Дин Девлин работал с Роландом Эммерихом над «Днем независимости» и «Годзиллой». Его режиссерский дебют «Геошторм» — идеальный конспект уроков учителя. Тут мировые столицы цинично разрушаются ради эффектных кадров, но канонические сюжеты остаются нетронутыми, словно исторические документы под стеклом музейных витрин. Статисты будут погибать сотнями, кинокритики будут утомленно брюзжать, а зрители невозмутимо пополнять кассу киносетей.
Мир в опасности! Опять
В ближайшем будущем глобальное потепление выльется в бесконечные катаклизмы: ураганы, засухи и аномальные морозы в каждой части света. Человечество под эгидой двух сверхимперий — США и Китая — объединит свои силы, чтобы построить систему метеорологических спутников. В начале фильма погода будет полностью подконтрольна человеку. Именно человеческий фактор окажется главной причиной новых, еще более страшных катастроф. Апокалиптическая погодная бойня называется «геошторм». Целые страны могут оказаться разрушены в угоду политических интересов заговорщиков, что захватят контроль над спутниковой сетью.
США нас бережет. Китай помогает
Спасти человечество от карающей природы, а потом спасти его снова, но уже от амбициозных «человеков» сможет только американец с квадратной челюстью – Джерард Батлер. Он и за своих подчиненных встанет горой против ослепших политиков, и сложнейшую систему для защиты Земли разработает, и, когда надо, в морду даст. Самое главное — он трудится не только для американского величия, а еще и ради всего остального мира.
Под остальным неамериканским миром в «Геошторме», главным образом, подразумевается Китай. Чтобы оправдать вклад китайских продюсеров в ленту добавляют даже положительного китайского персонажа. Как и все герои, китаец тут встраивается в отлаженную схему голливудского фильма-катастрофы. С первых секунд появления на экране его судьбу можно легко предсказать вплоть до самой последней реплики.
Сыграем в «Бинго»?
«Геошторм» настолько схематичен, что по-настоящему здешний сюжет способен заинтриговать разве что киномладенца, повидавшего не более полутора блокбастеров за жизнь. Либо наоборот — насмотренных циников, которые компанией могут сыграть в «угадайку»: кто из команды по спасению мира окажется предателем, кто — псевдо-предателем для отвлечения внимания, кто затеял весь этот страшный заговор, на какой секунде остановится роковой таймер, какую достопримечательность разрушат в России, что станет с песиком, угодившим в эпицентр катаклизма. Зрителя старше десяти лет, который не справится хотя бы с одним заданием, надо еще поискать.
По ходу игры можно от души посмеяться над карикатурными фразами из уст горделивых героев вроде: «Я все еще президент Соединенных Штатов!» Единственным светлым пятном в дремучем лесу из клише тут является темнокожая хакерша, сыгранная будущей звездой «Дэдпула 2» Зази Битц. Ее не слишком хитрые остроты бьют весьма удачно и разбавляют звериную серьезность «Геошторма», позволяя хоть иногда улыбаться, не боясь озадачить соседей по кинозалу.
Ругать бесполезно
Судя по всему, тем самым киномладенцем в Голливуде сейчас видят азиатского зрителя, на которого в последние годы делается большой упор. Прежде заморская продукция попадала на китайские экраны в сильно ограниченном количестве. В последнее время американцы научились лихо обходить квоты с помощью совместного продакшена, актеров-китайцев, продакт-плейсмента с иероглифами, восточных инвесторов и прокитайских сюжетов. Поднебесная уже спасла от провала «Варкрафт» и финальную «Обитель зла», разруганные на избалованном Западе. Китай с аппетитом поглощает каждых новых «Трансформеров», в то время как каждая часть этой франшизы у нас с охотой маркируется эталоном дурновкусия. Первый уикэнд «Геошторма» в ограниченном азиатском прокате предсказуемо показал хорошие результаты и имеет отличные шансы в ближайшее время возглавить мировой прокат.
Осуждать очередное «Послезавтра» за неоригинальность не имеет смысла, хотя смеяться над слабым — очень притягательное удовольствие. Ощущение, что всё вот-вот рухнет, и надежда, что всех спасет кто-нибудь умный и крутой, обитают в сердцах каждого поколения массового зрителя. Сюжет будет повторяться снова и снова, пока новая публика не исчезнет с сеансов. Рост китайского рынка, который в ближайшую пятилетку нацелился обогнать Голливуд, говорит о том, что новички в кинотеатры будут прибывать еще долго.