Сегодня мы вспомним 12 музыкальных альбомов, чьё производство стоило очень дорого. Интересно, что среди них нет явных провалов, хотя безусловными шедеврами тоже отнюдь не все. То есть солидный бюджет, конечно, позволяет сделать запись заметным событием в музыкальном мире, но совсем не является гарантией качества.
Сколько может стоить запись музыкального альбома? Если посчитать оплату аренды студии, затраты на оборудование, привлечение технических специалистов и сессионных музыкантов, а также расходы на всевозможные сопутствующие радости жизни, сумма порой набегает значительная. А уж если между участниками творческого процесса возникают разногласия в ходе работы (что создаёт дополнительные трудности и неизбежно замедляет ход всего дела), то и без того полноводное озеро бюджета вовсе выходит из берегов. Руководители лейблов, в таких случаях, конечно, злятся, но, как правило, скрепя сердце, ведут нерадивых подопечных до конца и продолжают финансировать их деятельность в надежде, что потраченные деньги получиться отбить. Иногда, как ни странно, именно так и происходит.
Как и любой перечень, созданный на основе данных о потраченных средствах и бюджетах, данный список является условным. В разных источниках данные варьируются: грубо говоря, каждый из англоязычных ресурсов, посвятивший этой теме статью, «лепил» рейтинг под себя. В настоящей подборке не присутствуют такие релизы, как “Spirit of Eden” от Talk Talk или “Yes Please” от Happy Mondays, точную стоимость записи которых так и не установили окончательно, ясно лишь, что она велика. Не присутствуют здесь и “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”, а также эксперименты Брайана Уилсона и The Beach Boys. Они, в любом случае, стоят особо, являясь в некотором смысле прародителями всех указанных ниже пластинок. Именно «битлы» и Брайан, в своё время, поняли и показали, что чисто студийная деятельность позволяет исследовать безграничные возможности звучания и новые технологии, но также и нещадно пожирает средства. В этом плане все наши сегодняшние герои порождены «Сержантом», “Pet Sounds” и неоконченным в 1960-е альбомом “Smile”.
Queen – “A Night at the Opera”
Участники группы Queen, а также продюсер Рой Томас Бейкер, и не скрывали своего вдохновения записями The Beatles. Лейтмотивом всей работы по подготовке четвёртого студийника было желание создать своего «Сержанта Пеппера». Неприятным довеском стали судебные разбирательства с прежними деловыми партнёрами, отнявшие часть сил и средств. Сам альбом записывался несколько месяцев, на одну только “Bohemian Rhapsody” ушло 6 недель. Произведение искусства требует кропотливого труда, что тут ещё скажешь. “A Night at the Opera” стал самым высокобюджетным рок-альбомом на момент своего издания, но результат стоил потраченных денег. Пластинка и ведущие синглы с неё стали хитами и окончательно утвердили своих создателей в статусе суперзвёзд.
Steely Dan – “Gaucho”
Процесс создания седьмого студийного альбома Steely Dan был отмечен рядом сложностей. Во-первых, затормозили работу несчастья в жизни одного из двух оставшихся в строю участников оригинального состава Уолтера Беккера. Сначала он попал под машину, затем его подруга умерла от передозировки наркотиками, после чего её родственники подали на Уолтера в суд. Разбирательства закончились в пользу музыканта, однако он сам в ту пору имел проблемы с наркозависимостью. Но судья постановил, что вины артиста в гибели подруги нет. Некоторое время Уолтер и другой ключевой участник Steely Dan, Дональд Фейген, поддерживали связь только по телефону, но после восстановления Беккера вновь засели в студии. Эта парочка и без того отличалась склонностью к перфекционизму в работе, а теперь просто эти их склонности расцвели пышным цветом. В общей сложности, Дональд и Уолтер провели в студии более года, воспользовались услугами, по меньшей мере, 42 (!) приглашённых музыкантов и намного превысили бюджет, выделенный лейблом. В довершение всего, иск участникам Steely Dan вкатил джазовый музыкант Кит Джарретт, посчитавший, что заглавная композиция “Gaucho” напоминает одно из его собственных творений.
