Сегодня, 20 октября, день рождения Дэнни Бойла – важного режиссера для британского кино. После премьеры «На игле» (1996) он не только изменил историю кинематографа Соединенного Королевства, но и открыл двери для национального шотландского кино. В честь дня рождения Дэнни Бойла разбираемся, какую роль играет «шотландство» в фильме «На игле» и его продолжении «Т2. Трейнспоттинг» (2017).
Никого уже не удивляют термины «шотландство», «британскость», «англичанство» и другие производные от национальностей со всего мира. За этим кроются ключевые черты, которые определяют человека, принадлежащего определенному обществу. Для шотландского национального кино «На игле» оказалось почти что манифестом, но с достаточно пессимистичным финалом. Даже мэтр британского кино Кен Лоуч, известный своими левыми взглядами, не уделял столько внимания конкретным изменениям в жизнях современных шотландцев и их взглядах на мир. Фильмы Лоуча были универсальны в плане социальной проблематики, но с мировым масштабом, когда «бойловские» Рентон, Кочерыжка, Кайфолом и Бегби еще даже не появлялись на экранах в качестве главных героев.
В «Отбросах общества» (1991) и «Песне Карлы» (1996) Кена Лоуча «шотландство» и сама Шотландия не выносятся на первый план, хотя это является отличительным фактором для главных героев обоих фильмов (и там, и там их сыграл Роберт Карлайл). В «Отбросах общества» протагонист разделяет некоторые схожие ценности с уэлшевскими героями: Стиви тоже убегает от своего шотландского прошлого на заработки в Лондон, в то время как Рентон и компания отождествляют побег с приемом героина. Главный герой у Кена Лоуча оказывается в тупике, испытывая буквально «клаустрофобию» от происходящего. Однако цель у Лоуча стояла все-таки иная, нежели та, которой задавался Дэнни Бойл в ленте «На игле». Поэтому финал для Стиви и остальных достаточно типичный для всех лоучевских лейбористов.
Бойл наделяет своих героев не «лейблами», а поп-культурными элементами, а также тем, что покажет в них «шотландство» и «британскость». Ни Уэлш, ни режиссер, ни даже сценарист Джон Ходж не пытались скорректировать своеобразную шотландскую речь, а наоборот, гиперболизировали ее донельзя, так что англичанам-южанам пришлось смотреть «На игле» с субтитрами.
Похожий персонаж представлен у Майка Ли в картине «Обнаженная» - его сыграл Юэн Бремнер. В фильме Ли главный герой в исполнении Дэвида Тьюлиса случайно встречает молодого шотландского парня, который ищет свою девушку на улицах призрачного Лондона. В «Обнаженной» почти все персонажи обладают каким-то отталкивающим ореолом, но при этом привлекают к себе таких же, как и они, или же дураков, которые хотели бы их спасти. Бремнер представляет собой убежавшего от реальности молодого человека, который, скорее всего, ночью будет спать на улице с остальными бездомными, потому что его побег был импульсивной попыткой решить все свои проблемы. В окрестностях столицы он либо окажется в безвыходной ситуации, как Стиви Кена Лоуча, либо выберет один из финалов Марка Рентона. Но он не так смекалист, как он. Его будущее остается туманным.
Эдинбург, как и подобает каждой столице, должен стать этаким «эпицентром шотландской национальности», однако именно от нее уходят главные герои романа Ирвина Уэлша «На игле» и, следом, фильма Дэнни Бойла. Когда Рентон, Кочерыжка и Кайфолом бегут по центральной улице от «охранников» после очередного грабежа, они затем оказываются рядом с Национальной галереей Шотландии. Все достопримечательности проносятся перед зрителями без фокуса. «Официальная», стереотипная Шотландия отвергается главными героями с самого начала, при помощи героина и прочих наркотических веществ они отказываются от своей реальности.
В этом плане кульминационным моментом в фильме «На игле» становится сцена, когда герой Томми зовет всех «корешей» на природу. Отправиться в горную местность Шотландии – это не по Литу бегать, не ходить каждый вечер в паб или к Свони. Для молодых людей «туристическая» часть их страны ничего не значит, они не идентифицирует себя с ней, поэтому не получают никакого удовольствия от пейзажа. В итоге желание Томми «подышать свежим воздухом» и патриотически погордиться страной отрицательно сказывается на отношении Рентона ко всему, что он видит перед собой, и он честно высказывает все мысли своему другу:
«Шотландия - дерьмо! Даже хуже, чем дерьмо! Мы срань этой гребаной Земли! Мы самые жалкие, убогие, презренные, вонючие отбросы, когда-либо осквернявшее цивилизацию! Некоторые ненавидят англичан, а я нет! Они просто дрочилы! С другой стороны, нас завоевали дрочилы! Мы даже не смогли найти себе оккупантов из какой-нибудь другой страны! Нами правят изнеженные пидоры! Мы полное дерьмо, Томми! И даже весь свежий воздух в мире ни хрена здесь не поможет!»
