Кто такой Борис Степанович Житков? Сегодня на этот вопрос ответят немногие. К сожалению, работы писателя, хоть и были замечены при жизни, так и не закрепились на литературном Олимпе. И это при том, что его романом «Виктор Вавич» восторгался сам Борис Пастернак, и сейчас он нём говорят Андрей Битов, Дмитрий Быков, Авдотья Смирнова и многие другие. Soyuz.ru вспоминает жизнь и творчество забытого классика, место которого в первом ряду писателей XX века.
Борис Житков родился в Великом Новгороде ещё при царе, в 1882 году. Отец преподавал математику в местном педагогическом (учительском) институте, мать была пианисткой. Уже в детстве судьба связала его с миром книг и литературы — в Одессе, где Житков провёл первые годы жизни, он познакомился с Корнеем Чуковским. Но всерьёз о сочинительстве или критике и переводах будущий писатель не думал и поступил на естественное отделение Новороссийского университета, где проучился с 1901 по 1906 год. Окончив вуз, новгородец сразу начал строить карьеру. В первую очередь он взялся за работу моряка, но затем освоил и другие профессии. Житков был инженером-судостроителем, рабочим-металлистом, преподавателем физики, руководителем училища. В 1911 году снова пошёл учиться — на этот раз его ждал Петербургский политехнический институт, отделение кораблестроения. После этого он оказался на службе в морской авиации, которая сперва принесла ему чин прапорщика, а затем подпоручика по адмиралтейству.
Хотя первые тексты Житкова датируются самым началом 20-х, когда он служил в Одессе, большая часть его рассказов была написана уже в Петербурге, куда Борис Степанович вернулся в 1923 году. Именно там, в северной столице, он берётся за «Морские истории», «Злое море», «Чёрные паруса» и другие работы. Большая часть написанных Житковым произведений — это рассказы для детей. Он много сотрудничал с детской периодикой — писал для журналов «Ленинские искры», «Ёж», «Чиж», «Новый Робинзон». В своих историях он рассказывал малышам о путешествиях, разных профессиях, технике, экстремальных ситуациях. Именно он придумал знаменитого «Алёшу-Почемучку», любознательного мальчика, который знаком нам не только по книгам, но и по мультфильмам «Кнопочки и человечки», «Почему слоны?» и т.д.
Его детские вещи до сих пор переиздаются, читаются, а также, с появлением формата аудиокниг, слушаются. В сборниках «Рассказы о животных», «Рассказы о технике», циклах «Что я видел», «Что бывало» Житков пишет не только весёлые и познавательные истории. В первую очередь — это воспитательные произведения, в которых писатель учит ребят ответственности, усердию, интересу к жизни и трудолюбию. Это прекрасные и вдохновляющие рассказы, на которых выросло несколько поколений читателей.
Он создал десятки прекрасных коротких текстов, да только кто же не писал таких в 20-е годы? Каждый рассказ Житкова — это качество, помноженное на качество, укреплённое житейским и рабочим опытом. Не заметить такого писателя было невозможно, но ещё труднее было выделить его. В начале века русская литература дала миру огромное число первоклассных авторов — здесь и Шолохов, и Бабель, и Бунин, и Зощенко. Прозу Бориса Житкова было очень сложно рассмотреть среди других. Тем более, по отношению к детско-юношеской литературе всегда существовал некоторый снобизм.
Наконец в 1934 году он заканчивает главное произведение своей жизни. Роман, который лишь спустя десятилетия получит своё место в хрестоматиях. «Виктор Вавич» открыл советскому человеку мир до боли знакомый, но никогда не показывающийся на страницах книг. Спустя тридцать лет, читатель снова видит картину революции 1905 года, но на этот раз совсем другими глазами. Житкову удалось создать превосходный роман — с удивительным языком, стилем, атмосферой, если хотите. Уже упомянутый Пастернак назвал «Виктора Вавича» лучшим, что было написано о революции 1905 года. Но произведение выпало из литературного процесса раз и навсегда. Книга была выпущена в 1941 году, уже после смерти автора, но злосчастный секретарь Союза писателей, автор «Молодой гвардии» Александр Фадеев забраковал работу Житкова, и «Виктор Вавич» вернулся читателю только в 1999 году. Для прочтения «Виктора Вавича», а точнее событий, изложенных в романе, потребовался почти век.
Если бы не печальная судьба произведения, имя Бориса Житкова безусловно значилось бы в одном ряду с Михаилом Шолоховым, Максимом Горьким, Алексеем Толстым или хотя бы с Александром Серафимовичем и Валентином Катаевым. Как документ эпохи, «Вавич» не уступает «Колымским рассказам», «Острову Сахалин», «Архипелагу ГУЛАГ» и другим важным работам. Но сегодня, как и в предвоенные годы, роман Житкова остаётся литературой второго, если не третьего, плана. Несмотря на это многие литературоведы и писатели, а также увлекающиеся «забытыми авторами» книгоманы, считают роман «Виктор Вавич» одним из самых выдающихся текстов столетия, называя его «последним русским романом». Писатель, педагог, путешественник, исследователь и простой рабочий, Борис Степанович смог отобразить на страницах своего романа то, что может лишь смесь художественной и документальной литературы.
Борис Житков не дожил до Великой отечественной войны. Писатель скончался от рака лёгких в октябре 1938 года в возрасте 56 лет. Он похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. На Украине, где писатель провёл многие годы, в его честь названы улицы трёх городов — Киева, Донецка и Одессы. По мотивам его рассказов не только созданы мультфильмы, но сняты полнометражные киноленты — фильм «Морские рассказы», «День ангела», «Шторм на суше».