«Первобытный страх» (1996)
Режиссер Грегори Хоблит
Остросюжетный фильм, сочетающий в себе элементы судебной драмы и триллера. В центре сюжета – убийство архиепископа, совершенное с особой жестокостью. По подозрению в убийстве полицейские задержали церковного служку Арона (Эдвард Нортон) – именно его, перепачканного в крови и до смерти перепуганного, нашли в доме архиепископа. В ходе дела выясняется, что юноша страдает раздвоением личности, но всячески отрицает свою вину. Защищать Арона в суде берется циничный адвокат Мартин Вейл (Ричард Гир), который жаждет выиграть это дело только с тем, чтобы упрочить свою репутацию. Противостоять ему в суде будет прокурор Джанет Венейбл (Лора Линни), с которой Мартина когда-то связывали романтические отношения. Чем дальше заходит это судебное разбирательство, на кону которого жизнь Арона, тем больше появляется вопросов без ответа – похоже, что ими всеми кто-то манипулирует, и смерть грозит всем, кто пытается распутать грязные тайны правительства города…
«Дорога на Арлингтон» (1999)
Режиссер Марк Перлингтон
До 11 сентября 2001 года в кинематографе США часто можно было увидеть фильмы, где злодеями-террористами были непосредственно граждане Америки. Режиссеры, изучая этот печальный феномен, пытались понять, что же толкает их героев, «белых» американцев, совершать масштабные в плане человеческих жертв преступления против правительства. Фильм «Дорога на Арлингтон» 1999 года сосредоточен именно вокруг этого. Главный герой, профессор Майкл Фарадей (Джефф Бриджесс), тяжело переживает гибель жены, агента ФБР, в теракте. Тогда же он начинает близко общаться с соседями – милейшей семьей Оливера и Шэрил Лэнг (Тим Роббинс и Джоан Кьюсак), которые всячески его подбадривают и всегда рады его видеть у себя в гостях. Но однажды Фарадей замечает маленькую оговорку Оливера Лэнга и, полный подозрений, начинает искать лицо соседа в криминальной хронике. И находит. И все становится еще сложнее, когда подтверждаются самые страшные опасения Фарадея…
Читайте также: Неожиданные разгадки концовок 8 запутанных фильмов
«Дар» (2000)
Режиссер Сэм Рэйми
У главной героини этого фильма, гадалки Аннабель Уилсон (Кейт Бланшетт), есть невероятные экстрасенсорные способности, благодаря которым она знает куда больше об ужасном преступлении, совершенном в маленьком городе. Местный деспот Донни Барксдейл давно терроризирует общественность. С Аннабель у него свои счеты, ведь она постоянно вмешивалась в его ссоры с женой. Как и следовало ожидать, в убийстве жены Донни подозревают именно его, и Аннабель подтверждает это. Однако через некоторое время к ней приходят видения, которые четко говорят, что в смерти виновен кто-то другой. Зритель погружается в это мистическое расследование, полное отличных визуальных эффектов. Любопытно, что Кейт Бланшетт перед тем, как взяться за роль Аннабель Уилсон лично встречалась с настоящими предсказателями, чтобы до мельчайшей детали изучить свою героиню и то, что она чувствует.
«Вертикальный предел» (2000)
Режиссер Мартин Кэмпбелл
История о трагических событиях из экстремальной жизни альпинистов, когда простая человеческая алчность погубила жизни нескольких человек. В результате недальновидности одного из героев группа альпинистов, несмотря на надвигающую непогоду, продолжила путь к вершине и, как и следовало ожидать, попала в ловушку природной стихии. Чтобы вызволить участников экспедиции, к ним отправляется группа добровольцев (среди которых брат одной из пропавших девушек), взяв с собой опасный для жизни нитроглицерин. В ходе этой напряженной истории героям предстоит принять не одно трагическое решение, найти давно потерянную возлюбленную и, разумеется, попытаться спасти свои жизни – причем опасность исходит не только от стихии, но и от одного из участников экспедиции.
«Другие» (2001)
Режиссер Алехандро Аменабар
Этот мистический триллер испанского режиссера Алехандро Аменабара можно сравнить с той самой закрытой дверью, о которой Альфред Хичкок говорил, что не может быть ничего страшнее и таинственнее. В этом фильме, действие которого происходит в таинственном доме, укрытом туманом, нет крови и почти нет спецэффектов, однако он держит в напряжении до самой последней минуты. Прекрасный актерский состав во главе с Николь Кидман смог разыграть эту многоуровневую глубоко психологическую историю так, что не смеешь лишний раз дернуться во время просмотра, боясь пропустить какой-то важный жест, который подскажет, что же на самом деле происходит с героями. Кто эти незнакомцы, пришедшие в дом, и почему дети так боятся дневного света? После финальных кадров все равно остается прекрасное чувство незавершенности – прекрасное потому, что зрителю предлагается самому решить, какой же конец у этой истории. Что же касается затрагиваемых проблем, то здесь тоже есть простор для раздумий: от того, боятся ли призраки людей, до функций религии в обществе и взаимоотношений детей и родителей.
«Яма» (2001)
Режиссер Ник Хэмм
Экранизация романа After the Hole Гая Берта после вступительных титров может слегка смутить зрителя, ведь картина поначалу кажется классическим молодежным хоррором со всеми «кровавыми» составляющими. Но не спешите – это вещица достойна внимания. Сюжет закручен вокруг учеников британской частной школы, которые путем обмана школьной администрации и родителей на каникулах устраивают вечеринку. Местом для развлечения ребята выбирают старый бункер, в котором в процессе веселья их запирают. И тогда-то обыкновенные, на первый взгляд, персонажи раскрываются в полной мере. То, как для героев складываются обстоятельства, исход этой истории и причины многих принятых в ней решений – хорошая зарядка для внимания любителя жанра.
«Порок» (2001)
Режиссер Билл Пэкстон
А вот и один из тех триллеров, которые развиваются как неторопливая, насыщенная драма, а в финале делают крутой твист и оставляют зрителя в восторженном, хотя и мрачном оцепенении. Однажды к главному герою, агенту ФБР Уэсли Дойлу (Пауэрс Бут), приходит загадочный посетитель, который сообщает, что может помочь ему найти опасного маньяка по кличке «Рука Бога». Незнакомец представляется как Фэнтон Мейкс (Мэттью МакКонахи) и рассказывает историю своего детства – о своем отце (Билл Пэкстон), которому якобы Бог приказал убивать определенных людей за грехи, и о своем младшем брате Адаме, который когда-то помогал отцу в его деле и, похоже, снова взялся за него. Казалось бы, все раскрыто – теперь надо только отыскать скрывающегося Адама Мейкса, «Руку Бога». Вот только что, если этот маньяк и впрямь видит грехи людей, и если у самого Дойла вдруг найдется порок, за который ему нужно расплатиться?..
«Отсчет убийств» (2002)
Режиссер Барбе Шредер
Не самая популярная работа Сандры Буллок, а зря – вещь занимательная. Это история о двух студентах, которых, на первый взгляд, ничего не может связывать – популярный красавец и скромный умник (Райан Гослинг и Майкл Питт). Да, именно «на первый взгляд». Дело в том, что парни выбрали скверную тему для своего «студенческого проекта». Они решили совершить идеальное преступление, которое, согласно их теории, никто и никак не сможет расследовать. Жертву студенты выбирают случайно для отсутствия мотива, для исключения связи друг с другом они совсем не общаются на публике, а во время убийства скрывают свою внешность под дождевиками. Правда, есть у них два «но»: они люди, а человек всегда оставит за собой след – как буквальный, так и метафорический. К тому же за дело берется детектив Кэсси Мэйуэзер (Буллок), обладающая отменными логикой и интуицией.
«Идентификация» (2003)
Режиссер Джеймс Мэнголд
Классическая история десяти незнакомых друг с другом людей, оказавшихся на необитаемом острове (да, речь о «10 негритятах» Агаты Кристи), вдохновила Джеймса Мэнголда и Майкла Куни на создание этого триллера с неповторимой тревожной атмосферой. Все те же десять человек оказались отрезаны от цивилизации бушующей непогодой, все они как-то связаны между собой, и через определенный промежуток времени становится на одного человека меньше. Как и следует из оригинального романа Кристи, убийцей оказывается один из незнакомцев, потому что в закрытом от мира придорожном отеле больше никого нет. Развязка этого триллера перевернет представление о классике и точно не оставит вас равнодушным – хотя бы из-за простой сути происходящего на экране.
Читайте также: 15 триллеров и детективов, основанных на реальных преступлениях
«Игра в прятки» (2005)
Режиссер Джон Полсон
Если создатели дали триллеру незатейливое название, значит, нужно готовиться к крутой эмоциональной встряске – по крайней мере, это точно справедливо к «Игре в прятки». На протяжении всей картины зрителя держат в состоянии психологического напряжения и паранойи: по сюжету, в стенах дома главных героев постоянно ощущается присутствие некоего постороннего человека. Фильм начинается с того, что у маленькой Эмили (Дакота Фэннинг) умирает мама – девочка тяжело переживает потерю, и ее отец, Дэвид (Роберт Де Ниро), решает сменить место жительства. Однако с переменой обстановки состояние малышки только ухудшается, более того, у нее появляется воображаемый друг Чарли. Дэвид находит в доме разорванные игрушки и надписи «Зачем ты дал ей умереть?» и начинает подозревать неладное. После еще двух неслучайных смертей Эмили говорит отцу, что «ее новый друг понравился бы покойной матери», все становится предельно ясно: в новом доме кто-то играет с Дэвидом в прятки.
«Паранойя» (2007)
Режиссер Ди Джей Карузо
Помните триллер Альфреда Хичкока «Окно во двор» (1954)? Фильм «Паранойя» вдохновлен им, но пошел гораздо дальше и добавил в сюжет больше крови, саспенса XXI века и, собственно, паранойи. Лента начинается как драма, погружая зрителя в положение главного героя, Кейла (Шайя ЛаБаф): у него погибает отец, он срывается на учителя в школе, его сажают под домашний арест. Телевизора нет, компьютера нет, зато есть бинокль – и Кейл начинает следить за соседями и их жизнью. Поначалу все идет вполне себе хорошо: ему «помогает» его друг Ронни, потом они знакомятся с очаровательной Эшли, которая заметила их слежку. Но однажды вечером Кейл вдруг замечает, как их добродушный и вполне безобидный сосед Тернер (Дэвид Морс) убивает в своем доме женщину. Юноша пытается донести это до сведения полиции, но ему никто не верит – уж слишком добропорядочную жизнь ведет Тернер, а сам Кейл недавно избил учителя. Однако когда Тернер совершает новое убийство, Кейл решает действовать. Он и не подозревает, что ждет его и его друзей, посвященных в темную тайну соседа...
«Наркоз» (2007)
Режиссер Джоби Харольд
Фильм, поднимающий тему двуличности. Молодой парень Клейтон Бересфорд (Хейден Кристенсен) довольно обеспечен и уважаем в обществе. У него прекрасная мать, которая всегда его поддержит, добрая девушка (Джессика Альба) и хорошие друзья. Единственная его проблема – это нездоровое сердце. Герой решается на операцию, чтобы поправить здоровье. Однако во время погружения его в наркоз что-то идет не по плану, и наступает один из самых страшных моментов, которых обычно боятся люди перед операцией… наркоз не действует. Если быть точнее, то Клейтон все слышит, но сам никак не может дать понять окружающим, что он не погрузился в сон полностью. Борясь за то, чтобы пробудиться, он наблюдает за врачами и за теми, кто находится вне палаты. И тут его идеальный мир рушится: все те, кто улыбался и мило беседовал с ним, во время его «отключения» от реальности резко изменили свое отношение к нему. Клейтон понимает, что его хотят убить прямо во время операции, надеясь после этого забрать его наследство. Единственный человек, который может спасти его, - мама.
«Треугольник» (2009)
Режиссер Кристофер Смит
Cреди малоизвестных триллеров этот, пожалуй, можно назвать самым популярным. Обратить внимание здесь действительно есть на что: необычный взгляд на знаменитый Бермудский треугольник, запутанная история, происходящая в лабиринтах таинственного корабля и драматическое повествование о матери с ребенком-аутистом. Здесь много крови, путаница временных слоев и, конечно же, мистическая атмосфера – все это буквально с первых минут просмотра захватывает зрителя в водоворот безумств. Все начинается с того, что группа выживших в крушении яхты друзей оказывается на дрейфующем брошенном судне под наблюдением таинственного человека. После гибели ряда персонажей этот некто оставляет послание, которое окончательно сбивает с толку главную героиню, потому что она понимает, что ее злоключения еще не закончились...
«Экзамен» (2009)
Режиссер Стюарт Хэзелдайн
Среди других лент этого списка «Экзамен» стоит особняком – в том числе потому, например, что здесь нет привычного для триллеров кровопролития. Здесь все иначе. Загадки по запутанности в стиле той же «Пилы» смешиваются с иронией самого решения задач и глубоким идейным концептом картины. Традиционный ход «собрать в комнате незнакомцев и узнать, кто дойдет до конца» здесь обыгрывают нестандартным способом. Суть сюжета проста: крупной компании требуется новый сотрудник. Кандидатов было много, но только несколько избранных позвали на экзамен. Прибывшие для прохождения теста должны дать ответ на единственный заданный вопрос. Самое приятное здесь для поклонников загадок в том, что по сценарию зрителю предоставляется такой же набор фактов, что и действующим лицам. Разгадку зритель может найти самостоятельно.
«Играй до смерти» (2012)
Режиссер Роберт Хит
Еще один британский фильм, который не так прост, как может показаться на первый взгляд. Это триллер о контрастах и деталях. На протяжении всей ленты зритель успевает полностью поменять свое мнение относительного чуть ли не каждого персонажа. Легкомысленный человек оказывается серьезной фигурой, пофигист становится героем, а душа компании – человеком с «гнильцой». Банальная история о мести за ошибку на пьяной вечеринке обрастает новыми деталями, в итоге приобретая замысловатую концовку. Это минималистичная картина с небольшим бюджетом, однако британская скрупулезность и внимание к деталям, а также атмосфера скандинавского нуара погружают зрителя в историю полностью.