Для быстрого поиска начните вводить запрос

Какую роль играет «шотландство» в фильмах «На игле» и «Т2. Трейнспоттинг» Дэнни Бойла

Необычный взгляд на суть знаменитых лент британского режиссера.
20 октября 2017 0
Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»
Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Сегодня, 20 октября, день рождения Дэнни Бойла – важного режиссера для британского кино. После премьеры «На игле» (1996) он не только изменил историю кинематографа Соединенного Королевства, но и открыл двери для национального шотландского кино. В честь дня рождения Дэнни Бойла разбираемся, какую роль играет «шотландство» в фильме «На игле» и его продолжении «Т2. Трейнспоттинг» (2017).

Никого уже не удивляют термины «шотландство», «британскость», «англичанство» и другие производные от национальностей со всего мира. За этим кроются ключевые черты, которые определяют человека, принадлежащего определенному обществу. Для шотландского национального кино «На игле» оказалось почти что манифестом, но с достаточно пессимистичным финалом. Даже мэтр британского кино Кен Лоуч, известный своими левыми взглядами, не уделял столько внимания конкретным изменениям в жизнях современных шотландцев и их взглядах на мир. Фильмы Лоуча были универсальны в плане социальной проблематики, но с мировым масштабом, когда «бойловские» Рентон, Кочерыжка, Кайфолом и Бегби еще даже не появлялись на экранах в качестве главных героев.

Дэнни Бойл на съемках фильма «На игле»

Дэнни Бойл на съемках фильма «На игле»

В «Отбросах общества» (1991) и «Песне Карлы» (1996) Кена Лоуча «шотландство» и сама Шотландия не выносятся на первый план, хотя это является отличительным фактором для главных героев обоих фильмов (и там, и там их сыграл Роберт Карлайл). В «Отбросах общества» протагонист разделяет некоторые схожие ценности с уэлшевскими героями: Стиви тоже убегает от своего шотландского прошлого на заработки в Лондон, в то время как Рентон и компания отождествляют побег с приемом героина. Главный герой у Кена Лоуча оказывается в тупике, испытывая буквально «клаустрофобию» от происходящего. Однако цель у Лоуча стояла все-таки иная, нежели та, которой задавался Дэнни Бойл в ленте «На игле». Поэтому финал для Стиви и остальных достаточно типичный для всех лоучевских лейбористов.

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

Бойл наделяет своих героев не «лейблами», а поп-культурными элементами, а также тем, что покажет в них «шотландство» и «британскость». Ни Уэлш, ни режиссер, ни даже сценарист Джон Ходж не пытались скорректировать своеобразную шотландскую речь, а наоборот, гиперболизировали ее донельзя, так что англичанам-южанам пришлось смотреть «На игле» с субтитрами.

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

Похожий персонаж представлен у Майка Ли в картине «Обнаженная» - его сыграл Юэн Бремнер. В фильме Ли главный герой в исполнении Дэвида Тьюлиса случайно встречает молодого шотландского парня, который ищет свою девушку на улицах призрачного Лондона. В «Обнаженной» почти все персонажи обладают каким-то отталкивающим ореолом, но при этом привлекают к себе таких же, как и они, или же дураков, которые хотели бы их спасти. Бремнер представляет собой убежавшего от реальности молодого человека, который, скорее всего, ночью будет спать на улице с остальными бездомными, потому что его побег был импульсивной попыткой решить все свои проблемы. В окрестностях столицы он либо окажется в безвыходной ситуации, как Стиви Кена Лоуча, либо выберет один из финалов Марка Рентона. Но он не так смекалист, как он. Его будущее остается туманным.

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

Эдинбург, как и подобает каждой столице, должен стать этаким «эпицентром шотландской национальности», однако именно от нее уходят главные герои романа Ирвина Уэлша «На игле» и, следом, фильма Дэнни Бойла. Когда Рентон, Кочерыжка и Кайфолом бегут по центральной улице от «охранников» после очередного грабежа, они затем оказываются рядом с Национальной галереей Шотландии. Все достопримечательности проносятся перед зрителями без фокуса. «Официальная», стереотипная Шотландия отвергается главными героями с самого начала, при помощи героина и прочих наркотических веществ они отказываются от своей реальности.

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

В этом плане кульминационным моментом в фильме «На игле» становится сцена, когда герой Томми зовет всех «корешей» на природу. Отправиться в горную местность Шотландии – это не по Литу бегать, не ходить каждый вечер в паб или к Свони. Для молодых людей «туристическая» часть их страны ничего не значит, они не идентифицирует себя с ней, поэтому не получают никакого удовольствия от пейзажа. В итоге желание Томми «подышать свежим воздухом» и патриотически погордиться страной отрицательно сказывается на отношении Рентона ко всему, что он видит перед собой, и он честно высказывает все мысли своему другу:

«Шотландия - дерьмо! Даже хуже, чем дерьмо! Мы срань этой гребаной Земли! Мы самые жалкие, убогие, презренные, вонючие отбросы, когда-либо осквернявшее цивилизацию! Некоторые ненавидят англичан, а я нет! Они просто дрочилы! С другой стороны, нас завоевали дрочилы! Мы даже не смогли найти себе оккупантов из какой-нибудь другой страны! Нами правят изнеженные пидоры! Мы полное дерьмо, Томми! И даже весь свежий воздух в мире ни хрена здесь не поможет!»

