До католического Рождества ещё два месяца, но подготовка к нему на музыкальном фронте уже идёт вовсю. Однако нынешний ноябрь окажется богат и на альбомы тех артистов, о которых масса слушателей успела позабыть… Но эти новые работы точно заставят удивиться (в каком смысле – неважно) былых поклонников и вернут этих музыкантов под прожектора слушательского и публичного внимания.
3 ноября
Maroon 5 “Red Pill Blues”
(222 Records / Interscope)
Давно минули те времена, когда от молодёжного американского состава эксперты, а вслед за ними и широкая публика школьных лет ожидали блескучей смеси простецкого поп-рока и неосоула. Шестой полноразмерный альбом Maroon 5, если судить по его пилотным синглам “Help Me Out” и “What Lovers Do”, отодвигается на другой край поп-роковой вселенной даже относительно своего предшественника “V” (2014), хотя музыканты неоднократно обещали возвращеие к корням, то есть к аранжировкам и материалу в духе дебютного альбома “Songs About Jane” (2002). Но эти разговоры оказались разговорами в пользу нищих – новый материал группы звучит прилизанно, стерильно, да и с рок-музыкой не имеет уже почти ничего общего. Какие там «громкие гитары» и «мощные барабаны» – в погоне за длинным долларом, изымаемым из карманов соотечественников опять же школьного возраста, Maroon 5 теперь похожи на ещё более опосованный вариант Imaginary Dragons. Разрекламированное участие в записи “Red Pill Blues” не самых мощных звёзд хип-хопа и рэпа Джулии Майклз (Julia Michaels), A$AP Rocky и SZA оптимизма также не прибавляет… И, хотя обозреватели еженедельника Billboard оптимистично заявляют, что «невозможно знать, чего следует ожидать от Maroon 5», подобная позиция выглядит попыткой держать хорошую мину при плохой игре – и вообще, когда это наши герои претендовали на звание серьёзной рок-группы?
Moonspell “1755”
(Napalm Records)
Лидер главной хэви-группы Португалии, вокалист Фернандо Рибейро (Fernando Ribeiro) впервые обещал записать концептуальный альбом на родном языке чуть не полтора десятилетия назад – и наконец это обещание сбылось. “1755” повествует о крупнейшей в истории Европы природной катастрофе – Великом лиссабонском землетрясении 1 ноября 1755 года, ставшим по существу датой отсчета современной истории Португалии. И поэтому понятна гордость Фернандо за проделанную работу: «Это не просто очередной альбом Moonspell – это музыкальный и поэтический исторический документ, наша дань уважения истории Португалии и душевным силам и умениям наших предков, выдержавших такой удар стихии. Это одновременно и альбом-предупреждение о судьбах человечества, и о способности человечества выдерживать несправедливые удары божьей воли». Продюсером монументально звучащего десятитрекового альбома стал Тью Мадсен (Tue Madsen), сделавший себе имя работой с самыми нестандартными экстремальными европейскими коллективами от Dark Tranquility до Meshuggah. В записи выдающегося номера “In Tremor Dei” принял участие выдающийся певец Пауло Браганса (Paulo Bragança), исполнивший партию падшего ангела Фадо – важной фигуры все португальской культуры. Понятно, что Moonspell всегда были группой, мыслящей предельно масштабно, но всё же кажется, что “1755” станет главным альбомом в карьере состава и доказательством того, что перед нами не обыкновенный альбом рок-группы из Португалии, а часть национальной культуры этой страны.
