Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Охотник за разумом»: Демоверсия творчества Дэвида Финчера

Кому стоит посмотреть сериал, какие у него сильные стороны и удался ли Финчеру-продюсеру этот эксперимент.
16 октября 2017 0
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Евгений Дергунов
автор

С давних времен величайшие умы пытались объяснить, добраться до истоков тех или иных действий человека. Сама мысль выступала предметом изучения – что «ею» движет, на что она способна и все ли ее грани мы знаем. Современная психология достигла определенного прогресса в изучении человеческого поведения, она чуть больше знает о стрессах и возбудителях, чем, например, в конце 70-х годов XX века. И тут мы плавно переходим к творчеству Дэвида Финчера, который построил целую империю именно на изучении причин и последствий действий человека. 13 октября вышел 1 сезон сериала «Охотник за разумом», который должен был выступить, на первый взгляд, апофеозом изысканий Финчера на тему слоев сознания индивидуума. Но что бы ни имел в виду Дэвид Финчер, картина, снятая по книге бывшего спецагента Джона Дугласа «Охотник за разумом: За кулисами элитного отряда криминалистов ФБР», получилась, скорее, «демоверсией» всего труда режиссера, лишь с намеком на углубление в его творчество.

«Охотник за разумом» – это своего рода «база» самых громких преступлений США за конец прошлого столетия, изложенных главными героями – агентом ФБР Холденом Фордом (Джонатан Грофф) и его напарником Биллом Тенчем (Холт МакКэланни). Как и в «Зодиаке», Дэвид Финчер обращается к реальным историям, произошедшим в 70-80-х годах, то и дело подкрепляя связь с настоящим миром именами вроде Чарльза Мэнсона, Энди Уорхола, Джона Леннона и Йоко Оно. Зрителю предлагается досье заключенных, каким его видят агенты – без лишней визуализации погружения в действие, как это сделали бы в целях художественной обработки: только материалы дела как они есть, без лишних чувств. Это верно подобранный Финчером ключ, он не стал пускать «кровавый след» за преступником, а изложил факты. Как реагировать на происходящее – дело зрителя.

Суть сериала кроется в диалогах, конкретных фактах и манере ведения дела, а его главный интерес – в зарождении уникальной разработки криминологии и терминов, обосновании сути психологического портрета и появлении понятия «серийный убийца». Создается впечатление, что мы буквально из первых уст получаем эту информацию, без лишних украшательств, свойственных художественным фильмам. Более того, отдельные эпизоды оставляют после себя чувство незавершенности, и это намек на то, что система только зарождается и не может гарантировать 100% результат вычисления маньяков на практике.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Один из главных вопросов, который поднимается в ленте, - «Преступником рождаются или становятся?». На протяжении всех 10 серий «Охотника за разумом» нам показывают классические истории «недолюбленных» в детстве матерями (реже – брошенных отцами) мужчин как почву для размышления на эту тему. Все преступники, которых мы видим на экране, будто собраны из различных сюжетов – здесь и белый воротничок с манерами интеллигента, и маменькин сынок, и буйный женоненавистник. Экшена ждать не стоит – здесь все на любителя диалогов.

Читайте также: 15 триллеров и детективов, основанных на реальных преступлениях

Мы наблюдаем, как агенты ФБР общаются с самыми жестокими людьми, которые надели приятные для общества маски и которые адекватным (иногда) языком могут рассказать, насколько нормальными были для них совершенные ими извращения и кровопролития. «Охотник за разумом» - сериал, который нужно слушать. Может быть, звучащие с экрана цитаты и не покажутся слишком глубокомысленными опытному зрителю, однако пищу для ума дадут. Диалог – самая сильная сторона этого сериала, с правильно подобранными словами, деталями, интонациями и мимикой. Кажется, всю свою манеру преподносить те или иные истории Финчер «почистил», поставив одну из своих главных фишек – обсуждение человеческой психики – в центр сюжета.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Однако что же здесь не так? Неожиданные вставки жестокости и секса напоминают о реалиях и мрачном мире режиссера, но в то же время слегка, хотя и ощутимо, дисгармонируют с общим темпом картины. Это выглядит так, будто в этих моментах нам неловко напоминают, что эта картина о мрачной криминологии, а не задушевная история о двух напарниках. И все же неудобно ловить себя на мысли и чувстве, будто смотришь «выжимку» из фильмографии Дэвида Финчера, «демоверсию» для ознакомления с тем, что он делает. В этом «триале» пожалели привычных густых и темных красок для создания «финчеровской» атмосферы, полноценного соединения сюжетных пазлов и гармонии в подаче самих героев. Если в общих чертах, в «Охотнике за разумом» чувствуется недостаток баланса между художественным оформлением и сценарием. Впечатления от сериала из-за этого наслаиваются обрывками, не погружают зрителей в историю целиком.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Дэвид Финчер всегда расписывал своих героев самыми насыщенными красками, делая их колоритными. Зрители их запоминали, обожали и переживали за них. Классические полицейские-напарники, как в том же триллере «Семь», предстают пусть порой и предсказуемыми, но все же гениями. Всегда можно понять, к чему они ведут, но при этом их чувства остаются загадкой. Что же по поводу «Охотника за разумом» - здесь главный герой, Холден Форд, с самого начала кажется аутсайдером истории. Сразу налицо проблема «двойственности реакции» на его манеры и действия, он жутко нервирует зрителя. Вот на экране появляется юный активист, который после трети сюжета становится напыщенным болваном, а в конце превращается в уязвимого бедолагу. И уже этот загнанный в угол человек обещает своей реакцией на финальные сюжетные повороты совершить «революцию в сознании», что мы увидим во 2 сезоне.

