Музыкальный вкус конкретного человека зависит от его черт характера. К такому выводу пришел исследователь Дэвид Гринберг, работающий в Кембридже и израильском Университете Бар-Илан.
Давно известно, что музыкальные предпочтения формируются в подростковом возрасте – именно в это время люди изучают себя, в том числе свою социальную идентичность. Такое заявление было обосновано в совместном исследовании Колорадского университета, Института Санта-Фе и Spotify от 2019 года. В 2020 году к похожему выводу пришли ученые Даремского и Лионского университетов: слушателям обычно нравится музыка, которую они любили с 10 до 30 лет, в особенности – песни, которые им приглянулись в 14 лет.
Обычно вкус определяют по музыкальным жанрам, но Дэвид Гринберг и его команда создали и опробовали другую систему. Она основана на трех параметрах: возбуждении, валентности и глубине. Ученый считает, что возбуждение связано с уровнем энергии и напряженности в музыке. Это хорошо видно на рок- и метал-примерах: например, песня Five Finger Death Punch «White Knuckles» вызывает сильное возбуждение.
Валентность – спектр эмоций, от отрицательных до положительных. По мнению Гринберга, высокая валентность присуща бодрым поп- и рок-песням, например «Razzle Dazzle» Билла Хейли.
Глубина показывает уровень сложности, эмоциональной и интеллектуальной. Например, хиты рэпера Pitbull отличаются низкой глубиной, а классика и джаз – высокой. Более того, большая глубина часто идет в паре с низкой валентностью, присущей печальной музыке. Грустное настроение песни как бы делает ее еще глубже.
Дэвид Гринберг пришел к выводу, что черты личности людей, их характеры напрямую коррелируют с их вкусами – и этому не мешают даже социокультурные различия. Так, экстраверты предпочитают оптимистичные современные треки, а открытые люди – сложную утонченную музыку.
Это не первое исследование Дэвида Гринберга на тему музыки. В 2021 году он выяснил, что слушатели предпочитают тех артистов, с которыми сами себя идентифицируют. А в 2015 году ученый провел другое наблюдение: он разделил слушателей на две группы – на эмпатизаторов, познающих мир через эмоции, и систематизаторов, которым больше нравятся правила и системы. Тогда Гринберг пришел к выводу, что люди из первой группы любят грустную музыку, а люди из второй, в особенности, IT-специалисты – более напряженную.
В июле ученые выяснили, что популярность старой музыки растет, в отличие от новой. А в декабре 2021-го исследователи сообщили, что песни Бейонсе идеально подходят для пробежек, в отличие от треков Дрейка.