На этой неделе в российский прокат вышла семейная драма «Чудо», основанная на одноименном детском романе Р. Дж. Паласио. Режиссеру Стивену Чбоски, известному по экранизации собственной книги «Хорошо быть тихоней», удалось адаптировать сюжет бестселлера для зрительской аудитории: фильм получился трогательным и честным, а его позитивный месседж — вполне оправданным.
Все, что происходит на экране, вращается вокруг десятилетнего Августа «Огги» Пуллмана (Джейкоб Тремблэ), родившегося с редким генетическим заболеванием, из-за которого у него сильно деформировано лицо. И его родители (Джулия Робертс и Оуэн Уилсон), и старшая сестра Виа (Изабела Видович) выстраивают свою жизнь в соответствии с настроением Огги, подчас забывая о личных желаниях и планах. А настроение главного героя оставляет желать лучшего: мальчику предстоит соприкоснуться с некомфортной школьной реальностью и справиться с реакцией на его внешний вид. В остальном Август прекрасно вписывается во внешний мир: он обожает космос и «Звездные войны» (воображаемый Чубакка и шлем космонавта, помогающие справиться с чужеродной средой, всегда при нем), обладает отличным чувством юмора и впечатляющими познаниями в естественных науках, а его любимый праздник — это Хэллоуин, потому что в течение целых суток ты можешь не быть собой.
Взаимодействие Огги с классом разворачивается по традиционному сценарию: кто-то, вроде дружелюбного, Джека Уилла решается сесть с ним за один стол, а кто-то называет его Фредди Крюгером и убирает с общего снимка в «Фотошопе». В общем, интеграция в новое сообщество обещает быть долгой и мучительной. Однако не стоит ожидать уничтожающего накала в духе советской картины «Чучело» — кинолента Чбоски выполнена в иных, более мягких тонах, за счет чего ее эффект можно назвать терапевтическим — и для «белых ворон», и для их родителей. К слову, множество работ с участием Джулии Робертс сняты именно в жанре жизнеутверждающей мелодрамы (например, «Ешь, молись, люби» или «Мачеха»), так что в этом фильме мы увидим ее в привычном амплуа сострадательной и чуткой героини.
«Чудо» — это история о болезненном принятии собственной тени, которая становится главным проводником к пониманию себя и окружающего пространства. Слабость, уязвимость, некое отличие от «нормы» — то, с чем разбирается каждый из героев картины, так что, несмотря на доминантную ситуацию с Огги, в центре повествования оказываются все поочередно. Виа пытается справиться с тем, что ее голос не различим в хаосе повседневности, ее подруга Миранда теряется в нагроможденных иллюзиях, а героиня Джулии Робертс с трудом вспоминает о своем истинном предназначении.
Примирение с «изъянами», сколь бы пугающими они ни были — сквозной мотив многих кинолент, будь то «Гарри Поттер», «Ке-ды» Сергея Соловьева или сериал «Очень странные дела», в котором теневая сторона главных персонажей и реальности гиперболизирована до предела. Во всех этих сюжетах происходит одна и та же метаморфоза: как только герой набирается смелости и являет себя миру со всеми своими несовершенствами, мир не остается в долгу и откликается эмпатией — в конце концов, у каждого из «отвергнутых» появляются единомышленники и друзья. Кроме того, здесь можно упомянуть и классическую формулу «зорко одно лишь сердце», применимую к разнообразным сказкам вроде «Аленького цветочка» Сергея Аксакова или «Карлика Носа» Вильгельма Гауфа.
«Чтобы увидеть какой-то предмет, нам нужен свет» — утверждает преподавательница на одном из уроков Августа. Пожалуй, этим предложением можно подвести итог случившейся с ним истории, потому как, чтобы по-настоящему разглядеть что угодно, нам нужно выбраться из темноты, искажающей реальность.