Возможно, так нам показывают путь становления профессионала, однако проработка этого характера никак не вяжется с предполагавшимся образом упорного юного гения. В деталях этот образ провален, не «прокачен», хотя концепция появления героя обещает контрастировать мнением публики. Удивительно, но только шоковая часть финала 1 сезона смогла хоть как-то выделить Холдена. В то же время характеры его напарников на протяжении всех серий казались более проработанными – интерес к Биллу Тенчу и Венди (Анна Торв) держался на уровне. Их личная жизнь, таинственные натуры, мудрость и умозаключения привлекали гораздо больше, нежели то, что мы видели в Холдене.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Стоит ли смотреть сериал «Охотник за разумом»? Да. Несмотря на то, что над созданием ленты работали еще три режиссера (Азиф Кападия («Эми»), Тобиас Линдхольм («Заложники») и Эндрю Дуглас («Ужас Амитивилля»)), «финчеровская» атмосфера здесь действительно есть – его влияние чувствуется, пусть даже он и снял только два эпизода, выступив по большей части продюсером (кстати, совместно с Шарлиз Терон). Страсть познания человеческого разума дополняется уникальной возможностью наблюдения за зарождением целой системы криминалистики и попыток «объединить» ее с уже устоявшимися нормами и методами ведения дел полицией и прокуратурой, которые, конечно, не сразу принимают нововведения.

Читайте также: 15 отличных сериалов от известных кинорежиссеров

В середине картины можно увидеть любопытные и острые моменты, которых нет даже в самых смелых работах Финчера. Правда, все эти детали все так же кроются в диалогах. Главный герой создает необычные условия для допросов, которые выходят за рамки классической схемы «хороший и плохой полицейский». Это отличная игра с психикой, когда ловко подобранные слова и предметы вытаскивают из человека нужную информацию или эмоцию, которые помогают вывести преступника на чистую воду.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

В целом, в «Охотнике за разумом» ничего нового наблюдать не получится – многое мы видели в ряде других фильмов и сериалов. Однако ощущение документальности событий, а также шок-эффект последних кадров открывают какие-то новые чувства, которые при просмотре других триллеров «перекрывались» массой насилия и шаблонными диалогами. Не стоит, опять же, ждать «копания» в глубинах сознания – все же ТВ-формат не позволяет давать картинку слишком широко. Описанные в сериале простые вещи показывают, насколько важны в психологии вещей обычные «бытовые моменты». Ну, а классические сюжеты влияния такой сложной работы на личную жизнь героев послужат напоминанием о классике жанра историй о борцах правопорядка, где имеет место быть не только рыскание в мозгах.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Кадр из сериала «Охотник за разумом»

Один из самых ценных моментов этой истории происходит ближе к концу сезона. Лейтмотивная мысль всего происходящего – это собрать настолько обширную базу сведений, чтобы можно было предотвратить возможные преступления. Наконец, Холден сталкивается с персонажем, который, согласно его добытым знаниям, в перспективе может совершить преступление. Герою удается повлиять на ситуацию, хотя его правоту ставили под сомнение многие окружающие. Тогда Холден понимает, что без прямых доказательств, а только с помощью интуиции и психоанализа он, вероятно, предотвратил бы еще несколько ужасных преступлений, пусть даже на него смотрели бы с недоверием.

Эффект «демоверсии» творчества Финчера, возможно, здесь и к месту, пусть и со своими огрехами, которые могут быть непонятны поклонникам жанра. Таким образом проект становится экспериментом, где зрителю дается возможность впитывать происходящее уже не в привычных красках визуального восприятия, а в словах, подтексте и простых человеческих эмоциях. Это не позволяет слишком критично реагировать на работу, а даже побуждает пересмотреть что-то из ранее вышедших фильмов (или его же сериал «Карточный домик») от «манипулятора чувств» Дэвида Финчера.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями