Явление под названием брит-поп стало не музыкальным стилем, который можно определить по каким-то узнаваемым чертам, а, скорее, целым культурным течением в Британии 90-х годов. Оставшись (что вполне логично) сугубо островным феноменом, брит-поп вскоре сумел покорить весь мир (кроме, может быть, Соединённых Штатов), открыть слушателям новое поколение талантливых музыкантов и оставить в наследство целый ряд прекрасных альбомов, многие из которых и слушаются сегодня прекрасно и сегодня. Что же из брит-попа стоит послушать? Soyuz.Ru выбрал 20 альбомов, которые могут порадовать как англофилов со стажем, так и тех, кто только начинает знакомство с этим весьма ярким (цветов Юнион Джека) направлением.
Рубеж 1980-х и 1990-х в британской музыке был очень насыщенным, но противоречивым временем. Музыкальных течений, с одной стороны, была масса, только успевай следить за всем новым. Однако в то же время имелся запрос на новых звёзд, интересных и обаятельных кумиров вступающих в жизнь поколений. Новомодная электроника и шугейз отвергали «звёздность», это было инородное для них понятие. Америка представила свою гранж-сцену, но британцам эта специфическая музыка была, по большому счёту, чужда. В итоге, на сцену вышел брит-поп и подчинил себе умы огромного количества слушателей. Многие увидели и услышали в нём то, чего им не доставало в других направлениях – злободневность, соблюдение музыкальных традиций, лиричность, хитовость. Важен был индивидуализм. Брит-поп – это ещё и эпоха ярких личностей, своенравных лидеров, которых в группах зачастую было больше одного, что приводило к трудностям и конфликтам. Но поклонникам наблюдать за такими кумирами было только в радость.
Есть точка зрения, что именно в пору господства брит-попа (а вовсе не с наступлением эпохи интернета) история рок-музыки окончательно закольцевалась, поскольку основные герои сего направления были ретроградны по своим взглядам и идеалы искали в прошлом, а не в будущем. Но на эти процессы можно взглянуть и с другого ракурса. Брит-поп – это своего рода выставка достижений британского рока XX века, подведение итогов. Ведущие коллективы течения вобрали в себя всё самое лучшее, что породила Англия до того. А лучшие альбомы, сочинённые и записанные ими, соответственно – являются главными экспонатами и сокровищами всей экспозиции. Сегодня, в очередную годовщину выхода одного из ключевых альбомов брит-попа “Definitely Maybe”, мы вспомним и сами пластинки, и то лихое время.
Oasis – “Definitely Maybe”
(29/08/1994)
Альбом – олицетворение своей эпохи. Публика хотела веселья и радости? Она их получила сполна. Шумный и динамичный, гедонистичный и оптимистичный – всё это “Definitely Maybe”, хлёсткий, наглый и жизнеутверждающий ответ гранжу и подобным ему направлениям. До того, как возглавить Oasis, Ноэл Галлахер сочинял песни много лет, и на этой пластинке он продемонстрировал лучшее из своего накопленного багажа.
Oasis – “(What’s the Story) Morning Glory?”
(02/10/1995)
Ошеломляющее по своему исполнению развитие успеха дебютного альбома. В отличие от ”Definitely Maybe”, на сей раз Ноэл, по собственному признанию, сочинял песни на акустической, а не электрической гитаре. Кроме того, уже в процессе работы из состава был уволен припанкованный (и довольно ограниченный ) ударник Тони МакКэрролл, а сменил его более одарённый и разносторонний Алан Уайт. В результате, композиции стали тоньше и мелодичнее, а ритмы – искуснее (послушать хотя бы знаменитую “Wonderwall” – с МакКэрроллом за барабанами представить её невозможно). Сам диск можно озаглавить как “The Best of Britpop”, настолько он изумляет своим совершенством и отсутствием слабых мест. Жаль, что на первых двух альбомах великие свершения Oasis, по сути, и закончились, и в дальнейшем они не создали ничего хотя бы близкого по уровню к тем шедеврам, а поклонники продолжали их слушать, главным образом, из-за уважения к былым заслугам. Но и того, что они совершили в 1994-95 гг., хватило бы на несколько музыкальных карьер.
Blur – “Modern Life Is Rubbish”
(10/05/1993)
Среди отличительных черт брит-попа присутствуют не только веселье и наслаждение жизнью, но и обращение к темам повседневной английской действительности. Если дебютный диск Oasis стал манифестом первого, то второй диск Blur – второго. На “Modern Life Is Rubbish” ведомый Деймоном Албарном коллектив сумел преодолеть наследие размытого и невнятного “Leisure”, а сам фронтмен заявил о себе как о достойном наследнике видных британских социальных критиков от рок-музыки – участников The Beatles и, конечно же, Рэя Дэвиса.
