Что послушать в сентябре 2017

14 важных альбомов месяца: от Майли Сайрус до Ринго Старра.

1 сентября

LCD Soundsystem “American Dream”

DFA / Columbia


Первая работа Джеймса Мёрфи (James Murphy) и его пёстрой команды за семь лет, записанная после роспуска и воссоединения LCD Soundsystem – это именно то, чего ждут от коллектива. Эффектные электронные партии, нужное нагнетание страсти в вокальных мелодиях, и вся эта «экспрессия большого современного города» – здесь есть всё, что нужно поклоннику, условно говоря, большой современной музыки. Причем музыканты никого не обманывают и ничего не скрывают – все коммерческие преимущества явлены слушателю в первом же треке “Oh Baby”. Но притом, что никакой, совершенно никакой новизны “American Dream” не несёт, критика дружно объявляет его «самым крепко собранным и просто лучшим» альбомом из четырёх наличных полноразмерных творений группы. Явная причина этих восторгов – невероятно тщательная продюсерская работа Джеймса с собственными клавишными партиями и значительно возросшая мелодраматичность его же вокальной подачи. По-хорошему, перед нами не просто отличный альбом, но в некотором смысле эталон умной и нескучной музыки XXI века.

Orchestral Manoeuvres In The Dark “The Punishment Of Luxury”

White Noise


«Оркестровые манёвры в темноте» всегда маневрируют и к месту, и ко времени: именно тоталитарного электро-попа остро не хватает современному человечеству, измученному политической нестабильностью похлестче, чем в 80-е, и обратившему эту нестабильность в музыкальный (точнее, содержательный) тренд. Пол Хэмфрис (Paul Humphreys) и Энди МакКласки (Andy McClusky) бодро маршируют вперёд, ныне беря на себя все продюсерские обязанности и в результате радующие нас самым простым по аранжировкам и в то же время наиболее мелодичным альбомом со времён собственного реюниона в 2006 году. Если верить музыкантам, на сей раз их задачей было «соединение тоскливой ностальгии по 80-м и освоения новых музыкальных территорий». По словам Энди, «на новом альбоме мы смогли создать прекрасные песни из неинтересного материала, то есть из повторяющихся ритмических паттернов – и это потому, что мы ничего не можем с собой поделать и всегда пишем запоминающиеся мелодии». Текстовые темы альбома также стандартны для дуэта – подчинение человека машинам и упомянутая мировая нестабильность, куда ж без неё. Как говорили в своё время – отличный альбом для танцев в тени атомного гриба, и прибавить к этому определению нечего.


Paradise Lost “Medusa”

Nuclear Blast


Главный условно экстремальный состав Великобритании последней четверти века заявляет о путешествии в собственное музыкальное прошлое уже лет десять, а то как бы и не больше, однако все последние студийные работы Paradise Lost гораздо больше напоминали не об андеграундной молодости группы, а о своеобразном, в меру атмосферном подходе к классике Black Sabbath 70-х годов. Но на сей раз лидер группы, гитарист Грег Макинтош (Greg Mackintosh) решительно заявил, что новый альбом «будет гораздо более медленным по темпу и думовым и сладжевым по звучанию, нежели всё, что мы записывали до этого. Если вам нужны параллели – лично для меня эта работа располагается по звучанию между нашим дебютом “Lost Paradise” (1990) и альбомом “Gothic” (1991)». Ему же принадлежит определение “Medusa” как «сборника восьми риффовых монстров чисто североанглийской тоски». Судя по уже опубликованным в Интернете трекам, дело именно так и обстоит. Но для тех, кто привык выбирать альбомы по обложкам, здесь таится некоторый обман: нет, Paradise Lost вовсе не заиграли ретро-дум, и теперь совсем не похожи на Black Sabbath!


