Так уж исторически сложилось, что полноценный концерт для многих отечественных слушателей – это концерт группы в стилистике хард-н-хэви. И часть концертного расписания Москвы и Санкт-Петербурга на наступающий месяц – лишнее тому доказательство.
Scorpions
Москва – 1 ноября, СК «Олимпийский»
Санкт-Петербург – 3 ноября, Ледовый дворец
В который уж раз за почти 20 лет главные тевтонские рок-герои едут в Россию – со счета сбиться можно! Однако статус Scorpions как прямо-таки народной и фактически второй по известности после Deep Purple группы у нас по-прежнему чрезвычайно высок, и отличную заполняемость в немалых концертных залах на протяжении всех семи концертов российской части тура очень легко предсказать. Нужно также понимать, что эти выступления вовсе не из серии «мы к вам заехали на чёс» – они являются частью европейского тура мирового турне “Crazy World Tour 2017”. Лишний повод восхититься хитами Scorpions их стадионного, то есть за последние 38 лет, периода и оценить игру отлично влившегося в группу барабанщика Микки Ди (Mikkey Dee – экс-Motörhead и King Diamond). Всем, кому жизнь без этих песен всеобщей молодости не мила – добро пожаловать!
Rhapsody
Москва – 2 ноября, "Red"
Нет, вы не ошиблись: действительно Rhapsody (точнее – Luca Turilli’s Rhapsody), а не Rhapsody Of Fire! Это именно состав гитариста Луки Турилли (Luca Turilli) и вокалиста Фабио Лионе (Fabio Lione) и, к сожалению, группа никогда не будет более выступать в таком составе. Её нынешнее турне анонсируется как прощальный тур в честь собственного 20-летия, и поэтому его нельзя пропускать ни в коем случае. В современную концертную программу Rhapsody целиком входит её второй альбом “Symphony Of Enchanted Lands” (1998), а также классические номера группы с прочих альбомов 1997–2002 годов, то есть времён цикла “The Emerald Sword Saga”. Такой выбор музыкантами материала неслучаен – именно ранние годы творчества Rhapsody справедливо считаются стержнем творчества группы и тем наследием, с которым эти итальянцы войдут в историю рок-музыки как основоположники симфонического симфо-метала или, по определению Луки Турилли, «голливудского металла». Такой концерт никак нельзя пропустить, благо это ещё и шанс увидеть в составе Rhapsody одного из лучших барабанщиков европйеской хэви-сцены Алекса Хольцварта (Alex Holzwarth).
Pyogenesis
Санкт-Петербург – 2 ноября, Zoccolo 2.0
Москва – 4 ноября, "Brooklyn"
Это, безусловно, концерты для рок-гурманов, поскольку немецкий состав Pyogenesis никогда не был простой группой ни в смысле музыки, ни в смысле концептов своих студийных работ. И даже не поклоннику группы будет наверняка интересно, как музыканты на сцене справляются с далеко не самыми простыми в музыкальном и исполнительском смысле номерами со своего последнего альбома “A Kingdom To Disappear” – второй части стим-панковой дилогии, посвященной на сей раз невымышленным событиям и персонажам XIX века. Профессионалу же будет интересно узнать, как же этот материал играется вживую. Благо, что эти концерты соберут поклонников всех ипостасей Pyogenesis, присутствующих на промотируемой группой работе – от пост-панка до оригинального экстрим-метала. Безусловно, это события из ряда тех, которые настоящему меломану пропускать нельзя, вне зависимости от его вкусов в области нелегкой да и вообще любой музыки.
