Из пяти десятков самых популярных видео на крупнейшем видеохостинге только три не являются музыкальными клипами. Сегодня YouTube — главный инструмент для продвижения музыки, не оставляющий и полшанса радиостанциям и MTV. При этом, сказать, что сама популярная музыка кардинально изменилась нельзя — на вершине по-прежнему большие и дорогие проекты с очень редкими исключениями.
Пару лет назад клип корейского певца Psy заставил YouTube перепрошить свой счетчик, непредусмотрительно рассчитанный всего на 2 147 483 647 просмотров. Сейчас “Gangnam Style” лишь на третьем месте, а в списке самых просматриваемых уже больше десятка клипов, преодолевших эту отметку. Попробуем посмотреть на них внимательнее и разобраться, что притягивает внимание самой ценной медиа-аудитории.
Luis Fonsi feat. Daddy Yankee — “Despacito”
3,48 млрд. просмотров
Если вам нужен четкий ответ на вопрос о том, почему типовой испаноязычный шлягер про секс на пляже Пуэрто-Рико стал главным хитом года, можете даже не пробовать его искать. Просто так сложилось. Одной из причин может быть причастность Джастина Бибера. Именно ремикс с участием канадской поп-звезды стал рекордсменом по количеству прослушиваний в стриминговых сервисах. Интересно, что беззаботная песня, достигнув своего нынешнего статуса, стала объектом для политических и экономических спекуляций. Например местное издание Un Nuevo Dia заявило, что она помогла увеличить поток туристов в эту теплую страну, не подкрепив заметку убедительными данными, а кандидат в президенты Венесуэлы Николас Мадуро беззастенчиво переделал слова песни под свой предвыборный гимн.
Wiz Khalifa feat. Charlie Puth — “See You Again”
3,07 млрд. просмотров
Клип на главный саундтрек к фильму «Форсаж 7» стал первым рэп-видео, набравшим миллиард просмотров YouTube. Сам фильм стал первой серией франшизы, сумевшей заработать миллиард долларов. Причиной тому и другому послужила трагическая смерть одного из центральных актеров эпопеи о стритрейсерах — Пола Уокера. Концовка фильма и сам клип смонтированы из трогательных кадров с участием артиста и его жутковатой цифровой копии. Можно возмутиться, мол бездушные голливудские студии и алчные мейджор-лейблы наживаются на трагедии, а можно и признать, что песня не вызвала бы такого отклика, если бы аудитория не умела проецировать чье-то горе на свою жизнь и таким образом переживать его вместе. Здесь и не поется «Мы скучаем по Полу Уокеру», это прощание с другом, который ушел, а это уже может случиться с любым.
Psy — “Gangnam Style”
2,94 млрд. просмотров
Первый мегахит Ютуба, казалось, предвещал, что в новой эре будет побеждать что-то странное и аутентичное, такое, как корейская поп-музыка. На сегодня “Gangnam Style” так и остался единственным клипом в этом списке, который действительно ломал шаблон. В топе нынче сплошь просчитанные и банальные хиты, играющие с ностальгией в сочетании с актуальными трендами и сосредоточенные на персонах всем известных артистов. Сам Psy поминается за пределами родины только в информационных справках под новостями о новых рекордсменах.
Justin Bieber — “Sorry”
2,74 млрд. просмотров
Для многих Джастин Бибер навсегда останется героем самого задислайканного клипа на Ютубе “Baby”. Однако звезда его сияет всё ярче. Хейтерскую пыль удалось изрядно смахнуть с блестящего корпуса в 2015-м году, когда Бибер представил альбом “Purpose”. Под аккомпанемент больших дэнс-продюсеров Diplo и Skrillex песни для девочек превратились во что-то большее. В соответствии с названием песни “Sorry”, Бибер не только просит прощения перед бывшей пассией, но и перед меломанами со всего мира, выдавая актуальный тропикал хаус с красивыми мелодиями и подвижными ритмами. Широкая общественность, особенно мужская половина населения планеты, по-прежнему не может смотреть на Бибера без стеснения. Для последних в клипе есть оправдание: сам певец там не появляется — вместо него в кадре куча девушек с пышными формами ритмично трясут выпуклостями.