Рентон выбирает героин, как и все остальные его друзья. Однако он единственный, кто «бунтует больше всех». Кайфолом обретает гармонию в лице Шоне Коннери, иногда «прячась» за его маской и обожествляя все его появления в образе Джеймса Бонда. Фантазия же Марка не дает ему успокоиться, и каждодневное желание бороться с действительностью в итоге и приводит его в Лондон.
Дэнни Бойл меняет колористику с переменой локации. Столица Англии, город всех возможностей, предстает перед зрителями в яркой цветовой гамме, залитая солнцем, в отличие от серого и холодного Эдинбурга. «Британскость» отождествляется с обилием красных двухэтажных автобусов, кэбов и, конечно же, чаем. Лондон предстает городом-«мультиплексом», полным равноправия и толерантности. Мультикультурализм здесь повсюду, и атмосфера наполнена всеобщим благоденствием. Рентон «выбирает жизнь» в поисках той самой гармонии уже в Амстердаме, потому что «шотландство» в образе его друзей не дает ему никакой альтернативы.
«Королева слишком занята, чтобы общаться с рабочим классом», - критикует Бегби современную атмосферу во второй картине, «Т2. Трейнспоттинг». Дэнни Бойл спустя 20 лет снял продолжение своей ленты, и здесь общество все еще поделено на консерваторов и лейбористов, что является первоначальной проблемой всех шотландцев, выходцев из рабочего класса.
Панорама Эдинбурга в начале фильма «Т2. Трейнспоттинг» дана чередой коротких кадров, схожих со сценой в первой части, когда Рентон переезжает в Лондон. Марк возвращается в родную столицу после 20-летнего отсутствия и чувствует себя здесь туристом. Обновленная центральная улица, Эдинбургский замок, современные трамвайные линии. Мультикультурализм и открытость, чем так восхищался Рентон в первой части, посетив Лондон, теперь вовсю развивается и в его родном городе. Герой выходит из дверей аэропорта, и его встречают молодые девушки, приветственно улыбаясь и вручая карту города. Одетые в известную «шотландку», они оказываются на самом деле из Словении. «Шотландству» больше нет места в современной Шотландии.
Поэтому при встрече с Кочерыжкой Рентон пытается его реабилитировать и показать тот туристический Эдинбург, который все это время отвергал. На пробежку они отправляются на Калтон-Хилл - место, которое никогда бы не вписалось в их рутинную жизнь в прошлом. Тогда все достопримечательности заменяли узкие улицы Лита, подворотни центрального Эдинбурга и неприметные стены многочисленных квартир и домов в дыму сигарет. На этот раз город окрашен не самым теплым, но все-таки солнцем, которое является редким явлением для шотландской местности. Все-таки в этой части Великобритании люди чаще страдают депрессией, нежели в других уголках страны.
Одним из главных героев становится Вероника, молодая девушка из Болгарии, которая впоследствии сбегает со всеми деньгами Марка и Саймона. Режиссер со сценаристом пытаются намекнуть, что мультикультурализм к этому и приводит - они не осуждают, а просто раскрывают все факты. Даже афера по «добыче» денег для открытия борделя/сауны становится слишком честной, что было невозможно в постэтчеровское время, когда героям «На игле» было по 20 лет.
В итоге Рентон снова сбегает, но уже от гармонии. Ностальгия по «шотландству» сводит его с Бегби, который единственный не отрицал это в течение всех 20 лет и никогда открыто не убегал от «шотландства». У него не было возможности следить за изменениями в обществе - все его дни проходили в тюремных стенах. Марк через путешествие в прошлое, так же, как и с Кочерыжкой на Калтон-Хилле, пытается найти общий язык с Бегби, чтобы тот раз и навсегда избавился от образа пьяного отца на станции, наблюдавшим за поездами. Бегби почти согласен на метаморфозы, поэтому он принимает решение сына идти в колледж, но отказывается от помощи Рентона. У Бегби нет чувства ностальгии - для него та жизнь, которую вспоминает Марк, Саймон и Кочерыжка, осталась в одной временной петле и «заморозилась». Он так и остался в этом прошлом.
Чувство единения и национальности, такой чистой «британскости», появляется в сцене, где Саймон и Рентон поют песню про католиков в пабе. То же самое происходит с пониманием «шотландства», которое скрывается во всеобщем мультикультурализме в этих самых пабах, на диване с лучшим другом детства, в стенах отеческого дома и в семейных объятиях.
В итоге Марк «выбирает жизнь» только сейчас.