8 сентября

Tori Amos “Native Invader”

Decca


Для англо-американцев каждый новый альбом Тори Эймос – это едва ли не в первую очередь важное общественное или даже политическое заявление, для нас же – просто сборник хороших песен. То же и на этот раз: источниками вдохновения самой умной певицы Америки при создании материала “Native Invader” послужили путешествие её семьи в горы Смоки-Маунтинс, смерть матери и результат президентской кампании в США. То есть при этих условиях можно было бы и не дождаться хороших песен, но Тори ныне понимает, что заявления нужно обязательно отделять от музыки. В результате мы имеем альбом, слушающийся пришельцем из иной эпохи: невероятно для 2017 года, но в этих совершенно мэйнстримовых привольных пьесах не сыскать никаких модностей в звучании. Будет справедливо сказать, что именно сейчас Тори максимально приблизилась к тому, чтобы полностью оправдать когда-то присвоенное ей звание «американской Кэйт Буш» (Kate Bush). Эту догадку подтверждает и внезапный новый издательский контракт певицы с компанией Decca, занимающейся сейчас практически исключительно классической музыкой. По-видимому, мечта жизни Тори сбылась: ей, американке, удалось записать максимально не по-американски звучащую работу.

The National “Sleep Well Beast”

4AD


Квинтет The National из Цинциннати вроде бы и стал для массы американских поклонников если не новыми R.E.M., то почти наверняка эдакой сильно национальной версией U2 – однако предыдущий альбом “Trouble Will Find Me” (2013) оказался общественно порицаем за выверенность аранжировочной формы и эмоциональную одномерность. Зато “Sleep Well Beast” ещё до своего выхода в свет подаётся как настоящий триумф: новая работа действительно впитала лучшие элементы заокеанского коммерческого нойз-рока и коммерческого пост-панка – местами музыканты развивают серьёзные некоммерческие скорости исполнения песенного материала. Но при этом куда как богаче и эмоциональнее стала работа с фоновой электроникой, а аранжировки пары номеров новинки вообще построены вокруг партий фортепиано. Плюс, конечно, совершенно необходимые в наше время для американской рок-группы политически озабоченные тексты песен. Так что создаётся законное впечатление, что этой осенью вокалиста Мэтта Бернингера (Matt Berninger) и его коллег ждёт переход в статус стадионных героев – благо во всём остальном мире таковой статус уже почти достигнут. Ибо, невзирая на известную неброскость, “Sleep Well Beast” – стопроцентно американский рок-альбом, для создания которого музыкантам необходимо родиться и вырасти в США.

Sparks “Hippopotamus”

BMG


Покуда американские эксперты на полном серьёзе всё ещё спорят, какой же материал исполняет Sparks – арт-рок (!) или «футурист-поп», нестареющие браться Мэелы, клавишник Рон (Ron Mael) и вокалист Рассел (Russell Mael), продолжают дело своей жизни, шокируя широкую публику и радуя поклонников издевательством над всеми и всяческими современными (и не очень) поп-музыкальными клише. Согласно весьма распространённому мнению, дуэт с момента выпуска альбома “Lil’ Beethoven” (2002) находится в отличной творческой форме, и “Hippopotamus” полностью подтверждает эту жизненную гипотезу. Не имеет никакого значения, что Sparks не выпускали альбомов с 2009 года (если не считать совместного с Franz Ferdinand альбома “FFS”, вышедшего в 2015 году) – их музыка по-прежнему не имеет аналогов в мире рок-н-ролла и поп-музыки, она жива, как скажут критики, «кинематографична» и, оснащенная абсурдистскими текстами, предельно не скучна. Естественно, для тех, кто способен воспринимать её одновременно и как самоценный продукт, и как то самое издевательство. “Hippopotamus” – отличная иллюстрация к высказыванию Рассела Мэела из недавнего интервью: «Я никогда не понимал, отчего музыканты пишут песни, которые и до них были написаны миллион раз. Ведь жизнь так коротка!» С таким подходом и замечательными, как всегда, названиями песен вроде “Edith Piaf (Said It Better Than Me)”, “So Tell Me Mrs. Lincoln Aside From That How Was The Play?” и “When You’re A French Director” новинка от Sparks – один из самых ожидаемых альбомов этой осени.