10 ноября
The Corrs “Jupiter Calling”
(East West)
Второй альбом ирландского семейного квартета после возвращения к активной работе преследует вполне благие цели: не производство скороспелых хитов, а повторное утверждение The Corrs как важнейшего фолк-попового коллектива своей родины. Такая высота стремлений предопределила серьёзный подход к студийной работе: продюсером “Jupiter Calling” стал заслуженный американец Ти-Боун Бёрнет (Joseph Henry “T Bone” Burnett III), а его запись проходила частично на винтажном оборудовании в некогда знаменитой лондонской студии RAK Studios. Ти-Боун подопечным спуска не давал, и даже поначалу отказался записывать пьесу “Son Of Solomon”, в результате ставшую одним из пилотных синглов альбома. Однако сочетание безграничного опыта продюсера и чутья брата и сестер к правильной пропорции поп-музыки, фолка и World Music в своих сочинения даровали, возможно, самую непретенциозную работу The Corrs за всю карьеру состава в грамзаписи. В нашу эпоху сочиняемых едва ли не компьютерами бездушных хитов таким и должен быть альбом поп-звёзд из «почти фантастической», по словам Ти-Боуна, страны. Однако даже The Corrs не могут быть в наш век просто хорошими авторами и исполнителями, не подверженными влияниям коньюнктуры. Ведь новейшим синглом с альбома стала пьеса “SOS (Song Of Syria)”; если отвлечься от её текстового содержания и уже тысяч вопросов в интервью с музыкантами именно о ней – это очевидный для квартета фолк-поповый «тихий хит». Конечно, такой шумихи вокруг “Jupiter Calling”, как полтора десятилетия назад, ирландцам нечего ждать – но вряд ли былая сенсационность группы соответствует её современному, несколько интроспективному музыкальному материалу.
Evanescence “Synthesis”
(BMG)
В полном соответствии со своим названием и пропагандой декадентской эстетики для широких масс слушателей, сверхпопулярная американская группа Evanescence прекратила своё существование. Ведь только юный и упёртый фанат сего коллектива способен воспринять “Synthesis” как четвёртый альбом коллектива – на самом деле перед нами сольный альбом предводительницы группы, певицы и пианистки Эми Ли (Amy Lee), а его выпуск под именем Evanescence всего лишь понятный бизнес-ход, не более. Тем более, что из 16 треков якобы нового альбома 11 взято с предыдущих работ группы, а ещё три – фортепиано-оркестровые интерлюдии. Но “Synthesis” – это не только работа для получения сверхбыстрых денег, это еще и средство для всякой фанатки Эми почувствовать себя шибко умной: материал аранжирован для рояля, скромной электроники и оркестра под управлением выдающегося профессионала Дэвида Кэмпбелла (David Campbell). В турне Эми вновь поехала под именем группы Evanescence, но к альбому, повторимся, этот факт никакого отношения не имеет. Выпуск такого диковатого артефакта только подтверждает теорию о том, что в России из больших западных звёзд популярны лишь те, кто и дела в музыкальном бизнесе ведет эдак кооперативно: «хотите Evanescence – вот вам целая пригоршня групп с таким именем», и вообще, вокалист(ка) всегда прав(а)! Впрочем, у отечественного слушателя сейчас принципиально другие кумиры, и оттого “Synthesis” будет несказанно радовать лишь заокеанских субъектов с таким же оригинальным устройством разума.
Taylor Swift “reputation”
(Big Machine / Virgin)
В видеоклипе к пилотному синглу “Look What You Made Me Do” своего шестого студийного альбома главная условно молодая поп-певица Америки появляется из-под земли в гриме, заставляющем вспомнить общеизвестное видеотворение Майкла Джексона (Michael Jackson) “Thriller” (1982). Это символично – прямо на наших глазах Тэйлор Свифт трансформировалась из не сказать чтобы шибко оригинальной, но нескучной кантри-роковой артистки с упором на авторское начало в репертуаре в совершенно стандартную и непримечательную диву с репертуаром на грани совершенно невразумительной поп-музыки и раздражающего белого хип-хопа. Если её предыдущий альбом “1989” (2014) представлял собой весьма удачную стилизацию под понятно какую эпоху, то “reputation” (с маленькой буквы) – это именно альбом 2017 года, каких за океаном фабрикуется на пятачок пучок. Само собой, что смотреть видеоклипы Тэйлор теперь куда интереснее, чем слушать песни – впрочем, и обложка альбома намекает на нечто серьёзное, как бы не всеобщее помешательство вокруг феномена «фальшивых новостей», однако, насколько можно судить по предварительной информации, в песнях альбома ни о чём эдаком не говорится. То есть в меру оригинальная певица «с гитарой и песнями, понятными каждой американской девушке» выродилась в жерновах американского шоу-бизнеса в совсем непримечательную артистку: деньги делают деньги, а сама Тэйлор здесь как бы и вовсе не при деле. И уже совершенно невозможно поверить, что та же артистка всего-то семь лет назад записала блистательный альбом “Speak Now”. Воистину, теперь репутация у певицы – исключительно с маленькой буквы.
