Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Бегущий по лезвию 2049»: Долгая дорога в никуда

Получилось ли у Дени Вильнева снять продолжение, достойное оригинальной ленты Ридли Скотта?
5 октября 2017 0
Image via Alcon Entertainment
Image via Alcon Entertainment

Кинокритик Артур Завгородний посмотрел фильм Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049» и рассказывает о том, чего ждать от одной из главных кинопремьер осени-2017.

Сегодня, 5 октября, на экраны вышло долгожданное, но необязательное продолжение жанровой классики Ридли Скотта – «Бегущий по лезвию 2049» – киберпанк Дени Вильнева с изумительнейшими изображениями оператора Роджера Дикинса, оформленными великолепной музыкой Бенджамина Уоллфиша и Ханса Циммера, очевидно повторяющей мелодии Вангелиса.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Браться за продолжение – всегда большой риск. А тут аж философская фантастика. После недавнего появления киберпанка «Призрак в доспехах» можно смело заявить, что визуально с новым «Бегущим по лезвию» будет полный порядок. Как-никак, 35 лет прошло. К тому же за дело берется опытный Роджер Дикинс, за плечами которого великие «Побег из Шоушенка» и «Старикам тут не место». И действительно, неонуар исключительной красоты. Элегантный, живописный, атмосферный.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

А как же содержание? Здесь, казалось бы, тоже должно быть все разумно и захватывающе, потому что Дени Вильнев – автор мрачного триллера «Пленницы», хитроумного «Врага» и лучшей современной фантастики «Прибытие». Однако история в новой картине совсем уж ничтожная. «Бегущий по лезвию 2049» повествует об умирающем Лос-Анджелесе будущего, покрытом то ли снегом, то ли пеплом (что символичнее), безнадежном, но по-своему восхитительном мире, в котором роботы являются полезными рабами людей. Некоторые андроиды оказываются непослушными, и таких, не раздумывая, уничтожают.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Вильнев старается почтить бессмертный оригинал, совершить свободный полет и не оказаться в тени. Задача не из легких. «Бегущий по лезвию 2049» – богатейший арт-футуризм, который снова начинается с крупного плана глаза и мерцания воды на стенах, снова представляя нам главные детали киберпанковских пейзажей – проливной дождь, густой дым, мрачные высотки, тянущиеся к тучным небесам, и яркие неоновые рекламы известных корпораций, придающие декоративному мегаполису подлинности. С первых же кадров нет никаких сомнений, что кинолента создана виртуозно. Футуристический мир грамотному зрителю знаком, но загадка остается. Отчасти картина Вильнева напоминает боевик «Судья Дредд 3D», а когда появляется суровый и опечаленный Райан Гослинг в образе офицера Кея, невозможно не вспомнить эстетский «Драйв». Кей – андроид, о чем прекрасно знает, – получает задание и неожиданно раскрывает тайну, переворачивающую его судьбу. И судьбу Рика Декарда – иначе зачем возвращать персонажа Харрисона Форда. Герой вынужден убить то, что рождено, а не создано искусственно.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Нахмуренный, сдержанный и безвольный репликант в плаще охотится на себе подобных, а дома его ждет ласковая Джой, роль которой исполняет украшение фильма – Ана де Армас. Джой, на ходу меняющая одежду, – милейшее создание, хоть и голограмма, что важно для понимания сюжета, так как суть сиквела, заимствующего детективный дух, неторопливую манеру повествования и угрюмое настроение оригинала, – близость человека и роботов. Репликанты ничем не отличаются от людей, поэтому грядет революция – крах рабского, капиталистического режима подчинения. Между прочим, Рика Декарда мы впервые встречаем в заброшенном казино (символ жадности и капитала), превращенном в песчаную пустошь. Ничего нового. Ума не приложу, почему короткометражки-приквелы («Блэкаут 2022», «2048: Некуда бежать», «2036: Возрождение Nexus»), иллюстрирующие ключевые (!) эпизоды человечества до 2049 года, появляются в отрыве от самого фильма. Зритель смотрит кино здесь и сейчас, и не обязан собирать по кусочкам то, что должно подаваться целиком.

Читайте также: «Хочу жить дольше! Вспоминаем киберпанк "Бегущий по лезвию"»

Визионерский фильм Ридли Скотта по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» обладает метафизическим значением, ставит перед нами вопрос смысла жизни, воли и свободы, изображает противостояние творца и творения. Является ли персонаж Харрисона Форда репликантом? Каково значение оригами и голубя? Каков смысл поэтического монолога Роя Бэтти? «Бегущий по лезвию» пропитан мистицизмом. Сиквел же проще, невзирая на визуальную искусность и великолепие. Камера Роджера Дикинса не спешит, впрочем, как и сюжет. Движения спокойные, скользящие, чтобы зритель с наслаждением смаковал холодную, мертвую и в то же время грандиозную красотищу антиутопического бытия общества потребления. Проявляются эротизм, вульгарность и даже мультикультурность будущего – ослепительные вывески забегаловок, вроде «Product of СССР» и «горячий бургер». Восхитительное изображение и музыка, уж очень похожая на звуковое оформление все того же «Призрака в доспехах», объединяются бесподобно, так что «Бегущий по лезвию 2049» становится живым, сочным произведением искусства.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Бумажный единорог заменяется деревянной лошадкой, опять звучат размышления о душе – что делает человека человеком. Репликанты проливают слезы и кровь, и заявляют о восстании. Персонажа Гослинга ласкают сразу две женщины, а Декард, чьи воспоминания – обман, иронично встречает особу, которая создает эти сны. Роль диктатора в исполнении Джареда Лето, толкующего о создании ангелов, незначительна, а настоящий злодей – воинственная женщина-робот. Кинолента Вильнева продолжает экзистенциальную притчу, рассказанную Скоттом, и проливает свет на личную жизнь Декарда, Рэйчел и Кея, расширяет мир «блейдраннеров» и подневольных, и показывает, могут ли репликанты проявлять любовь и страх. Тут уместно вспомнить драму «Она» Спайка Джонса и триллер «Из машины» Алекса Гарленда, с которыми тематически схож новый «Бегущий». Являются ли репликанты (исскусственные сверхлюди) следующей стадией человеческой эволюции? Не раз уже видели, знаем, но вопросы остаются. Главное, чтобы у сиквела, который, благо, не паразитирует на оригинальном фундаменте, был намек на свой сиквел. Не беспокойтесь – вся жизнь впереди.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049»/ Image via Alcon Entertainment

Почти трехчасовой фильм, конечно, размашистый, художественно пожирнее, имеет пару сцен экшена, несколько взрывов, две-три перестрелки и погони, и легкий налет саспенса. Эпично смотрящийся и звучащий «Бегущий по лезвию 2049» – меланхоличная, романтическая драма невообразимой красоты с мизерной, хоть и самостоятельный историей, скупо разыгранной прекрасными актерами.

Купить онлайн билеты на фильм «Бегущий по лезвию 2049»:



В центре внимания

Поделитесь с друзьями