Для быстрого поиска начните вводить запрос

Marilyn Manson: Протухшая пощёчина общественному вкусу

На новом альбоме “Heaven Upside Down” Мэрилин Мэнсон снова пугает слушателей. Страшно ли?
6 октября 2017 0
Marilyn Manson: Протухшая пощёчина общественному вкусу

Очередное студийное явление Мэрилина Мэнсона и его группы Marilyn Manson – всегда ожидаемое явление. Дело не в том, что в XXI веке его работы являются долгожданными – а, скорее всего, и поклонник, и противник артиста ждут, какую ещё пощёчину общественному вкусу он отвесит. На деле же получается, что урождённый Брайан Уорнер (Brian Warner) в музыкальном смысле описал полный круг – оттого и разговор о “Heaven Upside Down” будет невозможен без исторического экскурса и ответа на вопрос: а так ли уж эта музыка оригинальна?

Никогда не надо забывать о том, что Мэрилин Мэнсон и его группа лихо въехали в мэйстрим – причём с первым же своим полноразмерным альбомом “Portrait Of An American Family” в 1994 году. Дата здесь гораздо важнее показного и мнимого развратного идиотизма незадачливого музыкального журналиста: в 1994-м мэйнстримовый музыкальный пейзаж, тем более в США, был пейзажем после битвы – гранж уже умер, а на смену ему, понятно, еще ничто не пришло. Только в такой ситуации и только в окончательно отуплённой уже покойным к тому моменту лидером группы Nirvana Куртом Кобейном (Kurt Cobain) Америке такая незатейливая комбинация из исполнительских и аранжировочных приёмов Элиса Купера и составов W.A.S.P. и Nine Inch Nails могла показаться чем-то свежим и новым. Но, даже если отвлечься от общемирового гранж-погрома, успех шок-рокера и его коллег был явлением закономерным: с момента оглушительного успеха Nirvana прошло почти три года – именно тот срок, который отведён в большом мире на существование одного поп-поколения. То есть настал тот момент, когда совсем юному (в интернациональном определении – 11-летнему) слушателю стало можно преподнести нечто новое, даже притом, что это «новое» вообще почти никакого элемента новизны в себе не несёт.

И всё же новизна в материале группы Marilyn Manson присутствовала: полуэлектронное звучание и искажённый (как выразились бы в 80-е – «с вокодером») голос фронтмена. Но даже и здесь м-р Уорнер не стал первопроходцем: впервые такая модель студийного звука в сочетании с рок-н-ролльными и глэм-роковыми музыкальными структурами была явлена миру на третьем полноразмерном альбоме шведско-американской группы Shotgun Messiah “Violent New Breed” (1993, Relativity / Roadrunner Records). Именно эта работа уже чисто студийного дуэта мультиинструменталиста и программиста Тима Скольда (Tim Skold) и вокалиста Гарри Коди (Harry Cody) стала прообразом работ Marilyn Manson – только у нашего героя они выходили всё же более коммерческими по мелодике и чуть менее агрессивными по подаче. Примечательно, что в конце 90-х Тим Скольд стал тур-басистом и музыкальным руководителем концертного состава Marilyn Manson, да и в студии в то время без его советов шеф явно не обходился.

Marilyn Manson "The Beautiful People" (1996)

Тем временем прошли очередные три года, и звезда Marilyn Manson начала неумолимо закатываться. Последний альбомом группы, о котором «говорили и писали», стал “Mechanical Animals” (1998) – и затем несимпатичный артист превратился в эдакую музсенсацию для третьего мира и, к огромному сожалению, для России. Даже неудобно читать в стране с огромным багажом классического и рок-наследия восторженные откровения в якобы профильных сетевых СМИ буквально такого вида: «А теперь действительно что-то новое и интересное – новый альбом Marilyn Manson!» И что же в “Heaven Upside Down” такого «нового и интересного», и для кого?

Ответ: для тех, кто никогда не слушал – возможно, чисто по возрасту – ни саму группу Marilyn Manson, ни её ближайших конкурентов, а то и вовсе не знаком с тем, что это за зверь такой – рок-н-ролл. Если говорить совсем серьёзно, перед нами – настоящий ретро-альбом, ведь в своём желании тупо и прямолинейно шокировать совсем уж недалёкого обывателя группа вернулась к звуковой стратегии уже упомянутого дебюта “Portrait Of An American Family” (1994). С музыкальной стороны материал новинки – просто гаражный и даже ничуть не панкушный рок-н-ролл, только поданный в различных темпах и с большой долей поп-индустриальных, «генераторно» звучащих гитар в аранжировках. Другое дело, что как оно всегда и бывало у данного состава, форма “Heaven Upside Down” сильно превалирует над музыкой.

Вспомните, дата релиза и даже название альбома менялась на протяжении почти восьми месяцев – первоначально альбом “Say10” (по тексту пьесы с этим названием оказалось, что данная аббревиатура означает “Satan”; чрезвычайно оригинально и остроумно) был заявлен к изданию ещё 14 февраля этого года. Разговоры же о том, что десятая работа шок-рокера явится «возвращением к корням» оказались истинной правдой: в отсутствие Тима Скольда и лидера Nine Inch Nails Трента Резнора (Trent Reznor) в роли продюсера альбом начинает неуклонно напоминать потуги некоего школьного ансамбля с Аризонщины или из местности «к западу от Омахи» шокировать своим совершенно неумышленно плохим музицированием родителей и соседей.

Marilyn Manson "We Know Where You Fucking Live" (2017)

Весьма, гм, новаторские призывы в текстах и видеоклипах сжигать церкви (в “Say10” – где ж ещё) и вообще шокировать обывателей и буржуа и нехорошо с ними обращаться (см. полузапрещённый видеоклип к “We Know Where You Fucking Live”) являются чисто коммерческим ходом. Ведь лидеру группы имени собственного псевдонима уже 48, он давно знаменит и богат и просто валяет дурака не то чтобы самым коммерческим образом, а так, как может. Другие с этой целью даже в более старшем возрасте рисуют чертей на обложках альбомов и героически ставят ногу на монитор, а наш герой раскрашивает наиболее неприятным образом физиономию и маловысокохудожественно давится о дурных вещах сквозь каскады вокальных обработок. Так что если кто-то воспримет “Heaven Upside Down” как смелую и актуальную пощёчину общественному вкусу – это его право. Мы от лица меломанов старшего поколения в компании Элиса Купера и лидера Kiss Джима Симмонса (Gene Simmons) заметим, что мало просто пугать публику – надобно и песни запоминающиеся писать. Ну а если говорить о музыкальной и текстовой экстремальности – чем можно удивить человечество после альбомов Slayer и Morbid Angel, а равно и многочисленных адептов Истинного Норвежского Блэк-метала?

Комментарии (3)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Совершенно нечитабельная и отвратительно составленная статья, напичканная ненужными "историческими" фактами, которая демонстрирует исключительно личную неприязнь автора к творчеству группы ММ

20 Февраля 2018, 7:54
Когда рецензию на группу, играющую с 90-х, доверяют написать малообразованному старперу из 70-х, получается именно то, что вы прочитали выше.

16 Октября 2017, 20:04
о да,весь этот "опус" пронизан таки "конструктивной критикой и любовью" к творчеству ММ. вопрсо в другом,а на кой ляд он этот опус был вообще нужен,полезного в нем ноль,а фрустраций вагон и тележка

9 Октября 2017, 9:53


В центре внимания

Поделитесь с друзьями