Poets Of The Fall
Санкт-Петербург – 4 ноября, «Космонавт»
Москва – 5 ноября, Stadium Live
Финский формально альтернативно-роковый состав уже может, наверное, задумываться о втором гражданстве – в России эта группа, наследующая мэйнстримному готик-року британцев The Mission, пользуется прямо-таки невероятной популярностью. Почему шесть музыкантов банальной наружности и с не самым ярким репертуаром вызывают такой энтузиазм у русских барышень – то великая загадка есть. Но с фактами не поспоришь, и в своём очередном выступлении в Москве музыканты работают на серьёзной большой площадке. Формально нынешние выступления не привязаны ни к какому промо-туру, однако можно понадеяться, что на концертах прозвучит немало материал с последнего альбома Poets Of The Fall “Clearview”, на котором сочетание общеупотребительной мужественности и коммерческого рок-звучания прямо-таки достигло своего апогея. Всё идет к тому, что эти финны повторят в России счастливую коммерческую судьбу Nazareth.
Five Finger Death Punch
Москва – 9 ноября, Stadium Live
Санкт-Петербург – 12 ноября, A2 Green Concert
Как ни парадоксально, даже современный отечественный меломан не очень хорошо представляет себе музыкальную суть заокеанского хэви-мэйнстрима XXI века, ориентируясь больше на ортодоксальный трэш-метал «большой четвёрки» стиля. Что ж, пришло время бороться с заблуждениями, поскольку Five Finger Death Punch исполняет материал, как раз находящийся на пути между вечной молодёжной модой и мэйнстримом и хорошо заполняющий ту пустоту, что образовалась на хэви-сцене с распадом группы Pantera. Как ни назови творчество Five Finger Death Punch – трэш-метал, грув-метал или радикальная хэви-альтернатива, всё верно будет, но для музыкантов группы важным является не только мощный звук, но и вполне злободневное текстовое наполнение песен. А раз в этом смысле группа не отстаёт от иных героев хардкора, то в хорошей заполняемости залов на этих концертах можно не сомневаться – на них придут и личности идейные, для кого текстовый посыл первичен, и те, кому необходимо из первых рук получить представление о современном злобном «американском металле».
Kamelot
Санкт-Петербург – 8 ноября, «Аврора»
Москва – 9 ноября, "Red"
Бессменный лидер американских первопроходцев полусимфонического-полупрогресивного пауэр-метала, гитарист Томас Янгблад (Thomas Youngblood) не собирается скрывать, что новый студийный альбом Kamelot уже на подходе, смело вывешивая в Интернете его лозунг «Революция – это только начало» (“The Revolution Is Just Beginning”). Намёк понят – одна из пьес последнего альбома Kamelot, “Haven” (2015), носила название “Revolution”. О конкретном музыкальном содержании третьей работы группы с шведским вокалистом Томми Каревиком (Tommy Karevik, также Seventh Wonder) речь пока не идёт, но можно предполагать, что некоторые новые пьесы с него прозвучат на российских концертах группы. Ведь музыканты Kamelot никогда не скрывали своих симпатий к творческой модели былой эпохи, а именно свойственной для 70-х и начала 80-х стратегии проверки нового материала в ходе концертных выступлений. И, конечно же, всегда приятно видеть профессионалов за работой: Kamelot был и остался редким примером популярной в России группы из числа представителей «умной» пауэр-сцены. Сцены широкой и известной на уровне физических альбомов, чьи артисты крайне редко добираются до нас. Kamelot – счастливое исключение, и не упустите своё счастье.
Stone Sour
Москва – 10 ноября, Stadium Live
Если судить по числу новостей и публикаций в Интернете, посвященных первому составу вокалиста Slipknot Кори Тэйлора (Corey Taylor), то можно подумать, что Stone Sour – вторая важнейшая хэви-группа мира сразу после Metallica. А ведь так (хорошо, почти так) дело и обстоит – формально существующий с 1992 года состав отлично соединяет в своём творчестве жёсткий и в меру актуальный звук и запоминающуюся мелодику песен… вот прямо как современная Metallica! У нас, конечно, Stone Sour до сих пор проходит по разряду условно «молодых и модных» звёзд – но лишь потому, что отечественный меломан, тем более любитель нелёгкой музыки отличается удивительной инерционностью сознания относительно всего мира, куда большей, нежели даже в 80-е. Однако не будем забывать о том, где был записан первый официальный (пусть и только сетевой) концертник группы “Live In Moscow” (2007), а также о том, что обложку нового альбома Stone Sour с очень русским названием “Hydrograd” украшают надписи на нашем с вами родном языке. Даже сейчас, в 2017-м, музыканты не скрывают своих симпатий к России, и это дорогого стоит. Так что стоит ли нам скрывать свои симпатии к Stone Sour?
