В ограниченный прокат в России вышла дебютная лента Александра Ханта, которая наряду с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева и «Аритмией» Бориса Хлебникова претендовала на выдвижение на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Почему же кажущаяся поначалу непосредственной комедией картина ученика Карена Шахназарова к финалу больше смахивает на экзистенциальную драму о русской душе? Ответ ищите в нашей рецензии.
Обычный 27-летний паренек Витя Чесноков (Евгений Ткачук) живет в Тверской области и работает на мусороперерабатывающем заводе. У него есть нелюбимая жена, малолетний сын, любовница, верные друзья и красный грузовичок Daewoo Damas. Семейная жизнь давно наскучила, и в поисках лучшей доли для себя и возлюбленной Лариски (Алина Насибуллина) Витя Чеснок решает взять кредит. Быстро получить деньги не получается, но на счастье молодого человека неожиданно объявляется его блудный отец. Леха Штырь (Алексей Серебряков) - бывший уголовник, семейный тиран, а теперь парализованный инвалид. Первоначально известие о появлении единственного близкого родственника не вызывает у героя бурной радости. Витя ничего не забыл: в памяти свежи воспоминания, как отец бил мать, а потом и вовсе бросил их на произвол судьбы. После смерти матери Витька попал в детский дом, где для него наступили суровые времена. Искалеченное детство и юность в приюте периодически дают о себе знать во взрослой жизни – например, в драке с «залетным» ухажером Лариски Чеснок атакует жестоко и неожиданно. Жена, ругаясь с ним, давит на болевую точку, мол, ты детдомовский, да что с тебя взять, после чего Витька громко хлопает дверью и уходит из семьи.
Но когда выясняется, что у горе-отца есть квартира в собственности, судьба словно дарит Чесноку второй шанс на счастье. Как человек прагматичный и не любящий сантиментов, он быстренько составляет план по получению заветной жилплощади, заодно намереваясь отомстить Штырю за испорченную жизнь. Проще говоря, Витька решает сдать папашу в богадельню. Вот только богадельня для инвалидов находится в Воронежской области, и ехать туда почти семьсот километров. Погрузив нехитрые пожитки, Чеснок и Штырь отправляются на стареньком грузовичке в путь. Так начинается путешествие отца и сына, которое не пройдет бесследно для обоих. Их ждут дальняя дорога, попутчики, разговоры и поиск ответов на давно мучившие вопросы.
Конфликт отца и брошенного сына не в первый раз поднимается в кинематографе, литературе и искусстве. У Александра Ханта вместо морализаторского рассуждения получается меланхоличный роуд-муви с эстетикой провинции, бесконечными русскими полями и гангстерскими разборками. В эту пеструю сюжетную канву умело вплетаются и сказочные мотивы. Как не раз подчеркивал сам режиссер, эта история в каком-то смысле сказка. Взбалмошный Витя – Иванушка-дурачок, его минивен Daewoo Damas – верный Конек-Горбунок, а непутевый Штырь – то ли Кощей Бессмертный, то ли Змей Горыныч, то ли королевна. По специфике жанра героев ждут опасные приключения, из которых они обязательно выйдут победителями, чтобы потом «жить-поживать да добра наживать». Вот только режиссер и сценарист идут по пути контрастов: русская безысходность становится привычным образом жизни, вместо живописных пейзажей появляются серые дороги и высокие заборы, а идиллического воссоединения родственников, «чтобы жить-поживать» не происходит, хотя герои делают робкие шаги для примирения.
В течение фильма Штырь периодически называет сына пацаном, чем жутко злит последнего, но в этом слове кроется суровая отеческая нежность, потому что всем пацанам нужны отцы. Штырь ностальгирует по прежней жизни, вспоминает, например, эпизод из детства Чеснока, когда тот просит кусок хлеба с маслом, салом и сахаром. Да и сам пацан, похоже, простил отца за жестокость и детдом, - судя по моменту, когда вырывает его из цепких лап бандитов.
«Как Витька Чеснок…», начавшись на бодрой ноте с танцами под группу «Грибы» в местном баре, в середине сменяется хлесткими рэп-композициями в машине героя, когда на фоне мелькают березы, бесконечные поля, угрюмые придорожные кафе и уродливые рекламные вывески. Под финал – берущая за живое лирика об упущенных возможностях, так что только самый черствый человек не смахнет слезу. Это придется по вкусу и молодежной аудитории, и рефлексирующим зрителям. Если первые в плей-листе Чеснока легко узнают песни Хаски, Пики, Антохи МС и PRNRML, то более зрелые зрители обратят внимание на Россию без прикрас с коврами на стене, высокими заборами, крепким чаем и духовными скрепами.