Фильм «2001 год: Космическая одиссея» культового режиссера Стэнли Кубрика оказался довольно-таки новаторским для своих 1960-х. Многие моменты таинственной ленты можно интерпретировать по-разному, однако тут появился отрывок из интервью с создателем фильма, в котором он уже сам объясняет, что означает финал «Космической одиссеи».
Интервью провел в 1980 году в формате телефонной беседы режиссер Ян’Ичи Яой, и на просторах YouTube появился отрывок из разговора, посвященный «Космической одиссее». Тут нужно понимать, что мы можем лишь слышать Кубрика (а голос уж очень похож), поэтому нет гарантии, что это именно он. По словам режиссера можно понять, что он не был уверен в том, что нужно на словах объяснять свои идеи:
«Я пытался избежать этого с тех пор, как фильм вышел. Когда просто озвучиваешь идеи, они кажутся глупыми, но, когда они уже реализованы, их можно прочувствовать. Однако я попробую».
Далее режиссер стал объяснять свою идею по поводу финала картины:
«Идея заключалась в том, что герой был взят богоподобными сущностями, существами из чистой энергии и интеллекта, не имеющими форму. Они поместили его в то, что, как я полагаю, вы могли бы назвать зоопарком с людьми, чтобы изучить его, и вся его жизнь проходит с того момента в этой комнате. И понятие времени для него исчезает. Все происходит будто в фильме».
По словам Кубрика, эти существа создают для помещения, где находится герой, дизайн в духе французской архитектуры. Правда, копия нарочно была сделана неточно. Так, режиссер вновь сделал аналогию с зоопарком, где люди пытаются создать для животных такую среду, которая будет хоть немного им напоминать их прежнее место обитания.
Читайте также: 15 любопытных фактов о Стэнли Кубрике
Режиссер также провел аналогию с мировой мифологией. Он отметил, что после того, как существа закончат свои наблюдения, герой превратится в сверхчеловека и отправится обратно на Землю:
«Мы можем только догадываться, что произойдет, когда он вернется. Это важный момент каждой мифологии, и это то, что мы и пытались показать».
Возможно, эти слова завершат многолетние споры по поводу этой таинственной и довольно символичной сцены.