Наука наконец-то нашла ответ, почему меломаны экспрессивно ведут себя на концертах и вообще любят посещать «лайвы». Причина очень проста – живая музыка повышает активность в области мозга, отвечающей за обработку эмоций.
Исследование проводил швейцарский исследователь Саша Фрюхольц и его группа ученых из Цюрихского университета. В рамках эксперимента они написали 12 музыкальных произведений длительностью 30 секунд каждое. В половине треков передавались отрицательные эмоции, вроде печали и гнева, во второй половине – положительные эмоции. «Негативные» треки звучали более медленно и в них было больше минорных аккордов.
После создания «экспериментальных» произведений ученые набрали группу из 27 испытуемых без какого-либо музыкального образования. Каждый из 12 треков они прослушали дважды, в записи и живьем в исполнении профессионального пианиста. При этом участники исследования не знали, в какой конкретно момент им включили запись, а в какой – лайв. Мозг испытуемых сканировался посредством МРТ, и если пианист видел слабую реакцию слушателей, то мог изменить игру – например, увеличить громкость.
Фрюхольц заметил, что живые музыканты взаимодействуют со слушателями, чтобы получить наилучший отклик от аудитории – а про записанные песни такого не скажешь. Поэтому люди куда ярче реагируют на концерты, чем на студийные треки. Оказалось, что «живые» версии треков активизировали левую миндалину – эта область мозга связана с сенсорными стимулами и эмоциями. Причем это относится и к грустной, и к веселой музыке. И это еще исследователи не учли несколько других важных факторов. Во-первых, концерты – особое событие, тогда как записи звучат отовсюду. Во-вторых, там фанаты встречаются с единомышленниками: нередки случаи, когда люди находят любовь и друзей таким способом. В-третьих, на живых шоу музыка куда громче, чем в записи.
Осенью 2023-го швейцарские ученые сделали другое «музыкальное» открытие – выяснили, что хит Queen «We Will Rock You» способствует выбросу инсулина. Прошлым летом американские исследователи рассказали о сходстве птичьего и человеческого пения, а прошлой весной объяснили, какая музыка помогает рабочему процессу.