Threshold “Legends Of The Shires”

Nuclear Blast


Последний на сегодняшний день студийный альбом «британского ответа на Dream Theater», уилтширского секстета Threshold “For The Journey” (2014) являл собой, вы уж извините, полнейший музыкальный формализм в рамках собственного уникального звучания группы, немало расстроивший её поклонников. Поэтому неудивительно, что от следующей работы группы никто ничего особенного не ждал, и к тому же после записи нового материала состав в третий раз (!) покинул вокалист Дэмиан Уильсон (Damian Wilson), которого заменил Глинн Морган (Glynn Morgan, экс-Mindfeed). Глинн некогда пел на альбоме Threshold “Psychedelicatessen” (1994) и мини-концертнике Livedelica” (1995), а также принимал участие в работе над сингловым боксом “Paradox – The Singles Collection” (2010). Невзирая на известную сложность замены, на уже выложенных на YouTube видеоклипах Threshold показали себя вновь в отличной форме – в материал группы вернулся, как ни парадоксально, его ранний нерв, а изрядная длина некоторых номеров совершенно не расстраивает слушателя: такая музыка имеет право быть вечной. Тем более что в наше скептическое время музыканты Threshold замахнулись на эпический студийный альбом – его длина превышает 83 минуты, и он является первым студийным двойником в дискографии состава. Конечно, британские эксперты и дальше откажутся признавать Threshold великой имперской группой, но что “Legends Of The Shires” – один из кандидатов на звание «альбома года», сомнению не подлежит.


15 сентября

Foo Fighters “Concrete And Gold”

Roswell Records / RCA


Для миллионов юных поклонников в Америке, да и за её пределами, группа бывшего барабанщика Nirvana Дэйва Грола (Dave Grohl) The Foo Fighters – синоним самого понятия «рок-н-ролл». Да и сам Дэйв апеллирует к героическим именам и утверждает, что его задачей было записать работу, которая звучит как «кавер-версия альбома The Beatles “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band” (1967) в исполнении Motörhead». Плюс, конечно масса разговоров о «самых звёздных гостях в мире» и «столкновении хард-роковой динамики и лирики». В первом случае, по слухам, в записи “Concrete And Gold” принял участие сам Сэр Пол Маккартни (Paul McCartney), вроде бы записавший партии ударных для пары номеров, а звуковое «столкновение» обеспечивал популярный ныне продюсер Грег Кёрстин (Greg Kurstin), работавший ранее с массой поп-артистов до Адель (Adele) включительно. Однако, несмотря на долгую работу над песнями (как-никак Дэйву надо было лечить сломанную ногу) взрослому неамериканцу и непоклоннику The Foo Fighters будет трудно полюбить и этот альбом – технические и энергетические умения Дэйва и его коллег явно превосходят их таланты композиторов. То есть радоваться под эту музыку на концерте уместно, «громко – это приятно», а вот внимать ей в домашней обстановке… Впрочем, шумный успех новой работе абсолютно гарантирован вне зависимости от чьего-либо мнения.

Ringo Starr “Give More Love”

UMe / Universal


Что может быть лучше старых альбомов «самого незаметного из The Beatles»? Только его новый альбом! Справивший в июле своё 77-летие Ринго Старр возвращается с работой того сорта, которая просто обязан доставить радость истинным битломанам, а вместе в ними – и широким слушателям, не обязанным знать, где заканчивается рок-н-ролл и начинается поп-музыка. Материал привычен и для Ринго, и для меломанов со стажем – но позволим уподобить альбомы мэтра байкам старого друга, которые ты слышал уже миллион раз, а они всё равно по-старому интересны. Тем более, что в студийном рассказывании музыкальных баек на сей раз приняли участие такие сильно не последние персонажи, как Сэр Пол Маккартни (Paul McCartney), Джо Уолш (Joe Walsh – Eagles, экс-James Gang), Эдгар Уинтер (Edgar Winter), лидер Toto Стив Лукатер (Steve Lukather), Питер Фрэмптон (Peter Frampton) и Тимоти Би Шмит (Timothy B. Schmit – Eagles). Понятно, что такое сотрудничество стало следствием работы ряда этих звёзд в различных концертных составах Ринго Ringo Satrr & His All-Starr Band. Позитивный консерватизм работы усугублен еще и наличием на альбоме четырёх бонус-треков – новых версий пьес Ринго “Back Off Boogaloo”, “You Can’t Fight Lighting” и “Photograph” и битловского номера “Don’t Pass Me By”.