[AMATORY]
Москва – 11 ноября, "Red"
Питерский ню-металлический состав с самого начала был очень смелой для нашей сцены группой – презрев все и всякие клише, [AMATORY] с самого начала своей карьеры делали ставку на мощнейший по подаче по-хорошему модный материал, понятным образом вызывавший неприязнь у поклонников тяжёлой музыки старших поколения. Но вот уже и сама [AMATORY] попала в ранг ветеранов – ведь творческий путь длиной почти в 18 лет не всякому коллективу отпущен, а раз так – то время зрелости совпадает со временем перемен и экспериментов. Альбом «6» (2015) по существу сформулировал, как должна звучать модная нелёгкая музыка на русском языке, а затем группа перешла к общемировой стратегии выпуска студийного творчества в малых формах. Формально этот концерт – часть национального тура в поддержку сингла «Сейчас или никогда» (2017). И снова новация – с этого года поклонники сами определяют концертный трек-лист своих любимцев посредством интернет-голосования. Вот он, простой и понятный рецепт, как не растерять своих поклонников – очевидно, что такой подход группы к работе с публикой станет примером для других. А уж за заполненность залов желающими услышать свои любимые песни можно не беспокоиться.
DragonForce
Москва – 12 ноября, "Volta"
Санкт-Петербург – 11 ноября, «Зал ожидания»
Если вам кажется, что главная и важнейшая составляющая хэви-рока – это скорость, скорость и ещё раз скорость, то очередной визит в Россию интернационального состава из Великобритании – это сбывшаяся мечта вашей жизни. Хотя музыканты группы перед выходом в мае месяце своего последнего, седьмого по счёту студийного альбома “Reaching Into Infinity” нараздавали массу обещаний о том, что темп новых номеров будет значительно уменьшен в пользу большей музыкальности, этого – к сожалению или счастью – не случилось. Плюс, естественно, всякому будет хотеться узнать, как-то вписался в состав секстета новый барабанщик, итальянец Ги Анцалоне (Gee Anzalone), и с должным ли тщанием держит он ритм. Словом, не извольте сомневаться – на этих концертах вы услышите всё то же, что составляет ваше совершенно правильное представление о DragonForce: тот самый бешеный темп, напоминающий более всего о работе компьютера, залихватские сверхскоростные гитарные соло Сэма Тотмана (Sam Totman) и Германа Ли (Herman Li) и несколько наивный, очень по-британски звучащий вокал Марка Хадсона (Marc Hudson). Больше и желать нечего!
Sólstafir
Москва – 14 ноября, "Volta"
Санкт-Петербург – 15 ноября, «Зал ожидания»
Чем дальше на север, тем больше радикальности не только в брутальном хэви-метале, но и степени его быстрой или не очень эволюции в музыку совсем небрутальную, зато могущую рассказать, причём лучше на родном языке, о всех особенностях национального характера и суровой природы дальних стран. Полюбившиеся отечественному меломану исландцы Sólstafir поддерживают нынешним турне свой шестой полноразмерный альбом “Berdreyminn”, услышав который кто и удивится, а кто и вспомнит добрым словом про уже привычные уху «северные похождения Pink Floyd в бескрайней тундре». Возможно, что для должного восприятия современного творчества Sólstafir необходим приличный мороз, но дело не в мрачной идеологии творчества группы – эти откровения о трудности человеческой жизни весьма музыкальны и уносят слушателя именно на тот скандинавский север, где он никогда не был и, пожалуй, не будет. Поэтому не пожалейте времени на концерт исландцев: это действо расскажет о дальней удивительной стране больше, чем десятки часов видовых фильмов на YouTube.
