Понимать все острые панчи и навороченные сетапы в батлах можно только зная актуальный рэп-контекст. Мы попробовали собрать самые важные на сегодня треки, которые помогут совершить экспресс-погружение в наш хип-хоп. Оговоримся, что мы упоминаем не только свежие шедевры, но и откровенно плохие песни, которые помогут составить действительно объективную картину нового русского рэпа. Внимание: нецензурная лексика! (18+)
Хаски — «Панелька»
Русская хтонь посреди бескрайней России
Самая русская адаптация западного звука на данный момент. Хаски пропускает через себя наработки подвижных западных коллег вроде Desiigner и Denzel Curry, а на выходе получает настоящую постсоветскую тоску. «Панелька» окончательно убедила поголовно влюбленную в Хаски интеллигенцию в том, что на сцене появился еще один большой артист. Лирический герой сингла обречен на бессмысленные поиски отца в полуразрушенном отечестве, усеянном равнодушными панельными домами: «Еду по России, не доеду до конца. / Где панелька моего отца?» Недавно трек вошел в официальный саундтрек к новому фильму о сложных отношениях в неблагополучной семье «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», взявшем гран-при на фестивале «Окно в Европу».
«Грибы» — «Тает Лед»
Всепоглощающий грибной вирус
За песней с прилипчивым припевом и забавным клипом стоит умный расчет опытного продюсера и основателя группы Юрия Бардаша. Накануне релиза «Грибы» прокатились с первым крупным туром по СНГ. Это дело было запечатлено в тысячах недолговечных инстаграм-сториз: дерганные видео кричали «Мы типа грибы, типа грибы!», десятки тысяч юзеров, увидев это, принимались гуглить, спеша узнать, что за «Грибы» такие, и натыкались на простую понятную песню с легко пародируемыми танцами. Желание подняться на волне моды толкало сотни блогеров, школьников, телеведущих и даже ученых клепать бесконечные пародии. Похайпить стремились все, включая тех, кто еще даже не успел выучить что за слово такое «хайп». Но самые крупные дивиденды получали именно «Грибы», в считанные месяцы ставшие самой популярной рэп-группой всего постсоветского пространства.
Тимати — «Лада Седан»
Вторичная переработка мемов
Главные хиты этого рэп-исполнителя, известного всем, у кого когда-то был телевизор, в противовес «Грибам», представляют собой открытый расчет. Вместо того чтобы дополнять культуру, он красиво упаковывает то, что там уже есть. «Чё такая дерзкая», «Давай до свидания», «У тебя есть борода — я скажу тебе “да”» – все эти ненавистные эстетам шлягеры были построены на популярных интернетовских и сленговых выражениях. Кульминацией стала «Лада Седан», где люксовый бизнесмен Тимур перевоплотился в стопроцентно стереотипного таксиста Теймураза. Долго ломать голову над цепляющим припевом снова не пришлось – он уже был сочинен ироничной рок-бандой «Рекорд оркестр». Группа начала эксплуатировать стереотипы раньше, намного тоньше, но гораздо менее понятно для масс, чем это делают менеджеры лейбла Тимати Black Star.
Face — «Мне П**уй»
Протест первого уровня
Если бы родители поклонников Фейса услышали припев из этой песни, примерно половина из них могла бы навсегда лишить своего ребенка доступа к интернету. На самом деле, этот парень, похожий на юного Мерлина Менсона, всего лишь воплощает самый примитивный бунт против старших. Это тот момент, когда взрослые отворачиваются, а подросток по-быстрому пытается успеть всё, что ему было запрещено: принимать внутрь яд и выплевывать табуированные слова: «Я курю, и мне по**й, / Я бухаю, и мне по**й…» и так далее. Если вы всё же обнаружили это в плейлисте у своего младшего родственника, не торопитесь паниковать. Произносить хвастливые глупости о саморазрушении может быть даже полезно, потому что хвастать — гораздо безопаснее, чем делать.