22 сентября

Fergie “Double Dutchess”

Dutchess Music / BMG


«Нечего говорить – надо показывать!» Профильные и не очень СМИ в полном восторге, что бывшая вокалистка состава The Black Eyed Peas выпускает не просто второй сольный альбом, а «визуальный альбом», и его рекламная кампания в Интернете и специальных приложениях для мобильных устройств приносит пользователю просто терабайты провокативных фотографий полуголой крупненькой артистки. Ну а что послушать? Если судить по уже представленным видеоклипам, новинка отступает от постулатов самопровозглашённого «культурного хип-хопа», некогда провозглашённого Ферджи на дебютном сольнике “The Dutchess” (2006) – “Double Dutchess” являет собой сборник номеров, стандартных для мэйнстримового хип-хопа 2010-х, сверхвысококачественно спродюсированных, но бедных собственно на около- и просто музыкальные идеи. Одномерность материала в сочетании с богатым звуком, конечно, позитивно шокирует – но вряд ли этот шок распространится далее экспертного сообщества. Рядового слушателя – при условии, что он разбирается в хип-хопе – куда больше порадует тот факт, что с певицей на альбоме сотрудничают такие звёзды стиля, как Ники Минаж (Nicki Minaj), Рик Росс (Rick Ross) и Уай-Джи (YG), а также сын Ферджи Эксл Джек (Axl Jack). Так что альбом вполне вписывается в общеупотребительную формулу «не надо унывать – приглашаем танцевать», однако это ни в коем случае не спасёт физические носители с ним от скорой уценки и наклеек с надписью “Final 50c”.

The Killers “Wonderful Wonderful”

Island


Люди, до сих пор представляющие The Killers как выразителей идей чьей-то молодости, могут и разочароваться в их пятом альбоме. Ведь фронтмен группы Брэндон Флауэрс (Brandon Flowers) смело заявил, что причина нынешнего упадка рок-музыки заключается в том, что современные группы не оправдывают ожиданий тех слушателей, которые являются их поклонниками. Заявление, конечно, глобальное, но на “Wonderful Wonderful” The Killers и вправду обратились в совершенно мэйнстримовый рок-состав с материалом, ориентированным на слушателя, давно перешагнувшего 21-летний рубеж. Чего стоит только выбор продюсера – им стал Джекнайф Ли (Jacknife Lee), порекомендованный музыкантам лично Боно (Bono) из U2. Результат уже ёмко описан в рецензии бриатнского журнала Q: «гладкий инди-поповый альбом с отполированным и сияющим звуком, схожим с только что построенным в Лас-Вегасе небоскрёбом». За этими восторгами пока не слышны голоса американских экспертов, открыто сравнивающих новее песни сынов Невады с Fleetwood Mac середины 70-х и Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), куда ж без него. Так что открыто ожидаемое от The Killers превращение в королей FM-эфира – дело несомненное и, судя по всему, весьма скорое. Да и присутствие бывшего лидера Dire Straits Марка Нопфлера (Mark Knopfler) в роли гостя на записи пьесы “Have All the Songs Been Written?” говорит о многом.


