12 октября в кинотеатрах России выходит «Аритмия» — новый фильм Бориса Хлебникова, ставший триумфатором фестиваля «Кинотавр-2017». Изначально лирическая трагикомедия о жизненном кризисе задумывалась как история-анекдот для канала «ТНТ»: молодая пара решила развестись, но разъезд постоянно откладывался. Изменив интонацию и контекст сюжета, Хлебников превратил незамысловатый телемуви в трогательную, актуальную киноленту, превосходящую все ожидания.
В центре повествования — обычная жизнь обычных врачей. История разворачивается в Ярославле: Олег (Александр Яценко) вкалывает на скорой помощи, Катя (Ирина Горбачева) работает в приемном отделении. Он — трудоголик и алкоголик, вытаскивающий пациентов из черноты любыми доступными способами. Она — невозмутимый профессионал, чья методика отработана до автоматизма. В процессе излечения других их собственный ритм жизни сбивается. «Нам надо развестись» — на дисплее появляются три слова, и короткие паузы превращаются в нескончаемое молчание.
Кризис, пограничное состояние между двумя крайними точками — вот основной лейтмотив, который прослеживается в этом сюжете. Речь идет не только об отношениях или о промежутке между спасением и смертью, но и о главном герое, который, держа баланс из последних сил, рискует оказаться в проигрыше. Расхлябанный, внесистемный и прямолинейный персонаж Яценко, с трудом контактирующий и с женой, и с начальством, перекликается с его ролью в картине «Свободное плавание», в которой он дебютировал у Хлебникова в 2006 году: в обоих фильмах актер предстает перед нами в амплуа добросовестного трудяги, едва ли способного разобраться в собственной жизни.
Создается впечатление, что «Аритмия» снята на стыке игрового и документального кино: ироничные и тяжеловесные эпизоды, связанные с медицинской практикой, обескураживают натуралистичностью, выверенностью деталей, филигранной актерской техникой (отдельного внимания заслуживает меткая, убедительная игра Ирины Горбачевой и флегматичного напарника Олега — Николая Шрайбера). По словам режиссера, за каждой такой мизансценой наблюдал врач-консультант, а микросюжеты были почерпнуты из рассказов работников скорой помощи.
Что касается остального пространства в фильме, то и в этом случае происходящее на экране вызывает резонанс: искрометные диалоги, придуманные сценаристом Натальей Мещаниновой («Комбинат "Надежда"», «Еще один год»), дачные шашлыки, песни Валентина Стрыкало, посиделки после смены в кухонном закутке, сближение и разъединение героев — все это провоцирует радость или боль узнавания, отчего месседж картины попадает в яблочко. Кроме того, нельзя не отметить и прекрасную операторскую работу Алишера Хамидходжаева (ранее работавшего с Хржановским-младшим, Василием Сигаревым, Любовью Аркус и другими известными режиссерами), сумевшего передать нарочитую реалистичность кадра.
Одна из первых ассоциаций, которая приходит на ум относительно «Аритмии» — это, конечно, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Обе киноленты затрагивают схожую проблематику (взаимоотношения людей на грани разрыва, современная российская действительность), но цели преследуют диаметрально противоположные: если Звягинцев уводит нас на дно, сгущая краски до беспросветной мглы, то Борис Хлебников, скорее, дарит «луч света в темном царстве» и демонстрирует иной исход событий. Признаться, в контексте хорошего отечественного кино, которое славится своим анти-хэппи-эндом, этот фильм воспринимается как долгожданная реплика «Все будет хорошо», брошенная оптимистом-интеллектуалом.
Побольше бы таких реплик.