Вторая за год героическая сага о советских космонавтах вышла на орбиту российского кинопроката. «Салют-7» – вероятно, главный отечественный блокбастер 2017 года, – отходит от традиционного героического пафоса. Лента режиссера Клима Шипенко концентрируется на внутренних конфликтах героев, отказываясь диктовать зрителю «прямолинейный» патриотический посыл. Лучшие изобретения коммерческого голливудского кино здесь помогают понять наследие неоднозначного советского прошлого.
Середина 1980-х. На советской космической станции «Салют-7» случается авария. Появляется угроза падения аппарата на Землю. Стратегические конкуренты из NASA нацелились на захват ценной техники, бесконтрольно болтающейся на околоземной орбите. Для невероятно сложной миссии по спасению «Салюта» снаряжают опытного пилота Владимира Федорова (Владимир Вдовиченков). Ранее он был «списан» - после того, как увидел в космосе «свет ангелов», но кандидатуры лучше просто нет. В напарники Федорову дают его друга Виктора Алехина (Павел Деревянко) – компетентного инженера без проблем с психикой, но и без опыта полетов. За выполнением миссии следит нервный штаб советских военно-космических сил, готовый в любой момент сбить станцию вместе с ремонтниками, лишь бы добро не досталось США.
Студия «СТВ» планировала выпустить «Салют-7» в апреле – ко Дню космонавтики. Специальная комиссия при Фонде кино, однако, отдала «праздничную» дату другой картине о напарниках-товарищах-героях-космонавтах — «Время первых».
«Салют-7» отличает от конкурента вольная трактовка событий. Подвиг Владимира Джанибекова и Виктора Савиных стал драматической основой, на которой строится кинематографическое повествование. В биографиях героев появилось много новых элементов, поэтому пришлось даже изменить их фамилии — на Федорова и Алехина соответственно.
Освобождение от оков реальности позволило сделать повествование более динамичным. По признанию Джанибекова, в миссии по спасению станции не предполагалось серьезной угрозы для жизни. Сценаристы «Салюта-7» же получили возможность грозить космонавтам смертельной опасностью каждые пять минут.
Свобода в написании сценария сказалась и на личностях героев. Федоров и Алехин получили сложные и глубокие отношения со своими семьями. В то время как женские персонажи «Времени первых» злят критиков своей «картонностью» и покорностью, волнующиеся супруги Алехина и Федорова выступают резко против опасной миссии. Также профессионалам на орбите приходится справляться с «земным» эмоциональным грузом. За этим наблюдать гораздо интереснее, чем за полностью уверенными в себе героями апрельского блокбастера.
Интересны и отношения между астронавтами и государством. В 1985 году начиналась Перестройка. Советский Союз разрывали внутренние проблемы. Для влюбленного в космос Федорова космическая станция — это место, где страна его юности еще сохранилась «в миниатюре». Тогда как Алехин, не склонный к рефлексии, воспринимает «Салют-7» неотделимой частью еще существующего внизу СССР. Тесное сотрудничество и спорные приказы сверху (или снизу – как посмотреть) вносят корректировки в мировоззрение обоих.
«Салют-7», рассказывающий о том, как советское наследие стараются спасти от пиратов-американцев, лихо использует наработки голливудских кинематографистов. По части сценария это пресловутый «Путь героя», по которому написан почти каждый успешный блокбастер от «Звездных войн» до «Человека-паука». Что касается зрелища — это захватывающие трехмерные спецэффекты, не уступающие космическому триллеру Альфонсо Куарона «Гравитация».
«Салют-7» Клима Шипенко — это отличный контраргумент для тех, кто думает, что западная культура способна навредить нашей. Напротив, культурный обмен, который «производят» отечественные кинематографисты, оглядываясь на достижения американских коллег, пошел ленте на пользу. Удовольствие от «Салюта-7» получат как ностальгирующие взрослые, так и избалованные экшеном подростки.