29 сентября

Miley Cyrus “Younger Now”

RCA


После того, как статус поп-иконы достигнут совершенно немузыкальными, но визуальными подвигами, можно продолжать быть провокативной, но при этом подавать публике однозначно трактуемые послания: на обложке своего шестого альбома Майли Сайрус предстаёт перед нами в облике Элвиса Пресли (Elvis Presley) образца примерно 1968 года. Естественно для артистки, для который Элвис был и остался кумиром №1, но одновременно и заявление о том, что все вершины покорены, и почти в 25 лет пора перебираться в совершенно взрослый мэйнстрим. Позади остались заигрывания с хип-хопом и тин-попом времён альбома “Bangerz” (2013) и ненужные психоделические извращения в компании лидера The Flaming Lips Уэйна Койна (Wayne Coyne), запечатлённые на “Miley Cyrus & Her Dead Petz” (2015). Альбом “Younger Now” пугающе нормален – даже его рекламная кампания обходится без упоминаний громких имён продюсеров и гостей, и все больше напирает на личностные свойства Майли и её приверженность семейным ценностям. Потому извинительно, что собственно музыкальный материал получился слишком обыкновенным и предсказуемым, тем более для американской артистки, и вряд ли обречённым на нечеловеческий успех за пределами собственно США и Канады. Ведь свои предсказуемые поп-звёзды в каждой стране есть… В любом случае отрадно, что медиа-треск и неумные PR-кампании у Майли закончились, уступив место спокойной профессиональной работе, выразителем какового процесса и стал “Younger Now”.

Hurts “Desire”

Columbia


Коль скоро дуэт Hurts в составе вокалиста Тео Хатчкрафта (Theo Hutchcraft) и мультиинструменталиста Адама Андерсона (Adam Anderson) явился на британскую сцену с недвусмысленными заявлениями о своей миссии спасителей синти-попа в тот момент, когда никаких молодых конкурентов и рядом не стояло, то со своей задачей он справился на 2000%, не меньше. То есть ничего из ряда вон выходящего Hurts не делали ни в плане музыки, ни в плане её раскрутки не делали, честно следуя по стопам таких национальных величин, как Soft Cell и Pet Shop Boys – но эта простота в конце концов принесла им не только удивительную по нашим временам популярность в Старом Свете, но и совместные работы с Кайли Миноуг (Kylie Minogue) и Сэром Элтоном Джоном (Elton John). Четвёртый альбом Hurts, судя по наличествующему в сети материалу, не станет ни неожиданностью, ни откровением, а просто вновь откажется крепкой работой с песнями для всех и каждого, если только этот «каждый» не подвержен влияниям неуместных загогулин музыкальной моды. Отрадно, что выпуск “Desire” будет сопровождаться выступлениями Hurts и в России. Что же касается скандального видеоклипа к пьесе “Beautiful Ones”, то когда это британский синти-поп и проблемы сексуальных меньшинств не были связаны друг с другом?

UFO “The Salentino Cuts”

Cleopatra Records


В разнообразной дискографии южнолондонских алкогольных ветеранов хард-рокового фронта по нынешним временам не хватало именно что модного сборника любимых песен, сиречь кавер-альбома – но вот и он на подходе. Примечательно, что в связи с до сих пор ненормально высокой популярностью UFO именно в США “The Salentino Cuts” только там и выходит – сведений об издании альбома на иных территориях пока не обнаружены. Что же касается содержательной стороны альбома, то о ней лучше всего сказал нынешний гитарист UFO Винни Мур (Vinnie Moore – экс-Vicious Rumours): «Я рос с этими песнями, и я играл пьесы Робина Трауэра (Robin Trower) и ZZ Top просто миллион раз – почему же их не сыграть еще раз, но в студии?» Помимо кавер-версий уже упомянутых артистов, в “The Salentino Cuts” войдут версии классических треков Yardbirds, The Doors, Джона Мелленкампа (John Mellencamp), Montrose, Mountain и Билла Уизерса (Bill Withers). Надо думать, что профессионалы не подкачают, невзирая на несколько подсевший на последних записях голос бессменного вокалиста группы Фила Могга (Phil Mogg) и в общем-то обыденный и предсказуемый трек-лист. Очень жаль, что по вечному разгильдяйству как самой группы, так и её нынешних издателей, ни одна из этих кавер-версий пока не представлена в Интернете.

Читайте также