ЛСП — «Монетка»
Паяц в ожидании своей кончины
Если о гедонизме поет молодой бодрый Фейс – это бравада, но для ЛСП это было робким признанием в депрессии – описанием состояния, когда дырку в сердце не заткнуть ни монетами, ни женщинами. Недавно ЛСП трагическим образом превратился из дуэта в сольный проект белорусского рэпера Олега Савченко. Постоянный битмейкер и звукорежиссер ЛСП Рома Англичанин умер при неназванных обстоятельствах. Самое жуткое здесь то, что он этим никого этим не удивил. На последних видео музыкант выглядел изрядно уставшим и неизменно пьяным, а в его речи проскакивали цитаты врачей с нехорошими прогнозами. Показательно, что свежайший хит группы, сингл «Монетка» — единственная песня ЛСП, в которой Рома сам подходит к микрофону. При сегодняшних обстоятельствах текст о пренебрежительном отношении к многочисленным группиз уже звучит как однозначное предупреждение о скором уходе: «А после геймовера / Я буду лишь рад, что моя песенка спета».
Скриптонит — «Витамин»
Музыка, созданная инстинктами
В песне «Витамин» наглый рэпер сходу присваивает себе зазнобу слушателя: «Я интерес твоей телки!» Такой подход злит и отвращает от Скриптонита многих, не говоря о тех, кто вовсе не может разобрать слов из-за плотного казахского акцента. Но неуверенные в себе придиры даже не берутся в расчет автором. Музыка Адиля Жалелова (настоящее имя исполнителя) — это животная эклектика, где все подвернувшиеся стили от техно до блюза по наитию собираются во внушительную многоуровневую конструкцию. Прочувствовать всё это можно только отпустив от себя всю цивилизованность. В ответ Скриптонит провожает слушателя в особый клуб, расположившийся где-то между американскими драмами про мафию и гонконгскими боевиками про триаду, прямо на закрытые столичные вечеринки.
Pharaoh и Boulevard Depo — «5 минут назад»
Гимн тех, кто всегда оказывается на полкорпуса впереди
Пока старшее поколение запоздало осмысляет тренды, эти ребята уже успели сделать состояние на модном звучании. Лучше всего смысл песни помимо своей воли проиллюстрировал Александр Толмацкий, отец Децла, первой большой рэп-звезды России. Продюсер и медиамагнат прокомментировав клип на своей странице в Facebook словами «думаю, они будут популярны». Тем временем за плечами Фараона был уже не один аншлаговый концерт, сленг, придуманный его соратником Бульваром Депо, давно стал общепринятым в рэпе, а тот самый клип набрал десятки миллионов просмотров на YouTube.
Porchy, ЛСП и Oxxxymiron — “Imperial”
Ссора двух ключевых фигур нового русского рэпа в одной песне
Трек “Imperial” должен был войти в релиз ближайшего друга Мирона, португальского битмейкера Порчи и стать песенным описанием программы товарищей по созданию собственной рэп-империи. Песня записывалась дистанционно. Всё пошло не по плану, когда заклятый друг амбициозных артистов, Олег ЛСП прислал ернический куплет, где он практически открыто насмехался над мироновским лейблом Booking Machine. В ответ «император» решил дополнить песню своим куплетом, где он уже напрямую нападает на бывшего приятеля. Спустя время микстейп Porchy так и остался никому не нужен, несмотря на хитрую рекламную кампанию. Зато конфликт Оксимирона и ЛСП до сих пор остается горячей темой для обсуждения.
Mozee Montana, Маша Hima и Эмелевская — «Неплохо для бабы»
Женские бои за место в мужском мире
За более чем тридцатилетнюю историю существования хип-хоп-культуры на пространстве бывшего СССР сцена так и не увидела ни одной действительно значительной девушки в жанре. Попытки, конечно, были (первые альбомы Лики Стар и «Пропаганды», Гидропонка и Lentos), но все проекты быстро достигали своего очень низкого потолка. Сейчас самые заметные девочки в хип-хопе показывают себя в пресловутых батлах. Благодаря выступлениям на мероприятиях «140 BPM Cup» и «Рвать на Битах» 19-летняя Моззи Монтана стала настоящей звездой. Злые мужчины считают, что ничего этого не было бы, если бы не давнишний твит «императора», и смеются над ее привычкой крякать между строк. На последнем батле с участием Монтаны родился этот трек – дерзкий ответ агрессивному большинству: «Поздравляю, мальчик, ты стелишь неплохо для бабы».
Jah Khalib — «Лейла»
Эстрадный романс с добросовестным подходом
Импозантный мужчина восточной внешности и звука под ником Jah Khalib — это Валерий Меладзе и брат его Константин от русского рэпа в одном лице. Сам он, правда, своими кумирами называет Timbaland и Jay-Z, а его наиболее виральный хит «Лейла» был написан под влиянием песни Стинга “Desert Rose”. Баху (так артиста называют друзья) как и его земляка Скриптонита хвалят за сложнопостроенную музыку и ругают за глупые тексты. Зато это второй после Басты русскоязычный рэпер, которого можно поставить любому зрителю «Голубых огоньков», и тот, скорее всего, согласится, что Баха звучит лучше всех Стасов Михайловых и Григориев Лепсов вместе взятых.
