Для быстрого поиска начните вводить запрос

11 альбомов, погубивших своих создателей

Когда муки творчества разрушают группы и судьбы.
20 ноября 2017 0
Один против всех: Брайан Уилсон и The Beach Boys
Один против всех: Брайан Уилсон и The Beach Boys
Сергей Князев, Михаил Кузищев
автор

«Мертвые души» была та подвижническая келья, в которой он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», - писал приятель Николая Васильевича Гоголя, критик Павел Анненков. В музыке, увы, тоже есть свои «Мертвые души» - работы, своей грандиозностью или невыполнимостью погребающие авторов под собственным весом, и порой выходящие совсем не в том виде, как они изначально задумывались... или же не выходящие вообще. Soyuz.Ru вспоминает альбомы, ставшие роковыми для их создателей.

The Beach Boys “SMiLE”

(записывался в 1966-1967 годах, в первоначальном виде официально не выпущен)

В 1966 году «Пляжные мальчики» выпустили очень изысканный и неожиданно глубокий альбом “Pet Sounds”, ставший настощей вехой в творчестве группы и глубоко впечатливший даже самих The Beatles. Однако вскоре до калифорнийской команды донеслись слухи о том, что конкуренты из Ливерпуля засели в студии и очень скоро выдадут нечто такое, что удивит и оставит позади всех и вся. В ответ на это в октябре 1966 года лидер и главный сочинитель группы Брайан Уилсон заявил, что новый альбом должен стать ни много ни мало «молодежной симфонией, обращенной к Богу», которая настолько же будет превосходить “Pet Sounds”, насколько “Pet Sounds” превосходила предшествовавший ему “Summer Days”.

Читайте также: Брайан Уилсон: «Я просто не был создан для этих времён»

К тому же Уилсон отчаянно хотел избавить группу от имиджа мальчиков-серферов и, подобно битлам, добиться признания более «продвинутой» публики. По словам барабанщика Карла Уилсона, новая работа – песенная сюита, все номера которой связаны между собой – должна была стать прежде всего интеллектуальной и в то же время пронизанной ощущениями счастья и радости, свойственными эпохе: в круг чтения Брайана тогда входили трактаты по астрологии, «Книга Перемен», произведения Германа Гессе и Халиля Джебрана.

Брайан Уилсон командует в студии

Брайан Уилсон командует в студии

Начало новому альбому положил сингл "Good Vibrations", во время сочинения которого Уилсон использовал новый метод работы: вместо того, чтобы приходить в студию с готовой песней, он записывал на пленку последовательность нравящихся ему аккордов, делал себе копию записи и работал с ней дома, дописывая мелодию и слова. «У меня было множество незавершенных идей, фрагментов музыки, каждый из которых соответствовал тому или иному моему настроению, и я хотел соединить их, как кусочки мозаики», - пояснял он.

Ровно так же строилась и кропотливая работа над альбомом: Уилсон микшировал каждую из песен на основе различных частей множества дублей, сыгранных во время длительных сессий в разных студиях. Пытаясь добиться идеального соответствия аранжировки и исполнения с тем, что звучало у него в голове, Брайан постепенно оказывался в ловушке собственного перфекционизма, усугубленного наркотиками, которые, увы, также считались тогда признаком продвинутости.

Брайан Уилсон, эксцентричный гений группы The Beach Boys, 1967 год.

Брайан Уилсон, эксцентричный гений группы The Beach Boys, 1967 год.

К декабрю 1966 года Брайан закончил большую часть инструментальных треков, однако оказался наедине с десятками дублей, из которых сложно было выбрать лучший. Вскоре после этого проект покинул поэт Ван Дайк Паркс, и ситуация окончательно вышла из-под контроля: многие песни по-прежнему существовали в черновом, незавершенном варианте, а обязательства перед лейблом надо было выполнять. Под грузом ожиданий лейбла и активного недовольства остальных участников группы Брайан начал ломаться. Он уверовал в мистическую силу своих песен, а также в то, что приехавший из Лондона Пол Маккартни хочет украсть его идеи, а продюсер Фил Спектор ведет за ним слежку. «Идеальный альбом», существовавший на тот момент только в его больном воображении, постепенно начинал разрушаться.

