Юз Алешковский. Звучит как «человек и пароход», только гораздо интереснее. Писатель с удивительной судьбой и невероятным стилем. По его книгам учится писать половина Литературного института. Ко дню рождения автора «Блошиного танго» и «Николая Николаевича» обозреватель Soyuz.Ru Сергей Шпаковский вспоминает литературное наследие Юза Алешковского.
Что за такое странное имя «Юз»? Будто это глагол «использовать», превратившийся в псевдоним.
Настоящее имя автора «Маскировки» и «Кенгуру» — Иосиф. Однако, как неоднократно отмечал сам Алешковский, так его никто не называл. А вот транскрипция польского варианта имени, то есть Юзефа, прижилась и стала популярной не только в кругу друзей, но и на обложках книг.
Иосиф Алешковский родился в Красноярске, но большую часть жизни провёл в столице. Здесь он пошёл в школу, здесь же был оставлен на второй год, а затем и отчислен и школы. Сюда же он вернётся через годы, когда закончится война.
1940-й год десятилетний сын военнослужащего встретил в Латвии, но перед началом Великой Отечественной ненадолго вернулся в Москву, из которой вместе с семьёй был вынужден переехать — они перебрались в Омск в эвакуацию. Дальше была служба в морском флоте, затем заключение на четыре года за угон машины секретаря парткома, ну а потом Алешковский стал тем, кем и остаётся до сих пор. Сразу после освобождения он внезапно понял, что хочет поступить в Литературный институт им. Горького. Стояла середина пятидесятых, и не мечтать стать писателем было преступлением. Вся страна только-только начала возвращаться к нормальной жизни, восстанавливать силы, а поделиться горем и опытом захотели многие. Писатель нередко говорил, что считал литературу своим призванием, но оснований для этого не было никаких. Он всё-таки думает поступить в институт имени Горького, но его не берут. В итоге Алешковский стал настоящим классиком литературы, но не получил высшего образования и даже не закончил среднее. Он так и остался мальчиком с семью классами.
Свою первую песню Алешковский написал в лагере, когда ещё не думал о литературе. Выйдя на свободу в 1955-м году, он был вынужден работать где попало — то шофёром, то строителем, то ещё бог знает кем. Прошло несколько лет, и почти весь СССР пел новую песню Алешковского, «Товарищ Сталин, вы большой учёный — в языкознанье знаете вы толк, а я простой советский заключенный, и мне товарищ — серый брянский волк». Она моментально стала шлягером, её пели и рабочие, и интеллигенция из круга самого автора. Но писателем Алешковский всё ещё не был.
Первое серьёзное произведение Иосиф Ефимович выдал в 1970 году. К тому времени он уже числился в рядах детских авторов благодаря книгам «Два билета на электричку», «Черно-бурая лиса», «Кыш, Двапортфеля и целая неделя» и другим. Но стать взрослым писателем ему помогла повесть «Николай Николаевич». От лица молодого преступника Алешковский рассказал о гонениях власти на учёных-генетиков в 50-х. Получилось смешно, бойко и немного страшно. Вор, только-только вернувшийся из лагеря, получает работу в биологическом институте, а затем начинает разоблачать всю глупость лысенковской псевдонауки. По сути, автор взял большую советскую политику и вернул её вниз, к народу, почти переосмыслил на кухне. Получился невероятно крутой текст. Причём написана повесть искромётным матом. Конечно же, такую вещь нельзя было публиковать в толстых литературных журналах, поэтому автор обратился к самиздату. Тогда об Алешковском заговорили всерьёз, сначала как о «главном матерщиннике», а уже позже как о «нецензурном классике». Литературные круги стали обсуждать метод Алешковского — и изучают до сих пор, но уже на лекциях филологических факультетов. Даже сегодня, когда матерщиной никого не удивить, «Николай Николаевич» кажется самым красивым текстом, написанным на языке дворов и лагерей.
В 1974-75 гг. Алешковский пишет следующую историю. На этот раз — почти плутовской роман «Кенгуру». И писатель остаётся верен выбранному стилю. Его главным героем вновь становится вор, но теперь уже старый, который готов поделиться тем, что пережил во время одного из процессов. Дело было в сталинские времена, отсидевшего своё зэка по имени Тэдэ вызывают на Лубянку. К одной очень важной дате следователям необходимо закрыть все важные дела, а потому самые важные люди просят его взять одного из нераскрытых преступлений на себя. Ему достаётся «Дело о зверском изнасиловании и убийстве старейшей кенгуру в Московском зоопарке в ночь с 14 июля 1789 года на 5 января 1905 года». В романе вновь повторяется модель большой политики, которую опустили на несколько уровней ниже. Всё важное становится смешным и абсурдным, а «Кенгуру» вслед за «Николаем Николаевичем» становится горячей темой.
Почувствовавший силу Алешковский не сдаётся — до начала 1980-х он напишет ещё две масштабные работы, навсегда вошедшие в число самых выдающихся текстов второй половины века. Речь идёт о романах «Рука» и «Маскировка». Ничего доброго, светлого и вечного в них нет — только грязноватая советская действительность со всеми вытекающими. Писатель сравнивает власть с сатанизмом, называет официальную политику лишь маскировкой, высмеивает верхушку партии и т.д. Он остается верен своему стилю.
Сегодня Юзу Алешковскому исполняется 88 лет. С 1979 года он живёт в США, где продолжает писать книги. Уже в эмиграции писатель создал такие романы, как «Блошиное танго», «Руру», «Смерть в Москве», но это уже немного другая история. Долгое время об Алешковском не было слышно — с начала 90-х до самого конца нулевых. Но в 2009 году была опубликована «Предпоследняя жизнь», и о нём снова заговорили. Спустя ещё два года был выпущен «Маленький тюремный роман», за который автору достался первый приз «Русской премии» в 2011 году. И каждый текст Алешковского — это бодрая и мощная проза, которую нужно читать.
Примечание Soyuz.Ru: Сегодня лучшие произведения Юза Алешковского можно не только читать, но и слушать. Издательский дом «Союз» выпустил серию аудиокниг Алешковского - свои лучшие произведения читает сам автор!