My Bloody Valentine – “Loveless”
Записывавшийся в 1989-91 годах второй студийник MBV влетел лейблу Creation в копеечку и поставил его на грань банкроства. Полновластно руководивший процессом лидер коллектива Кевин Шилдз экспериментировал со всем, с чем только мог – гитарными эффектами, ударными, вокалом. Он менял звукорежиссёров как перчатки (впрочем, впоследствии на обложке честно указал всех тех, кто внёс вклад в альбом). Часто упоминается, что итоговые расходы на запись превысили 250 тысяч фунтов стерлингов, что привело к разрыву лейблом контракта с группой и перерыву в студийной деятельности My Bloody Valentine, растянувшемуся на 2 десятилетия. Тем не менее, “Loveless” многими считается эталоном жанра шугейзинг и одним из лучших дисков 1990-х.
Fleetwood Mac – “Tusk”
Если “A Night at the Opera” сравнивали с “Sgt. Pepper” (в том числе, и сами его авторы), то “Tusk” у многих вызвал ассоциации с другим произведением The Beatles – «Белым Альбомом», в виду композиционной сложности, эклектичности и новаторскому звучанию обоих. Вдохновлённые успехом изящной пластинки “Rumours”, получившие финансовую свободу и более-менее примирившиеся друг с другом после череды межличностных конфликтов в коллективе, музыканты Fleetwood Mac принялись творить с удвоенной энергией. Особенно усердствовал Линдси Бакингем, некоторые песни записавший вовсе без помощи своих коллег по группе. Линдси стремился в работе учесть как можно больше новых веяний, соединить находки пост-панка и «новой волны» с прежним стилем Fleetwood Mac. Продюсер “Tusk” назвал гитариста «студийным маньяком». Однако, стоит отметить, по крайней мере, в композиторском отношении Стиви Никс и Кристин Макви тогда не сильно отставали от Бакингема, поэтому альбом, в итоге, вышел двойным. Цена одного экземпляра оказалась весьма высокой, что и посчитали одной из причин разочаровывающих (в сравнении с “Rumours”) продаж. Собственный «Белый Альбом» в дискографии Fleetwood Mac вызвал разные оценки самих создателей. Джон Макви был недоволен чрезмерным уклоном в экспериментальщину и называл “Tusk” альбомом трёх сольных исполнителей, а вот Мик Флитвуд высоко оценил эту работу, считая её очень важной и, возможно, лучшей в карьере группы.
The Darkness – “One Way Ticket to Hell... and Back”
Группа The Darkness получила известность благодаря своему небезуспешному стремлению воссоздать в XXI веке звучание и атмосферу классического хард- и глэм-рока 1970-х. Апофеозом стал альбом “One Way Ticket to Hell... and Back” 2005 года, продюсером которого стал не кто иной, как Рой Томас Бейкер, знающий толк в крупнобюджетных проектах. По словам гитариста Дэна Хокинса, затраты на запись составили 1 миллион фунтов.
Metallica – “The Black Album”
Примерно 1 миллион долларов составили расходы на совместные сессии главной группы тяжёлой музыки и продюсера Боба Рока по подготовке «Чёрного альбома». Творческий процесс не протекал безоблачно, участники Metallica много спорили и между собой, и с Бобом, они экспериментировали и пробовали новое звучание и, по собственным признаниям, очень выросли в профессиональном плане за время работы. Помимо собственно неповторимого и хитового диска, его создание также привело к распаду браков Кирка Хэммета и Ларса Ульриха.