Выход пластинки несколько раз откладывался, пока проект не был положен на полку, а более или менее готовые песни легли в основу нового альбома “Smiley Smile”, который доведенные до отчаяния участники The Beach Boys записали за полтора месяца в домашней студии Брайана. Спешка, разумеется, не пошла записи на пользу: “Smiley Smile” стал самым плохо продаваемым альбомом группы. Окончательный провал проекта, в который Брайан вложил столько сил, вызвал у него серьёзное потрясение. Он постепенно начал уходить в тень, замыкаться в себе, и вскоре фактически превратился в глубоко больного человека, который с трудом мог взаимодействовать с окружающим миром и даже пытался покончить жизнь самоубийством.

К счастью, в 90-е годы Брайан нашел в себе силы совершить полноценное возвращение в музыку, а вскоре вернулся и к своему незавершенному opus magnum – сначала в свет вышла его «сольная» версия альбома, а затем и архивные плёнки “The Smile Sessions”. История самого великого неизданного альбома 60-х годов – это история с хорошим концом. Чего, увы, нельзя сказать о некоторых других историях из нашей подборки.

Love “Forever Changes”

(1967)

Третий альбом Love стал их самой знаменитой, самой признанной, но и самой тяжело давшейся записью: ко времени первой сессии познавшие ранний успех музыканты либо пили, либо сидели на наркотиках. Чтобы подстегнуть их, работавшие над альбомом звукоинженеры Пол Ротшильд и Брюс Ботник пригласили лучших студийных музыкантов. Это возымело эффект: «Музыканты Love сидели в студии и слушали, как кто-то другой записывает их песни “Andmoreagain” и “Daily Planet”, и это зажгло их. Они плакали, поняв, что им надо собраться с силами и записать альбом самим», - говорил Брюс Ботник.

Артур Ли и группа Love

Артур Ли и группа Love

Соратники лидера группы Артура Ли таки пришли в себя, но проблемы на этом не закончились: группу раздирали творческие противоречия и личные амбиции. Стала возникать старая проблема, «кто громче». «Мне нравилось, как я пою “Alone Again Or”, мой голос сильней, чем у Артура, но на сведении Артур сделал так, что слышен только его вокал, он даже не соответствует мелодии», - говорил автор песни и гитарист Брайан МакЛин. Сам же Ли долгое время находился в настолько измененном состоянии сознания, что даже не узнал собственный голос, прослушав альбом спустя полгода. В итоге компания не решилась отправлять группу на гастроли для раскрутки: альбом, получивший прекрасную прессу и полный замечательных мелодий, занял в чартах США 152-е место. А классический состав группы тем временем просто распался.

Конечно же, время, как всегда, расставило все по своим местам: альбом, записанный разваливающейся на части группой, ныне признан одной из лучших рок-записей 60-х, и стал вехой в развитии психоделической музыки. Однако его главному автору и идеологу Артуру Ли повезло меньше – хотя он и сумел не погибнуть от вредных привычек и творческого напряжения (как Дженис Джоплин и Джими Хендрикс) и не сойти с ума (как Сид Барретт и Брайан Уилсон), но так и не смог создать ничего столь же значимого, и исчез из мира «большой музыки», таким образом сделав альбом “Forever Changes” памятником прежнему себе и своему таланту.

Blind Faith – “Blind Faith

(1969)

Группа Blind Faith и ее одноименный альбом появились на свет после того, как гитарист и певец Эрик Клэптон ушел из Cream, устав от внутренних разборок, интенсивного гастрольного графика и чрезвычайно пристального внимания критиков и слушателей. Другой основатель проекта, лидер Traffic Стив Уинвуд просто решил заняться музыкальными экспериментами, не отвлекаясь на вопросы лидерства. Именно Уинвуд настоял на том, чтобы пригласить к сотрудничеству барабанщика Cream Джинджера Бейкера, и в феврале-марте 1969 года новоиспеченный проект, к которому присоединился бас-гитарист группы Family Рик Греч, начал записываться в лондонской студии “Morgan” под руководством продюсера Джимми Миллера.