Mark Ronson feat. Bruno Mars — “Uptown Funk”
2,63. млрд просмотров
Одна из главных характеристик современной культуры — глобальная ретромания. Продюсер Марк Ронсон, записавший альбом для королевы ретро-соула Эми Уайнхаус, и певец Бруно Марс, возрождающий диско-фанк, по этому вопросу большие эксперты. Однако “Uptown Funk” легко может загипнотизировать своим ритмом любого, даже если слушатель ничего не знает об эстетике 80-х в силу возраста. Из рецепта, которым пользуются музыканты, даже и не пытаются делать секрет, наоборот — тот самый «фанки-бит» здесь воспевается.
Taylor Swift — "Shake It Off"
2,35 млрд. просмотров
Самая популярная и финансово успешная певица на данный момент с идеально симметричным лицом даже пугает своей исключительностью. Большую часть своей карьеры она посвятила подростковым кантри-песням. Успехом она не была обделена, но почти не выходила за пределы Штатов. Однажды правильной девочке из деревни исполнилось 25, она осознала себя взрослой женщиной в большом мире и записала самый коммерчески успешный поп-альбом в мире. Где успех, там и хейтеры, а потому фраза “Haters gonna hate” оказалась таким уместным рефреном для всей идеальной карьеры певицы. Спустя два года можно увидеть, что массивная махина, в которую превратился проект «Тейлор Свифт», в любой момент может расправиться с хейтером любого калибра и заставить его работать на саму Свифт. Так последний сингл “Look What You Made Me Do” лихо обыгрывает громкие конфликты со скандалистом Канье Уэстом и другой обитательницей этого топа — Кэти Перри.
Enrique Iglesias feat. Descemer Bueno and Gente De Zona — “Bailando”
2,33 млрд. просмотров
Песня слегка подзабытого у нас испанского певца Энрике Иглесиаса — это прежде всего хит латинского мира. Статистика подтверждает— английская версия того же клипа набрала в десять раз меньше просмотров. В клипе, как и у сегодняшнего лидера “Despacito”, нет ничего особенного. Напротив — тут собраны все основные клише, привычные для выходцев из Испании: смуглые улыбчивые мужчины с гитарами, томные фигуристые танцовщицы, футболисты-виртуозы. Возможно, эти позитивные стереотипы и есть секрет универсального испанского хита.
Maroon 5 — “Sugar”
2,28 млрд. просмотров
Maroon 5 делают вид, что неожиданно появляются на свадьбах простых людей и без предупреждения начинают играть свой главный хит последних лет. Поверить в происходящее не дают на подбор красивые молодожены и гости, которые как бы не замечают операторов с дорогими камерами, установленный свет и звуковую аппаратуру. Однако фантазия о том, что на твоей свадьбе вот так запросто может спеть Адам Левайн, вполне может прийтись по вкусу паре миллиардов мечтательных натур.
Katy Perry — “Roar”
2,24 млрд. просмотров
Главная соперница Тейлор Свифт, как и конкурентка, не стесняется переносить личные дела в большие песни. “Roar” вышла вскоре после ее развода с супругом и рассказывает о том, как лирическая героиня собирается показать свой чемпионский рык, который услышат все, но самое главное — ее бывший. В клипе Кэти Перри мгновенно теряет возлюбленного в когтях тигра, но быстро становится тигрицей и по совместительству королевой джунглей, нисколько не жертвуя укладкой, идеальным макияжем и люминесцентно белыми зубами.
Ed Sheeran — “Shape of You”
2,22 млрд. просмотров
Пока критики поносят Ширана за слишком безобидные песни без намека на конфликт, миллионы слушателей сделали его одним из популярнейших певцов. Ранее он успел хорошо разобраться в том, как работает поп-музыка. Услугами Ширана-сонграйтера пользовались “One Direction”, Тейлор Свифт, Джастин Бибер и The Weeknd. Составляя свой последний альбом он точно знал, что нужно сделать, чтобы понравиться народу и, судя по продажам, справился с этим на отлично. Но не всё так просто. Если приглядеться, конформный коллаж, который пытается слепить хитрый британец, всё же достаточно агрессивно пытается присвоить то, что изначально принадлежало другим. Клип на “Shape of You” — это культурная апроприация как есть. Под тропические мотивы Эд Ширан напрямую заявляет смуглой красотке, что он «влюблен в ее тело», уводит с тренировки по тайскому боксу, чтобы приучить к жуткому британскому фастфуду, а потом еще и натравливает ее на борца сумо.