Рентон выбирает героин, как и все остальные его друзья. Однако он единственный, кто «бунтует больше всех». Кайфолом обретает гармонию в лице Шоне Коннери, иногда «прячась» за его маской и обожествляя все его появления в образе Джеймса Бонда. Фантазия же Марка не дает ему успокоиться, и каждодневное желание бороться с действительностью в итоге и приводит его в Лондон.

Кадр из фильма «На игле»

Кадр из фильма «На игле»

Дэнни Бойл меняет колористику с переменой локации. Столица Англии, город всех возможностей, предстает перед зрителями в яркой цветовой гамме, залитая солнцем, в отличие от серого и холодного Эдинбурга. «Британскость» отождествляется с обилием красных двухэтажных автобусов, кэбов и, конечно же, чаем. Лондон предстает городом-«мультиплексом», полным равноправия и толерантности. Мультикультурализм здесь повсюду, и атмосфера наполнена всеобщим благоденствием. Рентон «выбирает жизнь» в поисках той самой гармонии уже в Амстердаме, потому что «шотландство» в образе его друзей не дает ему никакой альтернативы.

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

«Королева слишком занята, чтобы общаться с рабочим классом», - критикует Бегби современную атмосферу во второй картине, «Т2. Трейнспоттинг». Дэнни Бойл спустя 20 лет снял продолжение своей ленты, и здесь общество все еще поделено на консерваторов и лейбористов, что является первоначальной проблемой всех шотландцев, выходцев из рабочего класса.

Дэнни Бойл на съемках фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Дэнни Бойл на съемках фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Панорама Эдинбурга в начале фильма «Т2. Трейнспоттинг» дана чередой коротких кадров, схожих со сценой в первой части, когда Рентон переезжает в Лондон. Марк возвращается в родную столицу после 20-летнего отсутствия и чувствует себя здесь туристом. Обновленная центральная улица, Эдинбургский замок, современные трамвайные линии. Мультикультурализм и открытость, чем так восхищался Рентон в первой части, посетив Лондон, теперь вовсю развивается и в его родном городе. Герой выходит из дверей аэропорта, и его встречают молодые девушки, приветственно улыбаясь и вручая карту города. Одетые в известную «шотландку», они оказываются на самом деле из Словении. «Шотландству» больше нет места в современной Шотландии.

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Поэтому при встрече с Кочерыжкой Рентон пытается его реабилитировать и показать тот туристический Эдинбург, который все это время отвергал. На пробежку они отправляются на Калтон-Хилл - место, которое никогда бы не вписалось в их рутинную жизнь в прошлом. Тогда все достопримечательности заменяли узкие улицы Лита, подворотни центрального Эдинбурга и неприметные стены многочисленных квартир и домов в дыму сигарет. На этот раз город окрашен не самым теплым, но все-таки солнцем, которое является редким явлением для шотландской местности. Все-таки в этой части Великобритании люди чаще страдают депрессией, нежели в других уголках страны.

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Одним из главных героев становится Вероника, молодая девушка из Болгарии, которая впоследствии сбегает со всеми деньгами Марка и Саймона. Режиссер со сценаристом пытаются намекнуть, что мультикультурализм к этому и приводит - они не осуждают, а просто раскрывают все факты. Даже афера по «добыче» денег для открытия борделя/сауны становится слишком честной, что было невозможно в постэтчеровское время, когда героям «На игле» было по 20 лет.

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

Кадр из фильма «Т2. Трейнспоттинг»

В итоге Рентон снова сбегает, но уже от гармонии. Ностальгия по «шотландству» сводит его с Бегби, который единственный не отрицал это в течение всех 20 лет и никогда открыто не убегал от «шотландства». У него не было возможности следить за изменениями в обществе - все его дни проходили в тюремных стенах. Марк через путешествие в прошлое, так же, как и с Кочерыжкой на Калтон-Хилле, пытается найти общий язык с Бегби, чтобы тот раз и навсегда избавился от образа пьяного отца на станции, наблюдавшим за поездами. Бегби почти согласен на метаморфозы, поэтому он принимает решение сына идти в колледж, но отказывается от помощи Рентона. У Бегби нет чувства ностальгии - для него та жизнь, которую вспоминает Марк, Саймон и Кочерыжка, осталась в одной временной петле и «заморозилась». Он так и остался в этом прошлом.

Чувство единения и национальности, такой чистой «британскости», появляется в сцене, где Саймон и Рентон поют песню про католиков в пабе. То же самое происходит с пониманием «шотландства», которое скрывается во всеобщем мультикультурализме в этих самых пабах, на диване с лучшим другом детства, в стенах отеческого дома и в семейных объятиях.

В итоге Марк «выбирает жизнь» только сейчас.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями