В 1982 году вышел киберпанк «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, оцененный по достоинству не сразу, но со временем заслуженно ставший одним из столпов жанра научной фантастики в кино. Продолжение фильма находилось под знаком вопроса до относительно недавнего времени, когда режиссерского кресла сиквела удостоился талантливый и мастеровитый Дени Вильнев, показавший себя во всей красе в научно-фантастической драме «Прибытие». Получить и отважиться принять подобный экстремальный вызов мог только по-настоящему одаренный визионер, сопоставимый по уровню с самим Скоттом. После премьеры «Бегущего по лезвию 2049» можно заключить: Дени Вильнев этому званию точно соответствует.
Рассказываем о 7 причинах, которые делают вопрос о просмотре атмосферной и визуально завораживающей ленты «Бегущий по лезвию 2049» риторическим.
Новая достойная глава культовой истории
2049 год. После событий первого фильма прошла почти треть века. На Земле появились новые более покладистые версии репликантов, продолжающие выполнять функции, за которые брезгуют браться люди. Но «блейдраннеры», ведущие охоту на менее покорных, а значит более опасных для человеческого существования репликантов, все еще не перевелись. Таким стал Кей – удалой ловец попавших в черный список искусственных человекоподобных созданий. В одной из своих вылазок для поимки разыскиваемых репликантов Кей наталкивается на открытие, которое грозит пошатнуть мнимую стабильность на Земле к критической черте. Чтобы избежать этого, он должен распутать дело и бескомпромиссно поставить на глобальной угрозе точку.
Читайте также: Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»
Сюжет развивается плавно, иногда даже медленно. Картина при этом длится почти на час дольше оригинальной ленты, которую тоже нельзя назвать динамичной. Но эти черты сиквела ни в коем случае не становятся раздражающими факторами. Ведь все это время Дени Вильнев и авторы сценария, Хэмптон Фанчер и Майкл Грин, ведут с нами неторопливую, но волнительную, интересную и вдумчивую беседу, делясь фантазиями об утопическом будущем, о том, где в этой, мягко говоря, не столь прекрасной перспективе человечества находится грань между людьми и репликантами. В отличие от ленты Скотта, в «Бегущем по лезвию 2049» авторы держат зрителя за руку, не отпуская нас в самостоятельное плавание по философским просторам картины, знакомя с событиями истории и давая ответы на появляющиеся в ходе рассказа вопросы. Подобный подход не дает столь же плодовитой почвы для фантазии и размышлений, что было характерно для фильма 1982 года. Однако это лишь немного иной способ общению со зрителем. Важно, что сам разговор от этого не перестает быть увлекательным.
Неожиданные сюжетные повороты (без спойлеров)
Чтобы не разглашать подробностей, связанных с неожиданными поворотами сюжета (тем более об этом просил сам режиссер Дени Вильнев), просто отметим, что они здесь есть. Да, именно «они», ведь авторы сценария приготовили далеко не один эффектный и эффективный твист. В знак уважения к режиссеру и будущим зрителям научно-фантастической киноленты на этом с сюжетом завершим.
Много новых героев и один старый добрый Рик Декард
В картине Вильнева почти полностью обновились действующие лица, соответственно – и актерский состав. Новым «блейдраннером» стал Кей, которого точно и со вкусом сыграл Райан Гослинг. В командующих у него сыгранная Робин Райт лейтенант Джоши, не такая хладнокровная, какой хочет казаться. «Спутницу» репликантской жизни Кея по имени Джой, представляющую из себя искусственный интеллект в образе голограммы, исполнила Ана де Армас. Джаред Лето явился в облике жутковатого Неандера Уоллеса – владельца компании по созданию репликантов, строящего свои глобальные планы на будущее всего мира. Потенциал этого персонажа раскрыт явно не до конца. Создается впечатление, что сделано это намеренно, так как к нему авторы еще вернутся… В подчинении у Уоллеса сыгранная Сильвией Хукс репликант Лав, самозабвенно выполняющая поручения создателя, но не как искусственное творение, а с некоторым надломом, словно дочь, изо всех сил старающаяся заставить отца ею гордиться. Единственным оставшимся из основных действующих лиц фильма 1982 года героем стал Рик Декард в исполнении Харрисона Форда, которому спустя столько лет приходится столкнуться с призраками прошлого. С уверенностью можно сказать, что обновленный актерский состав не уступает в мастерстве оригинальному, аналогично и подбор персонажей на фоне действующих лиц картины Скотта выглядит не менее харизматично, что крайне радует.
Атмосферное и правдоподобное будущее
Визуально оригинальная картина Ридли Скотта была удивительно впечатляющим явлением не только для своего времени. Она и сейчас выглядит эффектно, ярко и стильно. Дени Вильнев в своем фильме демонстрирует, что обескураживающего облика сиквел не лишился. Мир фильма канадского режиссера столь же правдоподобен и атмосферен, как и тот, что выстраивал в знаковой картине 1982 года Ридли Скотт. Пускай местами и по-своему. У Вильнева в 2049 году Земля — это мертвая территория, в высшей мере существующая благодаря всему искусственному, от продуктов питания до «любви». Это зона, ментально и физически зависимая от того, что по природе фальшиво, и декорации громогласно этому вторят. Возможно, в мире, где люди перестали быть людьми в высоком понимании этого слова, подобная ситуация — единственно возможное и верное, как бы печально это ни было, условие для существования.
Визуальное великолепие
Подается эта мертвая зона удивительно тонко. Каждый кадр пронизан сбивающей с ног проработанностью светотеневого рисунка, цвета и маниакальной внимательностью к постановке. Как череда полотен на выставке признанного мастера, друг за другом сменяются живописные кадры, заставляя тебя лишь восторгаться красотой увиденного. Оператор Роджер Дикинс сотворил еще один шедевр в своей выдающейся карьере. Этот шедевр нужно видеть.
Звучание будущего
Композиторы «Бегущего по лезвию 2049» Бенджамин Уоллфиш и Ханс Циммер старались двигаться в том же направлении, что и гениальный автор саундтрека к оригинальному фильму Вангелис, но их подход все-таки менее сентиментален. И все же звучание 2049 года – это многослойный пласт, который укрепляет и без того прочную атмосферу этой картины.
Это отличное кино, научная фантастика и продолжение знакового фильма Ридли Скотта
«Бегущий по лезвию 2049» не говорит нового слова в жанре, что в свое время удалось Ридли Скотту. Однако лента Вильнева с высоко поднятой головой справляется с фантастической задачей достойно продолжить историю того чарующего своей атмосферой вымышленного мира будущего. Картина фантастически выглядит, до беспокойства тревожно звучит и всей душой живет. Это большое кино, ради появления которого стоило рисковать репутацией культовой ленты 1982 года.