Blind Faith

Blind Faith

Это было удивительные время: настоящими властителями умов в музыке считались музыканты-виртуозы, и новая группа, собранная из музыкантов такого калибра, вызвала настоящую сенсацию. Поначалу Клэптон пытался заявлять, что речь идет о его сольном альбоме с участием приглашенных звезд, но пресса и компании грамзаписи принялись давить на музыкантов в надежде обрести новую курицу, несущую золотые яйца. Группа, еще не впечатавшая в винил ни единой ноты, уже превозносилась как новое вселенское событие в музыке. По мнению музыкантов, это была настоящая «слепая вера» - и именно она дала название группе. Спрос на Blind Faith, группу, которую еще никто не слышал, был настолько велик, что музыкантов вытащили на гастроли прямо из студии – даже не дав завершить работу над альбомом, которая и так велась в большой спешке.

Уже под конец записи альбома было организовано два тура — по Северной Европе и Америке, а первый концерт состоялся 7 июня 1969 года в лондонском Гайд-парке. Несмотря на восторги прессы, Клэптон позднее раскритиковал это выступление, жалуясь на несыгранность группы и неважную собственную игру.

Сам Уинвуд описал тур как «вульгарный, безвкусный и отвратительный», и не помогло даже то, что завершенный (насколько это было возможно в условиях аврала) альбом вскоре стал золотым и занял первые места в чартах Британии и США. В условиях продолжающегося давления у группы не оставалось времени на сочинение новых песен и развитие, и итог оказался закономерен: после завершения тура по Штатам Blind Faith попросту развалились, став жертвой масс-медиа, которые сначала сами создали их, а затем, в рекордно короткие сроки, разрушили до основания.

The Beatles – “Let It Be

(1970)

«Несмотря на весь свой успех, «Битлз» всегда были просто хорошей концертной группой. Не больше, но и не меньше. Мы забывали про все свои МВЕ, альбомы и тому подобное, мы просто становились хорошей группой. Я надеялся, что после выступления вживую мы все поймем, что нам нечего делить. Мы можем просто продолжать играть, и все разрешится само собой», - говорил Пол об идее проекта “Get Back”, призванного показать работу группы как в студии, так и на сцене после долгого перерыва.

«Они хотели собрать песен на целый альбом, отрепетировать его, а потом исполнить вживую перед большой аудиторией. Живой альбом новых песен, - вспоминал Джордж Мартин. - Но между ними постоянно вспыхивали ссоры, им недоставало организованности. В сущности, в то время они стали неуправляемыми. Они цепляли друг друга и часто ссорились между собой».

Движение к более естественному звучанию после студийных экспериментов “Sgt. Pepper” обозначилось еще на «Белом альбоме» - но, увы, не только оно. Пол, мало-помалу ставший в группе лидером, проявлял склонности диктатора, а относительно скромные инструментальные возможности остальных битлов пробуждали в нем перфекциониста. «В то время мы перессорились, потому что пробыли вместе уже слишком долго, и наши отношения дали трещину», - признавал он в интервью для фильма “The Beatles Anthology”. Работа началась в Туикенемской студии и не задалась с самого начала.

Не самая рабочая обстановка: The Beatles в студии Туикенем

Не самая рабочая обстановка: The Beatles в студии Туикенем

«В январе в Туикенеме было очень холодно, это было не самое удачное место для записи альбома, - вспоминал друг битлов Нил Эспинолл. - Происходящее выглядело не то съемками фильма, не то записью пластинки. И в этом было что-то неправильное». «Нам всегда не давали возможности побыть одним, а теперь начали снимать даже наши репетиции», - жаловался Джордж, поневоле сравнивая напряженность сессий с недавним общением с Бобом Диланом и The Band в Вудстоке. А Джон назвал все это «самой печальной сессией грамзаписи в мире».