17 ноября
Morrissey “Low In High School”
(BMG)
Новый альбом вечного революционера английской сцены – это очередной повод для радостных прыжков до потолка той части меломанствующей советско-русской интеллигенции, кому из рок-музыки не угодили решительно все, от The Beatles до Yes. Их вновь не смутит ни тот факт, что Морисси связан контрактом с издателем-мэйджором BMG, ни изрядный и вполне хитовый поп-потенциал альбома, явственно слышимый в его первом же пилотном сингле “Spent The Day In Bed”. Понятно, что левацкие музыкальные издания вроде NME и Rolling Stone просто в восторге заходятся, сообщая, что «трек-лист “Low In High School” выгладит как секция комментариев в газете Daily Mail», но нормальному слушателю нужна музыка, а не слова песен. Но ведь и в плане музыки здесь всё замечательно – Морисси в очередной раз дарит нам иллюзию записи своей новейшей работы самое позднее в 1979 году. А безупречная продюсерская работа Джо Чиккарелли (Joe Chiccarelli), работавшего, помимо прочих, с покойным Фрэнком Заппой (Frank Zappa) и группами The White Stripes и The Raconteurs, обеспечивает прекрасную и ясную звуковую детализацию этих лаконичных поп-роковых ландшафтов, записанных в недешёвых студиях Парижа и Рима. То есть противоречие налицо – вечный протест и социальная активность сердитого певца нивелируется музыкальным материалом, и неудивительно, что артист жалуется на «контроль со стороны фирмы грамзаписи», хотя впереди у него – вполне себе высокодоходный американский тур со стадионными концертами. То есть у Морисси всё как обычно: высоколобым псевдомеломанам – тексты песен, а людям доброй воли – нормальная музыка.
Sia “Everyday Is Christmas”
(Monkey Puzzle / Atlantic Records)
Понятно, что Сиа – не самая простая хотя бы по собственной подаче в мире большого шоу-бизнеса поп-дива, а потому и рождественский альбом у нее должен получиться необычным. Так и есть: на “Everyday Is Christmas” вы не найдёте ни единого привычного рождественского стандарта – все десять номеров программы написаны певицей в союзе со знатным продюсером Грегом Кёрстином (Greg Kurstin), который помогал ей и в работе над материалом альбомов “1000 Forms Of Fear” (2014) и “This Is Acting” (2016). В принципе, новинку хочется назвать идеологическим продолжением “This Is Acting” – тот альбом состоял из песен, написанных артисткой для её знатных заказчиц, но так и не пошедших у них в дело. Здесь же – рождественские песни, которых вы ещё не слышали. По словам Грега, упор на альбоме сделан на баллады, в которых Сиа особенно сильна, однако в песенной программе имеется и «несколько быстрых пьес, получившихся из наших студийных джем-сейшнов». Грег также выразил восхищение той скоростью, с которой певица пишет песни, а также оригинальности придуманных ею к каждому номеру рождественских историй. Но это точка зрения эксперта, а внимание широкой публики пока приковано к традиционно двуцветному, но теперь красно-зелёному рождественскому оформлению обложки альбомы и причёски артистки. Очевидно, что хотя бы благодаря такому дизайну эта работа не затеряется среди иных рождественских альбомов, которые в этом году выпускают многие большие имена, от Гвен Стефани (Gwen Stefani) до рок-ветеранов Cheap Trick.
Tarja Turunen “From Spirits And Ghosts (Score For A Dark Christmas)”
(earMUISC / Edel)
Гораздо более удивительную концепцию рождественского альбома предлагает ошарашенному слушателю бывшая вокалистка группы Nightwish: судя по немалочисленным пресс-релизам, интервью Тарьи в массе даже непрофильных СМИ и просто по оформлению новой работы, нас ждёт встреча со сборником как раз общеизвестных рождественских стандартов, но в мрачных симфо-готических аранжировках. Сама артистка даёт понять, что новинка является не просто «альбомом для одиноких» и «для тех, кому на Рождество грустно», но и просто программным заявлением для нее самой. И не только в смысле подхода к рождественскому альбому с необычной стороны (сольным дебютом Тарьи в грамзаписи в 2006 году был совершенно традиционный как раз рождественский альбом “Henkäys Ikuisuudesta”), но и в смысле персональной психотерапии – мать Тарьи скончалась под Рождество 2003 года, и с тех пор для певицы этот праздник не столь светел, как раньше. Единственный же авторский номер на альбоме, пьеса “Together” повествует о том, что люди в любых обстоятельствах должны держаться вместе. Понятно, что серьёзный мэйнстримовый успех “From Spirits And Ghosts…” однозначно не грозит, но поклонники Тарьи получат в свое распоряжение еще один небанальный релиз, по поводу которог можно долго разводить разговоры на тему «что всё это значит» и коротать время до выхода в свет очередной регулярной рок-работы певицы.
