Пока в Сети обсуждают новую трактовку Библии и Книги бытия в прочтении Даррена Аронофски через фильм «мама!» (который вполне можно назвать и библейской поэмой, и экзистенциальным хоррором-триллером, и т.д.), мы постараемся объяснить, что здесь все гораздо более многогранно, чем аллегория на священные писания. Во всяком случае, хочется предположить, что детали фильма достаточно открыты, чтобы провести параллели не только с религиозными мотивами.
Осторожно! Спойлеры!
О чем фильм «мама!» - мнение самого Даррена Аронофски
В «маме!» Даррен Аронофски предложил зрителям максимально широкий спектр сюжетных вариаций, вытащив наружу прозрачность и открытость образов для рассуждений. Конечно, сейчас тема религии более чем востребована – отчасти поэтому поклонники режиссера, посмотрев «маму!», стали разбирать «религиозный подтекст» по частям. Тем более что в ленте таких «частей» действительно много, и самая яркая из них – это поедание плоти ребенка (таинство причастия – Иисус – жертва во имя человечества (если вы понимаете, о чем мы)). Да, это скорее поверхностно, чем глубоко. Однако достаточно весомо и ощутимо, чтобы зрители слегка призадумались о смежных идеях «мамы!».
Известно, что Аронофски еще до релиза фильма обозначил свою главную идею – посвятить ленту одному чувству. Комичная связь обозначенного концепта с регулярно появляющимся в кадре лицом Дженнифер Лоуренс, на котором застыло выражение «я-не-понимаю-что-происходит» не считается (хотя зрители сидели на показе с примерно такими же лицами). Даррен Аронофски хотел сказать этим, что весь фильм будет идти под одним чувством, «концентрация» которого будет возрастать по геометрической прогрессии. Самая же популярная тема – это всегда религия, поэтому все сюжеты, почерпнутые из мифов и легенд за всю историю «визуализации» (от книг до компьютерных игр), становятся наглядным примером всего – ненависти, любви, прощения и прочего.
Творец и Вдохновение: при чем здесь цикличность и какой смысл у названия?
Однако хотелось бы отвернуться от навязчивых критиков и любителей многочисленных трактовок и вдохновить вас на свой полет мыслей насчет библейских мотивов. Ведь перед нами отличная площадка для творчества. Вот вам Поэт/ Творец (его играет Хавьер Бардем) и Вдохновение (Дженнифер Лоуренс). Творец постоянно находится в цикличном поиске. Он бежит за своим Вдохновением и создает, затем пожиная плоды своего труда. В один момент Творец забывается в лучах славы. «Почему ты грустишь?» - спрашивает Творец. «Я просто знаю, что тебя потеряю», - отвечает Вдохновение. Творец начинает создавать ради потребления, уничтожая таким образом само творчество. Толпа, эго и ослепляющие вспышки прожекторов и фотокамер развращают того, кто не может устоять перед соблазном и творить ради искусства. В итоге Творец снова оказывается в самом начале своей истории. Перед ним сожженный дотла дом, который олицетворяет Райский сад, планету в целом, сознание гения – как хотите. У создателя в руках «остатки» любви его Вдохновения. Может показаться, что «мама!» - это крик о вновь зарожденной идеи (подобно «Эврике!»). Возможно, это конец предложения, которое намекает на новое повествование (поэтому и с маленькой буквы). Главная героиня стала последней в этой истории, и она породила новое начало. И круг для Творца начинается заново, уже с новой девушкой. Удастся ли в этот раз устоять Творцу и создать нечто идеальное? Удастся ли в этот раз человечеству образумиться и начать уважать то, что было ему подарено?