Almanac
Санкт-Петербург – 17 ноября, Opera Concert Club
Москва – 18 ноября, "Volta"
Кого в России давно ждут – так это бывшего гитариста группы Rage, уроженца Минска Виктора Смольского. С момента концертного дебюта группы Виктора Almanac минуло два с половиной года, и это срок достаточный, чтобы повысить уровень любопытства у поклонников до чрезвычайного. Тем более, что симфонический хэви-метал в непростых аранжировках, исповедуемый составом, относится у нас к категории музыки достаточно популярной, но избегаемой промоутерами. Надо надеяться, что привоз Almanac станет той ласточкой, которая сделает весну в визитах к нам групп данного субстиля. Еще одна интрига – концерты состоятся аккурат за неделю до релиза, в том числе и в России, второго альбома Almanac “Kingslayer”, очередной работы Виктора и его коллег, повествующей о психологии монархической власти и власти вообще. Причем Виктор не скрывает, что на эти концертах прозвучит масса совершенно нового материала именно с этого альбома, а также – сюрприз! – немало классики Rage. Учитывая успех всех предыдущих выступлений Виктора в России ещё в составе Rage, можно смело понадеяться на приличную заполненность залов на концертах Almanac. Да и потом, неужели не интересно, как музыкант с просторов бывшего СССР развивает свою карьеру в сторону музыки более сложной, интересной и ориентированной на славянскую мелодику?
Die Apokalyptischen Reiter
Москва – 25 ноября, "Volta"
Санкт-Петербург – 26 ноября, Opera Concert Club
Главное свойство немецкоязычных хэви-составов – неумеренно шутить, причём как в музыке, так и в текстах. Пусть каждый понимает допустимую для себя долю шуток в подобной музыке до Rammstein включительно по-своему, но нельзя не заметить, что вполне заслуженный состав Die Apokalyptischen Reiter (то есть «Всадник Апокалипсиса») шутил всегда уместно. Сейчас, как выяснилось, «Всадники» вернулись с трёхлетних творческих каникул, и обрадовали нас альбомом “Der Rote Reiter”, на котором их материал дал изрядный крен в сторону мэйнстрима – или того, что на немецкой национально ориентированной хэви-сцене считается за мэйстрим. Да, радикальных элементов в материале группы стало поменьше, но греющая душу отечественному слушателю совершенно ненемецкая разухабистость никуда не делась. Коль скоро в программе этих концертов найдётся место пьесам за всю карьеру состава, можно не сомневаться о неизбежности угара и танцев вприпрыжку на данных культурно-развлекательных мероприятиях. И впрямь концерты для молодых душой и ногами – так сказать, пинание «Красного всадника». Или красного коня.
W.A.S.P.
Москва – 30 ноября, Stadium Live
W.A.S.P. – настоящие хэви-могикане для нашего поклонника подобной музыки независимо от возраста. Ведь всякий если не сам помнит, то слышал, что именно эта группа была одной из тех, с которыми столь яростно боролись большевики… И музыканты победили: их концерты не чудо и не новость для России, хотя завсегдатаи поругивают таковые за не всегда понятную краткость. Но сейчас всё будет очень серьёзно и ответственно: текущее турне американцов посвящено четвертьвековому юбилею концептуального и очень личного для лидера группы Блэки Лоулесса (Blackie Lawless) альбома “The Crimson Idol” (1992). Коль скоро эта работа считается верстовым столбом не только в истории W.A.S.P., но и всего хэви-рока 90-х, то можно ожидать включения большей части материала альбома в концертную программу этого концерта. Нам обещан и обязательный набор ранних хитов группы: ведь её поклонники знают, что настоящий W.A.S.P. – это ранний W.A.S.P.! То есть именно до 1992 года включительно.