Паша Техник — «Xanax»
Нетолерантный, неблагозвучный, но колоритный рэп
Песня «Xanax» в равной степени может рассматриваться как пустой набор слов и как художественное описание путанных мыслей человека, заскучавшего по вредному для здоровья препарату. Бывший лидер группы “Kunteynir” – представитель наивного искусства в хип-хопе. Известность он получил после того как саботировал первый открытый Versus Battle, выдавая вместо панчей несвязную чепуху, оскорбляя публику чаще чем оппонента и демонстрируя нижнее белье. Сам он утверждает, что любит всех рэперов без исключения, но по трекам слышно, что к самому рэпу Паша не испытывает никакого пиетета. Потому и сочиняет нарочито идиотские, но часто очень смешные тексты. Несмотря на общую бессвязность в творчестве, Техник — самый цельный персонаж в русском рэпе. Он предпочитает быть честным дурачком, вместо того чтобы строить из себя что-то презентабельное и приятное обществу.
Хлеб — «21»
Видеоблогерская пандемия. Пациенты «ноль»
В хип-хоп-среде принято открыто не любить видеоблогеров, занимающихся рэпом. Большинство из них даже не пытаются относиться к культуре серьезно, концентрируясь на пубертатных шутках, внутриблоггерских склоках или мемах. Трио Хлеб, выросшее из комедийного шоу «Мне нравится», стали первыми блогерами, которые сделали рэп своей основной работой, тем самым проложив дорогу для коллег Данилы Поперечного, Эльдара Джарахова, МС Хованского, Татарки, и многих других калибром помельче. Рэп от блогеров превратился в стандартную рекламную услугу. Например пиво «Клинское» недавно запустило масштабную рекламную кампанию с участием целой батареи читающих видеомейкеров, и «Хлеб» тут тоже оказались в числе первых. Песня «21» построена на стандартном для «Хлеба» инфантильном каламбуре, где простая карточная игра рифмуется с анальным сексом. Без продакт плейсмента в клипе тоже не обошлось.
ATL — «C4»
Рейв на костях
За последние два года один из самых успешных рэперов новой волны ATL выпустил целых два умных концептуальных альбома. Работы поставили новочебоксарского артиста максимально близко к обитателям вершин Скриптониту и Оксимирону. Однако к темам и звуку «Марабу» (2015) и «Лимба» (2017) Сергей и его команда шли не один год. Мысли, получившие обстоятельное развитие на релизах, можно расслышать уже на первом большом хите под названием «C4». Тут и маленький робот-мусорщик, превращающийся в грозного трансформера из «Искры», и концерт, описанный как языческий ритуал в «Гори ясно», и основная тема – смерть как естественная часть вечеринки под названием «жизнь» из песни «Танцуйте». Музыка в «С4» – это не столько хип-хоп, сколько агрессивная танцевальная электроника, по энергетике не уступающая самым диким хитам «The Prodigy». Месиво, которое происходит на концертах под этот трек, горячо рекомендуется увидеть воочию, но участие — на ваш страх и риск. Общего количества энергии, которую аккумулируют молодые тела в зале, хватило бы ни на одну взрывчатку.
Слава КПСС (он же – Гнойный, он же – Валентин Дядька, он же – Соня Мармеладова) — любой трек
Чем ярче батлы, тем бледнее песни
Всё, что записывает этот парень, звучит плохо или очень плохо. За годы с выхода самого первого «Версуса», его соперник Мирон Федоров так и остался единственным успешным батл-рэпером с действительно хорошими песнями в дискографии. Все прочие победители получали известность и туры исключительно благодаря своим ярким дуэлям. Посетителей концертов мало волновало, что кричит в микрофон Гарри Топор и о чем размышляет Rickey F. Именно в таких условиях появились специализированные батл-MC, самым известным из которых сегодня является многоликий Вячеслав Карелин. Дискография всех его альтер-эго совершенно не поддается подсчетам и не задерживается в памяти. Всё это сиюминутные диссы на популярные темы: как то модная одежда или заметная песня, часто это вызов очередного соперника на очередной батл. Большую часть панчей Славы с известного батла сложно понять, не зная контекста, который был сосредоточен вокруг оппонента, а большую часть песен Славы невозможно понять, если ты не знаком с явлением или артистом, который осмеивается в тексте.