Blur – “Parklife”
(25/04/1994)
Без прослушивания этого альбома знакомство с брит-попом окажется неполным, даже вне зависимости от итоговых впечатлений. В разных композициях “Parklife” прослеживаются влияния многих стилей – синт-попа (та же “Girls and Boys”) и нью-вейва в целом, панк-рока, отдельных элементов классики и даже экспериментов Сида Барретта. При такой разнородности источников альбом оказался на удивление цельным произведением, очень английским по настроению, весьма точно, по мнению многих критиков, отражающим дух своего времени.
Suede – “Suede”
(29/03/1993)
Пожалуй, именно с этого альбома брит-поп начался «по-настоящему». Если Албарну было уготовано вернуть в рок-музыку повседневность и «простого человека», а братьям Галлахерам – угар и оптимизм, то на плечи Бретта Андерсона, так уж сложилось, легла ответственность за возрождение чувственного и сексуального рока. Ажиотаж вокруг молодой группы был очень большой, в 1992-м “Melody Maker” назвал Suede «лучшей молодой группой Англии». По воспоминаниям современников, ни один коллектив не производил такой шумихи со времён The Smiths, а, может быть, даже и Sex Pistols. Тем удивительнее, что ожидания полностью оправдались, и Suede официально дебютировали очень сильным альбомом, украшенным экстравагантным вокалом Андерсона и безукоризненной работой гитариста Бернарда Батлера. В 1993 году эту группу любили все.
Suede – “Dog Man Star”
(10/10/1994)
Как положено всяким приличным отцам-основателям музыкального движения, Suede (в лице «спикера» Бретта Андерсона) негативно отзывались о брит-попе, как о термине, так и о его наполнении. Коллектив решил дистанцироваться от направления и одновременно вырасти (в творческом отношении) ввысь, вглубь и вширь. Монументальный “Dog Man Star”, чуть было не подавивший группу своей грандиозностью (к счастью, обошлось – уход Бернарда Батлера удалось пережить) – это, возможно, главное достижение всей брит-поп-эпохи, настоящее произведение искусства, в котором умело сочетаются как низменность и порочность, так и особая, непередаваемая возвышенность и одухотворённость.
Pulp – “His ‘n’ Hers”
(18/04/1994)
Группа Pulp – возможно, уникальный пример в истории рок-музыки. Почти полтора десятилетия Джарвис Кокер прозябал в относительной безвестности, а пластинки его коллектива, хоть симпатично исполненные, успеха не имели. Однако к середине 1990-х ситуация волшебным образом переменилась, и Pulp во главе с остроумным и необычным фронтменом оказались востребованы. Продюсер Эд Баллер, уже потрудившийся до того с Suede, сумел найти наилучшее звучание для песен группы, что повлекло за собой признание и коммерческий успех.
Pulp – “Different Class”
(30/10/1995)
Ухватив птицу счастья за хвост, Pulp немедленно бросились развивать своё творчество и преуспели. Всего через полтора года после выхода “His ‘n’ Hers” прогремел “Different Class”, ещё одна очень английская по духу запись, но более театрализованная и экспрессивная, чем Blur’овский “Parklife” (благодаря артистизму Джарвиса, который ощущается даже на студийных работах). “Common People” может претендовать на звание главного брит-поп-гимна, но и без неё отличных песен на пластинке хватает. Музыкальное великолепие отлично дополняется ироничными текстами Кокера и его своеобразным отношением как к эпохе, так и к более молодым коллегам по сцене.
Pulp – “This Is Hardcore”
(30/03/1998)
Когда брит-поп-волна несколько утихла, настало время рефлексии и осмысления. Лучше всего это получилось, опять-таки, у Джарвиса Кокера – пожалуй, самого умного певца эпохи. “This Is Hardcore” – этакий похмельный альбом, творение артиста, которому лукавая фортуна изменяла, пока он был молод, но повернулась лицом, когда музыканту перевалило за 30. Это альбом об усталости, пресыщенности. Непростая пластинка. Но достойная того, чтобы порекомендовать её широкому кругу слушателей.
Manic Street Preachers – “Everything Must Go”
(20/05/1996)
Как мы уже говорили, фактор лидера или, во всяком случае, яркой индивидуальности в брит-попе был крайне важен. А Ричи Эдвардс являлся крайне оригинальным музыкантом, автором текстов и человеком. Его загадочное исчезновение вполне могло поставить крест на дальнейших перспективах Manic Street Preachers, но Джеймс Дин Брэдфилд, Ники Уайр и Шон Мур решили продолжать. Их четвёртый студийный альбом – “Everything Must Go”, в плане звучания ставший более доступным для публики и куда ещё вошли некоторые песни с текстами авторства Ричи – в соответствии с веяниями эпохи, несёт в себе тот несокрушимый заряд оптимизма, то намерение преодолевать трудности, которые заставляют меломанов возвращаться к прослушиванию брит-поп-творений снова и снова.