Major Lazer and DJ Snake feat. MØ — “Lean On”
2,16 млрд. просмотров
Американский диджей Diplo, основавший Major Lazer, уже многие годы работает над адаптацией небелой музыки под всё население планеты. Сейчас его любовь к карибским ритмам определяет звучание всей танцевальной музыки на свете. Клип “Lean On”, где скандинавская певица MØ исполняет свою песню в индийском антураже — это портрет поп-электроники сегодня. Сам Дипло говорит, что хит спроектировать невозможно, зато он умеет создавать хиты, по стандартам которых потом конструируют другие (см. пункт выше). Сейчас Major Lazer готовят совместный трек с рэпером Скриптонитом. Кто знает, возможно, через некоторое время в аналогичном списке клипов-миллиардников появится первое имя российского музыканта.
Taylor Swift — “Blank Space”
2,14 млрд. просмотров
Еще один клип Тейлор Свифт в топе, и явно не последний. Редкий для поп-песен о любви, хоть и очень простой сторителлинг. Первый куплет — эйфория от новой влюбленности, второй — ревность и разочарование. Как и заведено у Тейлор, героиня, описанная в песне, обыгрывает образ самой певицы из таблоидов. Речь здесь о Тейлор, которая разбила сердца и свернула мозги целой толпе популярных красавцев от Гарри Стайлза из One Direction до «Локки» Тома Хиддлстона. Видео, в котором Тейлор Свифт дичает и портит вещи своего мужчины в шикарном особняке, не только забавляет, но и дает разрешение для дичания слушательницам из любой реальности: если даже богатые и красивые скандалят, то нам-то и подавно это можно.
Meghan Trainor — “All About That Bass”
2,09 млрд. просмотров
“All About That Bass” — в первую очередь можно воспринимать как гимн бодипозитиву. Приятная упитанная барышня в ироничном ретро-звуке высмеивает привычку современной культуры фотошопить неидеальные тела и заявляет слушательницам: «каждый твой дюйм прекрасен». Это, однако, не смогло полностью удовлетворить феменистическую общественность, которая усмотрела в песне желание понравиться мужчинам.
Katy Perry feat. Juicy J — “Dark Horse”
2,08 млрд. просмотров
История с клипом показывает, в какой неловкой ситуации сегодня может оказаться поп-артист, недостаточно аккуратно обыгравший чужую культуру. По сюжету египетская царица-богиня Кэти одного за другим обращает в прах незадачливых женихов. Быстро выяснилось, что у одного из испепеленных на одежде был символ с именем Аллаха. Потом был скандал со сбором тысяч подписей за немедленное удаление клипа греховной западной певицы, и поспешное ретуширование. Загадочным образом клип не был удален, но символ из него пропал. Как и любой скандал, это только увеличило популярность видео. Так и победа мусульманских активистов на фоне двух миллиардов просмотров теперь выглядит весьма условной.
Adele — “Hello”
2,04 млрд. просмотров
Обласканная консервативной премией «Грэмми» старомодная певица Адель со своей ностальгической балладой о том, как она скучает по прошлому роману. Американские слушатели, перед тем как выбрать консерватора в президенты, сделали “Hello” рекордсменом среди синглов, купив песню 1,1 млн раз всего за неделю. Даже канадский режиссер-новатор Ксавье Долан, снявший клип, сделал всё так, будто клип снимали сразу после одноименного хита Лайнела Риччи. Секрет популярности Адель тоже можно искать в ее неидеальной внешности, сочетающейся с полным принятием себя. Но дело тут скорее в том, что ее музыка не способна разозлить вообще никого и понятна всем, кто хоть раз грустно глядел в окно и думал: «эх, а ведь были времена!...».