Некоторое время назад мы уже писали об истории возникновения полноформатной виниловой пластинки. Одним из важных этапов было «противостояние форматов» в конце XIX века, когда цилиндрам Томаса Эдисона другой гениальный деятель той эпохи, Эмиль Берлинер, противопоставил плоские диски. Мы упоминаем здесь об этом потому, что первые разработки Эмиля имели в диаметре всего… 12,5 сантиметров! То есть это было лишь на полсантиметра больше того стандарта, что установится в 1980-е. Берлинер почти на сотню лет опередил своё время. Такое грандиозное новаторство, которое в полной мере смогли оценить лишь потомки, тогда стало для изобретателя проблемой. Время для столь компактных аудионосителей ещё не пришло, первые диски Берлинера содержали лишь около минуты музыки, посему в дальнейшем пришлось увеличить размеры (но не отказаться от самого принципа плоской пластины). Но именно опыты Эмиля можно считать точкой отсчёта в истории появления современного компакт-диска.
Затем были десятилетия эволюции, дорогостоящий материал для носителей эбонит сменился более доступным и подходящим шеллаком, который после Второй мировой войны был вытеснен винилом. С 1948 года начались долгожданные коммерческие продажи полноформатных пластинок.
1950-е и начало 1960-х годов – это золотое время виниловых LP. К этому периоду техники звукозаписи достигли достаточно высокого уровня развития. Кроме того, производители постоянно совершенствовали сами проигрыватели. В результате, качество звука, обеспечиваемое виниловыми пластинками, находилось на стабильно высоком уровне.
Первый звоночек, возвещавший о кризисе и постепенном устаревании технологии, произошёл во второй половине 1960-х. Всё вышеуказанное великолепие звука относилось к монофоническим версиям. Но в середине великого десятилетия рок-музыки появилась возможность выпускать записи в стерео-формате. Первые образцы принесли сильное разочарование – они заметно уступали по качеству моно-версиям. Музыкальная индустрия попыталась ответить на сей вызов времени в рамках существующих технологий, и в начале 1970-х годов в продаже появились 4-канальные стереопластинки (так называемые «квадрофонические»). Однако это оказался «выстрел в молоко». Мало того, что ожидаемого улучшения качества добиться всё-таки не удалось, так ещё и почти одновременно на рынок вышли сразу четыре разные и несовместимые между собой квадрофонические стереоситемы. Фактически это означало, что любителям музыки пришлось бы приобрести четыре декодера, а также новый звукосниматель с особой формой иглы, дабы слушать все возможные записи без ограничений.
Вскоре после неудачи с квадрофоническими системами индустрия вступила в эпоху цифровых технологий и, соответственно, оптической записи. Идея принципиально нового аудионосителя витала в воздухе, к тому времени уже состоялся ряд исследований ведущих физиков и инженеров в этой области, причём по обе стороны океана. Так, технология лазерной записи информации на компакт-диски ещё в 1950-е годы начали независимо друг от друга разрабатываться американским исследователем Чарлзом Хардом Таунсом и советскими учёными Николаем Геннадиевичем Басовым и Александром Михайловичем Прохоровым. За свои изыскания и труды все трое в 1964 году были удостоены Нобелевской премии.
16 мая 1960 года первый рабочий лазер представил американец Теодор Майман, использовавший в работе результаты, полученные Таунсом, Басовым и Прохоровым. Интересно, что по итогам презентации Майман составил короткую заметку, которую принял к публикации журнал “Nature”. Уже в XXI веке, находясь в преклонных годах, Чарлз Таунс сказал о том тексте следующее: «она столь коротка и имеет столь много действенных последствий, что в расчёте на одно опубликованное слово является самой влиятельной среди всех превосходных статей, опубликованных в “Nature” в двадцатом столетии». Думается, поклонники музыки, кино и видеоигр охотно подпишутся под этими словами.
Читайте также:
10 забытых аудионосителей
Ряд историков звукозаписи также отмечают заслуги американского изобретателя Джеймса Т. Расселла. Якобы именно он первым создал действующую и работающую систему записи цифровой информации на специальную оптическую прозрачную фольгу, освещённую мощной галогенной лампой. Впервые Расселл подал заявку на патент на своё изобретение в 1966 году, а окончательно зарегистрировал его в 1970-м. В дальнейшем, по итогам судебных разбирательств, фирмы “Sony” и “Phillips” лицензировали патенты Джеймса.
Безусловно, свой (большой или маленький) вклад в развитие технологии лазерной звукозаписи внесло немало учёных, но сейчас в наши задачи не входит перечислять их всех, перегружая текст массой технических подробностей. Уже понятно и так, что в 1970-х годах для будущего прорыва были созданы все условия.
Две крупные компании, голландская “Phillips” и японская “Sony”, обладавшие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами, независимо друг от друга создали проектные группы и стали прорабатывать возможные варианты будущего компакт-диска. Именно в ходе технических процессов этих лет инженеры окончательно отвергли аналоговый формат звукозаписи и сконцентрировались на «цифре». Два гиганта индустрии проводили исследования, создавали прототипы, устраивали демонстрации (причём не только самих носителей, но и CD-плейеров). В конце концов, представители “Phillips” отправились в Японию в 1979 году, желая найти партнёра для будущей реализации своих проектов. Йоп Ван Тильбург, глава аудиоподразделения голландской компании, уже собирался покидать Страну Восходящего Солнца, как раздался долгожданный телефонный звонок, оказавшийся, тем не менее, в высшей степени интригующим. Не кто-нибудь, а сам президент “Sony” Акио Морита был на проводе и предложил европейским конкурентам сотрудничество. Поступить именно так его убедили исполнительный директор компании (и будущий преемник на посту президента), Норио Ога, и Хейтаро Накадзима, непосредственно возглавлявший разработки нового аудионосителя. Эти два заслуженных деятеля были убеждены в необычайном коммерческом потенциале CD, и, преодолевая скептическое отношение ряда коллег, продавили решение о партнёрстве с “Phillips”, полагая, что несоответствия и несовместимости итоговых результатов у двух конкурентов могут пагубно сказаться на перспективах всего формата. Поэтому нужно объединиться и выработать единый стандарт.