Библейские отсылки и сказания в «маме!» и разгадка концовки
Однако «мама!» построена не только на религии. В фильме есть почва, на которой вырастает огромное число историй и трактовок. Даррен Аронофски предлагает зрителю поиграть в «сопоставления». Поэт/ Творец – это Бог, который верит в человечество, питая его своими дарами. Когда у Поэта и Вдохновения рождается ребенок, человечество (гости) приносит ему подношения – фрукты и воду. Вдохновение – она же Мать-природа, Дева Мария, греческая богиня или даже Муза (муж пару раз так и называл ее «богиней», а ее образ во время ужина в честь успеха книги напрямую ассоциируется с греческими стилевыми решениями) – рождает человечеству Спасителя. Но его убивают. Природу терзают, ею пользуются. Апокалипсис (сожжение дома) – результат насилия над Землей. А все началось с разбитого камня, который из-за любопытства уничтожили гости семьи – мужчина и женщина (в титрах Мишель Пфайффер и Эд Харрис обозначаются именно так). Здесь невольная ассоциация с Адамом, Евой и яблоком. Дом оказывается зараженным грехом Райским садом, а ранение мужчины в область ребер – не простое совпадение (Ева появилась из ребра Адама). Двое сыновей, один из которых убивает второго – Каин и Авель. Библейский потоп, который выгоняет всех гостей. Все, оказывается, просто и прозрачно, хотя и не сразу в этом потоке безумств представляется возможным сопоставить факты.
Ассоциации с общественными темами и творчеством
В финале «мамы!» перед нами смешивается все: религиозный фанатизм, военные действия, голодающие, мигранты... И в этом можно увидеть ассоциации с мыслями любого творца. В голове поэта с вдохновением соседствуют все сюжеты, которые хоть как-то влияют на него или рождаются им, с самыми яркими персонажами. «Ты любил мою любовь. Я отдала тебе все, а ты отдал это им», - в этих словах героини Лоуренс как бы говорится, что ее муж ценит то, что ему дает вдохновение, но порой забывает в ответ подпитывать его своей любовью, и предает ее ради своих почитателей. Заметьте, что героиня ни разу не выбирается из дома – ее всячески ограждают от внешнего мира, она покоится в Райском саду, который подразумевает творческий покой Создателя. И в этом Эдеме умещаются все – сюда вторгается каждый, мешая тем самым покою Вдохновения. Когда в сознание врывается слава, Творец не выдерживает искушения, и его Вдохновение страдает. И это лишь одна вариация. В «маме!» можно увидеть желание борьбы с обществом потребления, отношения в институте семьи, а также историю человечества глазами Матери-природы – что угодно, играйте трактовками и не зацикливайтесь на одной. Недаром же еще ходит в Сети ассоциация желтого зелья с «Желтыми обоями» Шарлотты Перкинс – здесь не только подчеркивается тема феминизма, но и просматривается обращение зрителя к миру творчества и литературы в целом. Этот момент может послужить намеком на то, что все увиденное – это сознание писателя, где вдохновение уживается с его фантазией и откликами общественности.
Философия фильма «мама!»
Жесткость, мерзость, уродство – в прекрасной обработке Даррена Аронофски. Режиссер как бы обращается к творцам и зрителям – берегите свое Вдохновение! Человечество, сколько Природа сможет тебя терпеть? Сознание человека, не будь таким слепым и умей делать верный выбор. В «маме!» можно разглядеть множество посылов в рамках тем религии, экологии и социума. С помощью фирменных для режиссера приемов движения камеры и глубоких звуковых эффектов зрителю дают возможность посмотреть на мир глазами загадочной героини Дженнифер Лоуренс (а кем она на самом деле является, Природой, Девой Марией, Музой – решаете вы). Зрителю во время просмотра «мамы!» тоже предлагают создать «живой дом» внутри своего сознания, дом с сердцем и душой. Можно своими руками его сжечь и надеяться, что сердце уничтоженного Вдохновения еще будет пылать любовью, и оно поможет создать новый мир – уникальный и с надеждой на идеал.
Но, еще раз заметим, трактовок может быть множество.