The Charlatans – “Tellin’ Stories”
(21/04/1997)
Увы, в жизни так часто получается, что потери и потрясения заставляют человека делать большие свершения. У музыкантов бывает по-разному, но брит-поп оставил на пару примеров. Если Manic Street Preachers лишились харизматичного Ричи Эдвардса, то The Charlatans также потеряли важного участника – в автокатастрофе погиб «мотор» команды, клавишник Роб Коллинз. Он не успел закончить работу со своими коллегами над новой пластинкой, но на помощь группе пришёл Мартин Даффи из Primal Scream. Получившийся диск стал самым успешным в карьере The Charlatans.
Lush – “Lovelife”
(05/03/1996)
Не все группы 1990-х, оставившие заметный след в истории брит-попа, изначально являлись участниками этого направления. Упомянутые выше The Charlatans, например, дебютировали как представители мэдчестер-сцены, однако сумели измениться и вписаться в новую эпоху. А вот Lush прежде ассоциировались с шугейзом и дрим-попом, но в 1996 году подарили публике совершенно брит-поповый (и на удивление убедительный) альбом “Lovelife”. Правда, группе в виду внутренних конфликтов тогда оставалось существовать совсем немного, и развития этот успех не получил.
The Boo Radleys – “Wake Up!”
(27/03/1995)
Относительная «нераскрученность» названия The Boo Radleys – одна из несправедливостей эпохи брит-попа. “Wake Up!” – если можно так выразиться, самый слащавый диск коллектива. Но для тех, кто не признаёт хронологический подход к изучению дискографий, наверное, именно с него лучше начать знакомство с творчеством The Boo Radleys. А потом, глядишь, и остальное зацепит.
Echobelly – “Everyone's Got One”
(25/10/1994)
Поддержку данному ансамблю оказывал сам Моррисси, один из праотцов брит-поп-движения. Очень симпатичное звучание с женским вокалом. Выделить стоит, пожалуй, именно дебютный альбом, а далее можно идти по карьерному пути группы.
Gene – “Olympian”
(20/03/1995)
Gene были одними из главных последователей The Smiths на британской сцене, как в плане музыки, так и в визуальном отношении – чего стоит хотя бы обложка первого альбома. Возможно, каким-то похожим образом звучали бы Моррисси и Джонни Марр, объедини они вновь силы в 1990-е.
Elastica – “Elastica”
(13/03/1995)
Альбом-бомба, побивший рекорд “Definitely Maybe” по скорости продаж дебютной пластинки. Если выделять некую характерную особенность этой записи, то можно сформулировать просто – бешеная, зашкаливающая энергетика. Второй диск впоследствии вышел бледной тенью предшественника, и коллектив распался.
The Verve – “A Nothern Soul”
(20/06/1995)
Безусловно, в массовом сознании The Verve известны по хиту “Bitter Sweet Symphony”, но поскольку у нас подборка сейчас альбомная, то произведением, наилучшим образом отражающим таланты вокалиста Ричарда Эшкрофта и гитариста Ника Маккейба, мы назовём не “Urban Hymns”, а второй студийник – “A Nothern Soul”. Тогда, в 1995-м, неудачные коммерческие результаты альбома привели к первому распаду коллектива, но сейчас, с высоты нашего времени, мы можем по достоинству оценить эту неординарную пластинку. Богатейшая гамма чувств, заложенная в неё Эшкрофтом, феноменальная работа Маккейба и достойная поддержка Питера Солсбери и Саймона Джонса. Неземное очарование.
Ash – “1977”
(06/05/1996)
Первый официальный альбом Ash – весьма бойкий брит-поп с явным уклоном в панк-звучание (отсюда и название – легендарный для панк-музыки год). Спустя некоторое время Ash отошли от своих изначальных принципов и ориентиров, но первый альбом, бывший некогда культурным феноменом в узких кругах, достоин того, чтобы его переслушать.
Ocean Colour Scene – “Moseley Shoals”
(08/04/1996)
Крепко исполненная пластинка группы, всегда находившейся во втором эшелоне и не выходившей из-за спин главных лиц. Впрочем, для любопытного слушателя интерес могут представлять как раз такие записи – не самые хитовые, но очень типичные для своего времени и качественно выполненные.
The Auteurs – “New Wave”
(22/02/1993)
Данную пластинку можно охарактеризовать как «альтернативное произведение брит-попа №1». Здесь нет того глянца и налёта мейнстрима, сопровождающего записи титанов направления, нет эффектного продюсирования, а вокалист Люк Хейнс не отличается какими-то особыми исполнительскими талантами. Однако “New Wave” заставляет переслушивать себя вновь и вновь и открывать под внешней простотой широкий размах и бездонную глубину.