Как сообщает «Российская газета», глава Минкультуры Владимир Мединский предложил новый способ поддержки российского кинематографа. В рамках правительственного часа в Госдуме беседа Мединского и режиссера Владимира Бортко (представитель партии КПРФ) коснулась тем «недофинансирования» отечественных кинопроектов и «недобросовестной конкуренции» с Голливудом. В качестве одного из вариантов решения проблемы министр предложил «сделать билеты на американские фильмы ощутимо более дорогими, чем на отечественные».
В своем обращении Владимир Бортко отметил, что в 2016 году Минкультуры поддержало 156 отечественных проектов, но их посмотрели только 18% зрителей. Режиссер отметил, что в среднем на фильм государством выделяется только 35 млн рублей, то есть в среднем $225 тыс., что по сравнению с бюджетом типичного американского фильма в $12 млн очень мало.
Комментируя обращение Бортко, в котором прозвучала также идея квотирования западных лент, Мединский заявил, что российский кинематограф сейчас не может соревноваться в бюджетах с голливудским и что одним из выходов действительно может быть «ценовое регулирование»:
«Представьте себе, что американские автомобили будут продаваться в автосалонах наряду с отечественными, будут стоять рядом и стоить одинаковую сумму», - сказал Владимир Мединский, предложив участникам беседы самим додумать, что выберут покупатели.
При этом глава Минкульта не стал вдаваться в вопросы качества некоторых идей и сценариев, по которым снимаются (и затем проваливаются) отечественные фильмы, поддерживаемые государством, фактически сведя все к денежному вопросу.
Помимо прочего Владимир Мединский отметил, что ограничения для голливудских проектов нужны в том числе и по идеологическим причинам.
Отметим, вчера также стало известно, что Минкультуры, в соответствии с соглашением с Фондом кино, в 2017 году ужесточит правила распределения госсредств для игрового кино. Сейчас финансирование предусмотрено всего лишь для 40 игровых проектов, что почти в два раза меньше, чем в прошлом году. Как пишут «Известия», у ведомства появились четкие требования к тем проектам, которые могут рассчитывать на помощь – это экранизации классики, военно-исторические фильмы, фильмы о борьбе с преступностью, террором и экстремизмом, «фильмы об истории успеха, способные вдохновить» и «фильмы социально-нравственной проблематики».
Как сообщает «Российская газета», поддержка авторского кино, дебютного кино и авторской мультипликации останется на том же уровне, что и была – на это будет выделено от 25 до 60 млн рублей. Однако, как сказал Владимир Мединский, «не предполагается, что эти фильмы будут соревноваться с голливудскими блокбастерами в прокате, однако целый ряд фильмов, вышедших как авторское кино, стали лидерами проката».
«То, что мы держим с нашими фильмами долю в 20% в условиях дикой конкуренции - это только благодаря таланту кинорежисеров, актеров и мудрости нашего зрителя», - заявил Мединский.
Пока, впрочем, общий уровень господдержки не разглашается – Минкультуры обнародует конкретные цифры только после ряда питчингов. Отметим, в последние годы объем поддержки кинопроектов значительно уменьшился: в 2013 году Минкультуры выделило на эти цели более 3 млрд рублей, в 2014 году – 2,9 млрд, в 2015-м – 1,92, в 2016-м году («Год кино») – 1,97. При этом Фонд кино, который занимается поддержкой коммерческого кино, распределит между претендентами на господдержку в 2017 году 3 млрд рублей.
Любопытно, что в 2017 году выявленную проблему непонимания зрительского потенциала финансируемых фильмов, как отмечают «Известия», должен будет решать усовершенствованный экспертный совет, в состав которого войдут прокатчики (Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing, «Люксор» и т.д.), представители всех крупных киносетей («Каро», «Формула кино» и т.д.), отраслевого объединения кинотеатров НП «Киноальянс», столичного кинотеатра «Пионер», специализирующегося на фестивальном кино и крупного онлайн-кинотеатра TVzavr.