Так официально оформился союз, потрясший всю индустрию. Следующий год был посвящён дискуссиям по техническим вопросам, согласованиям спорных моментов, уточнениям по разным пунктам.
Важной составляющей был вопрос о размере носителя. Лу Оттенс, технический директор “Phillips”, и его подчинённые ещё в середине 1970-х рассчитывали, что диаметр диска составит 11,5 сантиметров, а записать на него можно будет около часа музыки. Однако Норио Ога, имевший за плечами консерваторское образование, воспротивился такому решению, заявив, что габариты (а вместе с ними и объём записываемой музыки) можно и нужно увеличить. Большой поклонник Бетховена, Норио с коллегами установили, что самое продолжительное исполнение знаменитой «Девятой симфонии» имело место на Байрейтском фестивале оркестром под управлением выдающегося дирижёра Вильгельма Фуртвенглера. Оно составило 74 минуты. Именно столько музыки по времени и должен включать в себя CD, так как это позволит выпускать на одном диске большинство классических произведений. В конце концов, японская сторона добилась воплощения своих требований, а диаметр диска увеличили на полсантиметра. Однако и голландцам удалось оставить свой след: и поныне размер внутреннего отверстия CD точно соответствует диаметру старой голландской монеты в 10 центов!
Впрочем, представители “Phillips” позже при расспросах относительно истории с музыкой Бетховена лишь иронически улыбались. По их словам, у них всё уже было готово к началу массового производства CD такими, какими их видел Лу Оттенс, но “Sony”, при всех партнёрских соглашениях, не могли позволить конкуренту выйти на рынок раньше и насытить его. Замена оборудования под новый стандарт потребовала определённого времени, что было на руку японской фирме, а любовь Норио Ога к «Девятой симфонии» - это лишь предлог, но не первопричина изменений. Но что сделано, то сделано.
По крайней мере, название для нового носителя выбрали такое, какое желало руководство “Phillips” – “Compact Disc” (по аналогии с “Compact Cassette”, имевшими успех у покупателей). Другими вариантами были “Mini Disc”, “Mini Rack” и “Compact Rack”.
Вот ещё некоторые важные вехи в истории запуска CD на рынок.
В 1979 году была отпечатана тестовая партия дисков, содержавшая «Альпийскую симфонию» Рихарда Штрауса в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна. К слову, маститый австрийский дирижёр и композитор был горячим сторонником цифрового формата звукозаписи в целом и CD в частности, его понимание и поддержка очень помогли “Sony” и “Phillips” в реализации и продвижении своего проекта.
В 1981 году состоялась публичная демонстрация нового формата в передаче “Tomorrow’s World” телеканала BBC. В эфире проиграли альбом Bee Gees “Living Eyes”.
17 августа 1982 года в немецком городе Лангенхагене (неподалёку от Ганновера) поступили в продажу первые коммерческие CD (в этом месте находился завод звукозаписывающей компании “Polygram”, сотрудничавшей с “Phillips”, отсюда такой выбор). Первым альбомом из мира популярной музыки, изданным на компакт-диске, стал “The Visitors” от ABBA. Первый диск классической музыки содержал вальсы Фредерика Шопена в исполнении чилийского пианиста Клаудио Аррау. Между прочим, 17 августа 1982 Клаудио по специальному приглашению присутствовал в Лангенхагене и лично дал старт выпуску.
На прилавках коммерческих музыкальных магазинов CD появились чуть позже, 1 октября 1982 года. Произошло это в Японии, 1 октября 1982 года. В доступном каталоге было 50 наименований, но первым из всех, упоминая о том событии, называют альбом Билли Джоэла “52nd Street”.
Первая группа, продавшая миллион копий одного альбома на CD – Dire Straits. А альбом, конечно же, - “Brothers in Arms”.
Первый артист-представитель «высшей лиги» мировой рок-музыки, чей каталог (15 альбомов и 4 сборника “Greatest Hits”) был целиком переиздан на CD – Дэвид Боуи. Коллекция вышла в феврале 1985 года.
Конечно, не всё было так уж хорошо с выпуском дисков. Так, защитный лак, первоначально использованный для их покрытия, оказался не надлежащего качества, из-за чего покупатели приводили товар в негодность довольно быстро. Но, по сути своей, это была техническая мелочь, которую производители быстро устранили. Главное, что новая технология прижилась и завоевала популярность. Очень скоро продажи CD превысили коммерческие показатели виниловых пластинок, что окончательно обозначило наступление новой эпохи в истории звукозаписи и распространения музыки. А в 1990-х диски (уже под названием CD-ROM – Compact Disc – Read Only Memory) стали стандартом и для персональных компьютеров. Сможет ли серебристый диск вернуться в дело и обрести «второе дыхание» подобно своему старшему виниловому собрату? Время, безусловно, покажет.