работа Де Ниро со Скорсезе, вернула их в старые добрые времена, когда Роберт играл в криминальной картине «Злые улицы», правда на этот раз актер исполнил матерого мафиози, а не неопытного шестерку на побегушках. Также Де Ниро в очередной раз воссоединился в кадре со своим хорошим другом - актером Джо Пеши. Еще один партнер по фильму, Рэй Лиотта, рассказывал, что Де Ниро устроил ему обряд посвящения в мафиозные фильмы, отправив в его трейлер фальшивую голову лошади (привет «Крестному отцу»). Работа актеров и режиссера получилась крайне плодотворной. Мартин Скорсезе вместе с троицей Де Ниро – Лиотта – Пеши создал один из любимейших ценителями кино криминальных фильмов, в деталях продемонстрировавших преступную кухню.
«Я бы хотел иметь столь же обширные знания о фильмах, как Мартин Скорсезе. Он будто ходячая энциклопедия. Я могу позвонить ему и спросить про какие-то фильмы, и он будет о них знать. Он видел все. Это потрясающе».
Традиционно для себя Де Ниро пытался быть детально точным в изображении своего персонажа, прототипом которого был настоящий преступник Джимми Берк. Актер по несколько раз в день названивал Генри Хиллу, которого в фильме играет Рэй Лиотта, и расспрашивал о повадках его старого знакомого Берка. Представьте себе, он даже узнавал у того, как Джимми потреблял томатный кетчуп.
В восьмом совместном фильме Скорсезе и Де Ниро, криминальной драме «Казино» (1995), Роберт примерил роль персонажа Сэма Ротштейна – ставленника мафии, управляющего казино в Лас-Вегасе, образ которого основан на реально существовавшей личности Фрэнке Розентале. Тот, кстати, изначально хотел, чтобы его сыграл Ричард Уидмарк, однако работа Де Ниро, чей перформанс в «Славных парнях» ранее произвел на Розенталя сильное впечатление, удовлетворила его. Не зря, видимо, Де Ниро встречался с ним лично во время подготовки к роли.
В «Казино» в который раз воссоединился дуэт Де Ниро и Пеши. На этот раз Скорсезе частенько позволял актерам импровизировать в сценах диалогов. Наблюдать за выяснениями отношений Сэма Ротштейна и его помощника Ники Санторо в исполнении Джо Пеши – одно сплошное удовольствие.
После «Казино» акцент мафиозных ролей Де Ниро стал комедийным. В картинах «Анализируй это» (1999) и «Анализируй то» (2002) Роберт перевоплотился во влиятельного мафиози Пола Витти, испытывающего психологические проблемы, с решением которых ему помогает Бен Соболь в исполнении Билли Кристала. В этих криминальных комедиях Де Ниро составил блистательный собирательный образ главаря мафии на основе своих предыдущих работ и личности реального бандита Джона Готти. В дилогии, кстати, можно найти большое количество отсылок к сценам и фразам из целого рядка культовых фильмов о мафии. Среди них, например, почти детально воспроизведенная сцена с выстрелом в покупающего фрукты Вито Корлеоне. Но ценны эти фильмы (особенно «Анализируй это») в первую очередь вот такими забавными ситуациями с участием персонажей Де Ниро и Кристала:
«Некоторые люди говорят, что играть в драме легко, а в комедии – сложно. Это неправда. Я снимался в комедиях, и это приятно. Когда ты играешь в драме, ты проводишь целый день, избивая парня до смерти молотком или чем-то иным. Или же тебе нужно разбить кому-то лицо. С другой стороны, ты целый час кричишь на Билли Кристала [американский комик] и идешь домой».
В комедии Люка Бессона «Малавита» (2013) Де Ниро облачился в бывшего мафиози, сдавшего одного из криминальных главарей, после этого вышедшего из бизнеса и скрывающегося со своей семьей – женой (Мишель Пфайффер), дочерью (Дианна Агрон) и сыном (Джон Д’Лео) – во Франции… Однако старые бандитские счеты просто так не забываются. У французского режиссера получился легкий и ироничный взгляд на преступный мир, в котором Де Ниро исполняет своего рода большое камео.
Камео мафиозного главаря в криминальной драме Дэвида О. Расселла «Афера по-американски» (2013) позволило Роберту Де Ниро снова, хоть и совсем ненадолго, облачиться в узнаваемое амплуа. Но, несмотря на то, что в последние двадцать лет актеру чаще приходится с юмором обращаться к вариации своих знаменитых мафиозных образов, впереди у него еще как минимум одна во всех смыслах серьезная роль члена мафии.
В долгожданной картине «Ирландец», девятой работе актера в полнометражных режиссерских проектах Мартина Скорсезе, Роберт исполнит киллера Фрэнка Ширэна, служившего на мафию и устранявшего тех, кто ей мешает. Де Ниро вновь воссоединится с друзьями, Джо Пеши и Харви Кейтелем, и снова окажется в одном кадре с Аль Пачино. Хочется верить, что это эпичное сотрудничество явит миру новый впечатляющий перформанс Де Ниро, который с достоинством займет место среди лучших ролей заслуженного актера.
«Хорошо иметь несколько других интересов в жизни. Но главным моим пристрастием всегда были фильмы. Я никогда не терял страсти к этому».