Oxxxymiron — «Где нас нет»
Концептуальность и несокрушимость
Песня «Где нас нет» — эпилог протестного аудиоромана, исполненный в эфире главного государственного канала. Разгромленный оппонентом в пух и прах альбом Оксимирона «Горгород» через пару дней после батла и спустя два года с выхода вновь возглавил топ российского iTunes. «Горгород», по общему мнению, безнадежно проиграл ближайшим конкурентам в лице ATL’а и Скриптонита в музыке. Содержание не должно удивить никого, кто читал хотя бы одну большую антиутопию, а тех, кто добрался до Курта Воннегута и Фрэнка Миллера, также выглядывающих из длинного списка вдохновителей, — и подавно. Альбом, однако, дал большие просторы для интерпретаций. Студенты филфаков делают доклады о «Горгороде», а глянцевые журналисты видят в Мироне Федорове вдохновителя недавних протестных митингов, собравших небывалое количество молодых людей. Повторный успех произведения нисколько не противоречит недавнему поражению автора. В предпоследней песне нарратор тоже погибает, но успевает оставить след в виде своих работ. Глядя на это, сложно не заподозрить Мирона в намеренном проигрыше, предсказанном в финальном раунде батла: «И, допустим, сегодня, может быть, ты сумеешь меня убить. / Я поеду дальше стадионами, ты продолжишь меня троллить».
Еще 20 песен, если вы увлеклись, и вам показалось мало
Баста — «Сансара»
Главный делегат от хип-хопа на эстраду с балладой о реинкарнации.
Каста — «Они»
Самая народная рэп-группа серьезно шутит о бытовых проблемах.
Thrill Pill — «Я е**л рэп»
Вероятно самая противная композиция в современном русском хип-хопе.
Аигел — «Татарин»
Самый живой женский рэп, рожденный за пределами большой рэп-тусовки.
Егор Крид — «Что они знают?»
Ответ поп-идола и любимца девушек всем трушным коллегам.
Антоха МС — «Время Ток»
Еще один рэпер не из мира хип-хопа и, кажется, немного не от мира сего.
Мирный — «Шкура»
Провальная попытка громоздкого продюсера Макса Фадеева проникнуть в рэперскую среду с помощью сленга школьников.
Obladaet — «I am»
Самый красиво одетый рэпер красиво рассказывает о своей исключительности.
Элджей и Кравц — «Дисконнект»
Стильный дэнс-хит о любви под веществами от будущей большой звезды и не очень большой действующей.
«Anacondaz» — «Мама, я люблю»
Сатирическое признание в любви к Сатане от самых рокерских рэперов, разозлившее православного активиста Энтео.
Horus и Eecii McFly — «Прогулка»
Социально ориентированный Луперкаль, переродившийся в многогранного Хоруса грустит по упущенной романтике.
Макс Корж — «Малый повзрослел»
История взросления в минских декорациях. Диалог названного старшего брата с юными слушателями.
Pharaoh — «Дико, например»
Холодный декаданс и притягательная самовлюбленность.
Типси Тип — «До скорого»
Получивший второе дыхание в Москве украинский иммигрант мрачно шутит и ждет беды.
Брутто Каспийский — «COCO»
Русский блатной рэп, неожиданно модно зазвучавший под влиянием новой американской школы.
Вандер Фил — «Молодую»
Егор Крид 2.0 выгодно отличается от коллеги по лейблу, потому что авторство не вызывает сомнений и потому что хулиган.
Guf — «Еще»
Ветеран хип-хоп-революции и бывший участник группы Centr хорошо понимает тренды, усложняет рифмы и читает под модные клауд-биты.
Птаха — «Свобода 2.017»
Ветеран хип-хоп-революции и бывший участник группы Centr ничего не понимает, смешно ругает протесты и собирает 140 тыс. дизлайков.
T-Fest и Скриптонит — «Ламбада»
Новая надежда лейбла «Газгольдер» скоро поедет в тур, но его главный хит – это по-прежнему совместная песня со Скриптонитом.
«Кровосток» — «Ногти»
Наименее свежий трек из нашего списка попал сюда из-за одной строки. Достоверное описание мыслей российского слушателя, который по привычке продолжает искать в рэпе содержание, а не форму: «Немцы делают вещи – мы е**шим трагизм».