24 ноября
Almanac “Kingslayer”
(Nuclear Blast)
Второй альбом группы гитариста Виктора Смольского (экс-Rage, Mind Odyssey и Inspector) – одна из самых долгожданных работ ноября для отечественного рок-поклонника. Что ж, за прошедшие 18 лет и первого приезда сюда с Rage Виктор стал настоящим героем наших музыкантов условно молодого поколения, да и дебют Almanac “Tsar” (2016) был встречен в России восторженно. Плюс за неделю до выхода “Kingslayer” группа будет играть концерты в Санкт-Петербурге и Москве, представляя на них новый материал. Судя по имеющейся в Интернете информации, “Kingslayer” в аранжировочном смысле не будет точным повторением “Tsar” – прежде всего, у Almanac сменилась ритм-секция – теперь её представляют барабанщик Заки Цаукас (Zacky Tsoukas – экс-Soul Doctor и Attack) и опытный студийный бас-гитарист Тим Рашид (Tim Raschid). Кроме того, альбом записывался с новым для группы продюсером Андреасом Герром (Andreas Herr) в студии Heyday Studios в Вуппертале, распологавшей большими возможностями и для аналоговой записи, и для цифровой обработки. В результате новый материал Almanac звучит несколько лаконичнее, и в нём ощутим дух группового творчества, да так оно и есть. Например, в написании текстов принимала участие вся вокальная команда состава – Жанетта Марчевка (Jeannette Marchewka – экс- Lingua Mortis Orchestra), Энди Би Франк (Andy B. Franck – Brainstorm) и Дэвид Ридман (David Readman – Pink Cream 69, экс-Voodoo Circle). Новинка вновь окажется концептуальным альбомом, развивающим тему единоличной власти и власти вообще на реальных исторических примерах XVII–XVIII веков. Но музыкальная стилистика осталась неизменной – это помпезный симфо-метал с ощутимой славянской мелодикой и ураганными виртуозными гитарными партиями. Действительно, есть чего ждать!
Noel Gallagher's High Flying Birds “Who Built The Moon?”
(Sour Mash)
К своему третьему альбому состав бывшего гитариста и главного сочинителя Oasis превратился в, собственно говоря, замаскированный Oasis – новыми музыкантами Noel Gallagher's High Flying Birds стали двое коллег Ноэля по его великой группе 90-х, а именно гитарист Джем Арчер (Gem Archer) и барабанщик Крис Шэррок (Chris Sharrock). С таким-то составом и в присутствие на студийной записи знатных гостей, а именно лидера The Jam Пол Уэллера (Paul Weller) и гитариста The Smiths Джонни Марра (Johnny Marr) “Who Built The Moon?” не то что рискует, а и обязательно станет как минимум внутрибританской рок-сенсацией осени этого года. Продюсер альбома Дэвид Холмс (David Holmes) уже высказался о новом альбоме в том духе, что он окажется «интересным, смелым и энергичным – и совершенно точно значимой работой для Ноэля и его парней». Что ж, если судить по видеоклипу к пьесе “Holy Mountain”, то из музыки состава окончательно ушло всё брит-поповое занудство, а за ориентир музыканты взяли по-хорошему разнузданный национальный поп-рок образца начала 70-х, какой в те времена не вылезал из британских чартов и телепрограммы “Top Of The Pops”. Впрочем, порадуется и Америка – у Noel Gallagher's High Flying Birds на зиму-весну уже распланировано серьёзное турне по США. У нас же с такой работой можно вполне ожидать воскрешения интереса к творческому наследию Oasis.