Пауло Коэльо: Разгадать знак

Знаменитому бразильскому писателю исполняется 70 лет.

В поисках слова

Фото с сайта successstory.com

До того, как Коэльо взялся за «Дневник мага» (1987), в его жизни случилось немало судьбоносных авантюр.

Бунтуя против родительского конформизма, 17-летний Пауло бросил учебу на юридическом факультете и увлекся журналистикой. Реакция последовала незамедлительно: его принудительно положили в психиатрическую больницу. Однако ни применение электрошока, ни повторный курс лечения не сбили его с пути — Коэльо примкнул к движению любительского театра, которое символизировало не только возрождение искусства в Бразилии 60-х годов, но и яростный социальный протест.

Фото с сайта confesionesdeunsoñador.com

Сбежав из очередного «сумасшедшего дома», он отправился путешествовать. Мексика, Перу, Чили, Северная Африка — именно так началась трансформация писателя. Желая получить «альтернативный опыт», он зачитывался Марксом и Кастанедой, употреблял наркотики, ознакомился с работами мистика Алистера Кроули и даже издавал собственный эзотерический журнал. Одна из публикаций привлекла внимание рок-музыканта Рауля Сейшаса, с которым Коэльо в дальнейшем будет не только придумывать песни, но и попытается создать анархическое «Альтернативное общество». Тогда, в годы молодости писателя, этот проект стал причиной короткого тюремного заключения — его освободили только благодаря «невменяемости» (Коэльо рассказывал, что он при полицейских резанул себе руку и поклялся, что он несколько раз лежал в психбольницах).

Фото с сайта twimg.com

Как вспоминает Коэльо, его духовное прозрение наступило после того, как он побывал в концентрационном лагере Дахау. Спустя несколько месяцев автор приехал в Голландию, где познакомился со своим Учителем (в «Валькириях», «Алефе» и «Дневнике мага» его имя будет «Джей»), посвятившим его в христианство. Вскоре писатель совершает паломничество в испанский город Сантьяго-де-Компостела: пройдя пешком 700 километров и прикоснувшись к мощам Святого Иакова, он «обрел» сюжет для своего первого автобиографического романа.

Исповедь для читателя

Фото с сайта oprah.com

Искусное вплетение личного опыта в художественный сюжет — одна из главных особенностей прозы Пауло Коэльо. Среди достоверных повествований о жизни писателя — книги «Дневник мага» («Паломничество»), «Валькирии» и «Алеф», в которых герой отправляется на поиск истины. Неудивительно, что многие расценили авторские истории о самопознании как универсальную инструкцию к «настоящей» жизни. Кризис религии, информационный хаос, слияние «черного» и «белого» — всё это побуждает довериться какой-то системе взглядов, например, вдохновляющим идеям Коэльо о поиске предназначения, борьбе с силами тьмы и необходимости рисковать. Впрочем, сам писатель утверждает следующее:

«Я начал писать не для того, чтобы кого-то в чем-то убеждать, кому-то что-то объяснять — что делать и как. Когда я что-то воплощаю на бумаге, это помогает мне лучше понять самого себя, открыть неведомые стороны собственной души...»

Мотив пути, являющийся основополагающим приемом в творчестве Коэльо, перекликается с другой характерной составляющей всех его текстов. Стремясь вернуться к истинному «я», каждый из персонажей приобретает специфический сакральный опыт: так, например, старуха Берта («Дьявол и сеньорита Прим») воссоединяется с умершим мужем через медитацию, так же пробуждается и пастушок Сантьяго («Алхимик»); Пилар («На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала») познает суть через коллективную молитву в Лурде, а герои романа «Вероника решает умереть» освобождаются через суфийскую практику. Кроме того, духовная трансформация наводит героя на мысль о своей уникальности — и мы проживаем это осознание вместе с ним. С этой точки зрения книги Коэльо выполняют психотерапевтическую функцию, как будто помогая нам принять собственную ценность.

Фото с сайта miraman.ru

Еще одна яркая постмодернистская черта его романов — это интертекстуальность: каждое произведение Пауло Коэльо наполнено всевозможными отсылками на другие литературные работы. Ницше, Гессе, Джойс, Борхес, Кастанеда — автор оказался щедр на цитаты авторитетных мыслителей, которые без труда угадываются в тексте. С одной стороны, такая «адаптация» духовных воззрений (католицизм, мистика, язычество) близка и понятна читателю: весь «культурный багаж» XX века Коэльо пересказывает простыми словами, оставляя только суть. С другой — смешивание разномастных философских положений как нельзя лучше отражает нашу сегодняшнюю реальность: не разбираясь в чем-то глубоко, мы потребляем все подряд.

Эти «простые», многократно повторяющиеся умозаключения отличают стиль повествования писателя. По мнению журналистки Ольги Бакушинской, «только кажется, что Пауло Коэльо пишет разные книжки. На самом деле он пишет одну, причем это не беллетристика, а учебник…». И доминирующий message этого «учебника» — никогда нельзя отказываться от мечты.

«Я с уверенностью могу говорить только о том, что каждый человек может и должен обладать намерением. Тем самым намерением, о которых говорили мексиканские индейцы в романах знаменитого Карлоса Кастанеды. Эти индейцы объясняли, что в жизни каждого есть место для его собственного намерения, его собственной миссии, его собственной мечты, Ведь именно для воплощения собственного намерения – или мечты, или предназначения – каждый человек, собственно, и явился на этот свет».

Еще кое-что о Пауло Коэльо