Профессор Университета Иллинойса Шахрам Хешмат раскрыл природу музыкальных вкусов. По мнению ученого, на это влияет пять факторов.
Информация об исследовании Хешмата появилась в журнале Psychology Today. Профессор уточняет, что вкусы не высечены на камне и могут со временем меняться.
Первым фактором ученый называет черты характера. Музыкальные предпочтения тесно связаны с личностью конкретного человека. Так, экстраверты любят современную музыку, преимущественно оптимистичную и танцевальную. Поклонники джаза, классики, фолка и других «сложных» стилей ищут творческую и интеллектуальную стимуляцию или же просто открыты к новым впечатлениям. Приятные в общении люди предпочитают мягкую, спокойную, безмятежную музыку. Интересно, что к похожим выводам пришел Дэвид Гринберг, исследователь из Кембриджа.
Второй фактор тесно связан с первым – это утверждение собственной индивидуальности. Вкусы как бы «сообщают» окружающим о том, что из себя представляет человек. Любитель новаторской музыки заявляет о себе как о творческой, нестандартной личности. А интерес к классике или эклектике может быть указанием на социальный статус. Хешмат отмечает, что люди трепетно относятся к таким вещам, и изменение пристрастий может означать изменение идентичности.
Третий фактор – возраст. Давно установлено, что музыкальные вкусы формируются в подростковые годы и часто сохраняются на протяжении всей жизни. Несмотря на огромное влияние ностальгии, с возрастом предпочтения все же изменяются. Тинейджерам нравится более энергичная музыка, а людям среднего возраста – более изысканная и мягкая. К тому же с возрастом слух ухудшается, что негативно сказывается на восприятии тихих звуков и высоких частот. И, в отличие от подростков, зрелые люди плохо воспринимают громкую музыку.
Контекст тоже очень важен – это четвертый фактор. На свадьбах, похоронах и спортивных мероприятиях звучат совершенно разные песни. Во время автомобильной пробки многие слушают расслабляющую музыку, а во время еды – тихую и мягкую, помогающую поддерживать разговор. Время суток тоже немаловажно: вечером люди предпочитают релаксирующие треки, тогда как днем – бодрые.
Заключительный фактор – эффект знакомства, узнавания. Люди склонны отдавать предпочтение той музыке, которую они уже знают. Музыкальное образование и познания в этой области могут расширить вкусы благодаря дополнительной информации о произведениях. Это можно увидеть на примере знакомства с другими культурами.
Профессор Шахрам Хешмат отмечает, что, несмотря на субъективность вкусов, элемент объективности тоже есть. По его мнению, критерием объективности служит проверка временем – произведения, выдержавшие эту проверку, находятся на более высоком уровне по сравнению с остальными.
Недавно ученые Университета Бата в Великобритании выяснили, что игра на фортепиано улучшает когнитивные навыки во взрослом возрасте. А незадолго до этого музыкальный психотерапевт Бетани Кук раскрыла, почему грустные песни так популярны.