Эдуард Кочергин родился в Ленинграде в 1937 году, всего за несколько лет до войны. Его родители были репрессированы, и детства маленький Эдик провёл далеко не в самом интеллигентном и творческом кругу. С 3 до 14 лет он воспитывался в детском доме в Сибири, куда был эвакуирован из-за начавшейся войны. Так начался его длинный-длинный путь скитаний по стране. В родной Ленинград Кочергин вернулся лишь в начале пятидесятых, когда его мать была освобождена из лагеря — к ней он и возвратился.
В северной столице Кочергин сразу же берётся за учёбу. Пятнадцати лет он поступает в Ленинградскую среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. К 1955 году он уже выпускается из вечерней художественной школы Серова. Конечно же, эта настойчивая учёба получает развитие, и на следующий год Кочергина принимают в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, также известный как Театральный институт имени Островского. Четыре года Эдуард Степанович учится на театрально-постановочном факультете, на курсе Николая Акимова, изучает сценографию, историю театра и многое другое. Уже к 20-ти годам Кочергин стал абсолютно театральным человеком, которого нельзя было представить без сцены. Конечно, он не был ни актёром, ни режиссёром, но на сцене он всегда был. Сразу после учёбы молодой выпускник был принят в Малый театр оперы и балета, он же Михайловский театр, помощником заведующего художественно-декорационными мастерскими. Какое-то время Кочергин работал вне театра — был художником Живописно-скульптурного комбината, потом занял ту же должность в Комбинате графических работ Художественного фонда РСФСР. Но после всё же вернулся в театры. Ныне действительный член Академии художеств, он побывал в роли главного художника ведущих сцен Петербурга. За его плечами Ленинградский театр драмы и комедии («Театр на Литейном»), Театр имени Веры Комиссаржевской. С 1972 года Кочергин — главный художник Большого драматического театра имени Товстоногова, ранее Горького.
Но как бы там ни было, имя Эдуарда Кочергин — это не только театр. Сегодня он настоящая легенда, и это ни в коем случае не преувеличение. Его называют последним русским интеллигентом, культовой фигурой для всего русского театра и даже современным классиком литературы. И хотя в большую литературу Кочергин пришёл сравнительно поздно, он всё равно значится в числе выдающихся писателей.
Только с конца 90-х он начинает публиковаться в периодике. Первой публикацией стал островной романс, написанный для «Знамени» в 1997 году, затем там же вышло несколько серий рассказов. Что до книг, то дебютной крупной работой Кочергина стала «Ангелова кукла» — сборник рассказов вышел в 2003 году и сразу запал в душу читателям. Это истории о людях, которые волей судьбы оказались «на дне» в сороковые-шестидесятые. Тяжёлая литература, написанная красивым языком «рисовальщика». Такие книги не проходят мимо.
Дальше были «Крещённые крестами». После её публикации о Кочергине заговорили во весь голос. Невероятно мощная работа вызвала полемику среди читателей и профессионалов, принесла автору победу в «Национальном бестселлере» и навсегда вписала имя Эдуарда Степановича в историю литературы. Да, это книга воспоминаний. Да, Кочергин продолжает ту же историю, что и в «Ангеловой кукле». Это подробные зарисовки о своей и чужой жизни, о пути из Сибири в Ленинград в поисках родины, семьи и настоящей жизни.
Но если начать говорить о Кочергине-писателе, то первой вспоминается уже его третья книга — «Записки планшетной крысы». Истории, выпущенные в 2013 году, показали совершенно другого автора. На этот раз Кочергин написал рассказы о театральной жизни, о жизни за сценой и на ней. Книга по сути посвящена всем тем, кого не видит зритель — художникам, рабочим, режиссёрам и другим. Кроме самих рассказов, в книгу вошла повесть «Медный Гога» – о знаменитом режиссёре Георгии Товстоногове, вместе с которым долгое время работал автор. В 2014 и 2016 годах Кочергин продолжал писать для литературных журналов и, будем надеяться, выпустит ещё не одну книгу историй.
Сегодня на его счету четыре книги художественной литературы. Последняя из них вышла в 2015 году – «Завирухи Шишова переулка: Василеостровские притчи». Кроме того, Кочергин написал одно пособие для художников. Его званиям позавидовал бы любой деятель культуры – Народный художник РСФСР, лауреат двух государственных премий СССР, государственной премии РФ и, как мы уже говорили, премии «Национальный бестселлер». Кроме того, Кочергин дважды отмечен орденом «За заслуги перед Отечеством» (3 и 4 степени) за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства, а также орденом заслуг перед Республикой Польша.