Foo Fighters – “One by One”
В первой половине 2002 года Foo Fighters вроде бы и закончили запись своего четвёртого студийника, но усиливающиеся трения между музыкантами вынудили их сделать перерыв. Дэйв Грол отвлёкся на работу с Queens of the Stone Age, а когда вернулся, то решил, что кое-какие песни нужно перезаписать. В итоге, перезаписано было всё, появились новые треки (общее число имевшихся в наличии готовых песен стало равным трём десяткам), а бюджет постепенно переполз за отметку в 1 миллион долларов. Из всего обилия материала выбрали 11 композиций для альбома, однако позже Грол заявлял, что только 4 из них были «на уровне», а так он пластинкой недоволен.
Kanye West – “My Beautiful Dark Twisted Fantasy”
Пятый студийный альбом Канье Уэста являл собой грандиозный проект, о котором ещё до его выхода говорили как о «лучшем творении хип-хопа». Разнообразие стилей и подходов, несколько продюсеров, бесчисленное множество «гостей» - всё это требует денег. Не удивительно, что в разных источниках фигурируют цифры от 2,5 до более чем 3 миллионов долларов, потраченных на весь процесс.
Korn – “Untouchables”
После выхода своего пятого студийника группа Korn рапортовала, что общие траты на запись, проживание, зарплаты и гонорары всей творческой команде, трудившейся над диском (а это были 15 человек) составили около 4 миллионов долларов. Многие издания назвали “Untouchables” лучшей работой Korn, да и Джонатан Дэвис считает этот альбом своим любимым. Проблема лишь в том, что диск вышел тогда, когда силу набрали интернет-пираты, поэтому он не принёс такой прибыли, какую мог бы принести ранее.
Def Leppard – “Hysteria”
Периодически возникают дискуссии, какой же альбом нужно считать самым дорогим, записанным на территории Великобритании. Главным претендентом на это почётное звание является “Hysteria”. Причём так получилось не от какой-то особой расточительности музыкантов Def Leppard. Серьёзная авария, в которую угодил ударник Рик Аллен, лишившийся руки, менее тяжёлое автопроисшествие продюсера Матта Лэнга, отделавшегося незначительными травмами, проблемы со здоровьем вокалиста Джо Элиота – всё это замедлило темп работы и втянуло коллектив и лейбл в дополнительные расходы. Вдобавок, Лэнг всегда трудился по высшему разряду и не мог уронить планку качества. Незадолго до релиза, причастными к Def Leppard людьми было посчитано, что альбом должен продаться тиражом 5 миллионов копий, чтобы просто достичь точки безубыточности, а уж только после этого события можно было бы задумываться о прибыли. Задача предстояла не из лёгких. Однако поклонники, обрадованные долгожданным новым релизом своих любимцев, сохранивших свой состав (и, главное, Аллена), оценили блестящее продюсирование, а также сильный песенный материал и «проголосовали» своими кровными деньгами. “Hysteria” остаётся самым продаваемым альбомом в карьере Def Leppard.
Guns N’ Roses – “Chinese Democracy”
Самый знаменитый «долгострой» в мире хард-рока. Работа над ним, то возобновляясь, то затихая, продолжалась в течение 12 лет. В Guns N’ Roses приходили и уходили участники, сам Эксл Роуз постоянно что-то хотел доработать, исправить, изменить. Выход альбома переносился несколько раз пока, наконец, сие знаменательное событие не состоялось в конце ноября 2008 года. Общие расходы на запись, по сообщениям разных источников, к тому моменту превысили 13 миллионов долларов.
Michael Jackson – “Invincible”
Десятый и, как оказалось впоследствии, последний прижизненный студийник Майкла Джексона – официально самый высокобюджетный альбом в истории популярной музыки, и вряд ли кто-нибудь в наступившую эпоху интернета перебьёт этот рекорд. “Invincible” писался несколько лет, Майкл сменил более десятка студий и несколько продюсеров. Общие расходы только на сам процесс составили 30 миллионов долларов, а если вспомнить ещё и 25 миллионов, потраченные на промоушн… В общем, Королю поп-музыки – и траты королевского масштаба. Вот только критики приняли диск сдержанно, его продажи были скромнее, чем у предшественника (“HIStory”), и в творческой биографии Джексона это была, по сути, точка.