«Мы начали записывать песню, а она не получалась, и мы записывали ее еще раз, и еще… и так дошли до девятнадцатого дубля: «Джон, бас звучит не так удачно, как в семнадцатом дубле, но вокал отличный, так что попробуем еще раз». Дубль сорок три: «Неплохо, но…» Так можно было продолжать до бесконечности, потому что предела совершенству нет, но такая работа утомляет», - вспоминал Джордж Мартин.

Вскоре битлы сдались: они перебрались в более комфортную и уютную студию Apple на Сэвил-роу, где при помощи дружелюбного клавишника Билли Престона довели студийную работу до конца, а вскоре увенчали свои труды знаменитым концертом на крыше здания Аpple, который также был зафиксирован на плёнку.

Предварительный этап был закончен, однако радости не было: у Леннона и Харрисона возникало всё более отчётливое ощущение, что существование в группе превращается в тяжкую, обременительную и утомительную работу – и с этой работы пора уходить.

Неудивительно, что собирать альбом из километров плёнок проекта “Get Back” никому из битлов также не хотелось, и запись сначала была вручена инженеру и продюсеру Глину Джонсу (который честно пытался сделать из “Get Back” живой и правдивый альбом), а затем попала к Филу Спектору, в руках которого окончательно утратила все признаки «живости» и «честности». Впрочем, это было лучше, чем ничего, а такие песни, как “Let It Be”, “Get Back”, “The Long And Winding Road”, “Two Of Us”, “Across The Universe” и “For You Blue” определенно не заслуживали погребения в архивах.

The Beatles дают концерт на крыше. 30 января 1969 года.

The Beatles дают концерт на крыше. 30 января 1969 года.

«Ему дали скверно записанные пленки, вызывающие только отрицательные эмоции, и он сделал из них нечто», - говорил о работе Спектора Джон, резко расходясь с Полом, которому не понравились добавленные Филом партии арфы и женские голоса в “The Long And Winding Road”. Именно разногласия по поводу “Let It Be” стали перышком, сломавшим спину верблюда: раздосадованный Пол выпустил в апреле 1970 года первый сольник с приложенным к нему автоинтервью, последние слова которого гласили: «Группа The Beatles распалась». Вскоре последовали судебные иски, официальный «развод», примирения и воссоединения, но история самой знаменитой группы минувшего века закончилась навсегда.

Harry Nilsson “Pussy Cats”

(1974)

Слегка подзабытого сегодня Гарри Нилсона можно отнести к самым талантливым сочинителям своего времени. Его большими поклонниками были сами The Beatles, которые не стеснялись во всеуслышание заявлять о своих восторгах. Неудивительно поэтому, что Джон Леннон был очень рад помочь Гарри с его новым альбомом, выступив продюсером пластинки, и будучи начинающим продюсером, подходил к работе с трепетом и волнением. Нужно ли говорить о том, с каким волнением к работе с Ленноном сам Нилсон? Стоит также отметить, что этот альбом создавался в атмосфере так называемого «потерянного периода», который экс-битл проводил в Лос-Анджелесе, «отдыхая» от своей супруги Йоко Оно во всевозможных питейных заведениях. Поэтому волнение и напряжение оба участника творческого процесса снимали очень древним и не очень здоровым образом. Надо отдать должное Джону, в этот довольно мутный жизненный момент он сумел найти в себе силы организатора и пригласил к участию весьма солидных музыкантов: Ринго Старра, Кита Муна, Джима Келтнера и Клауса Вурмана, а также саксофониста Бобби Киза и гитариста Джесси Эда Дэвиса, в ту пору также игравших на записях Джона.

Два сапога: Джон Леннон и Гарри Нилсон

Два сапога: Джон Леннон и Гарри Нилсон

«Джон и Гарри собрали всех этих ребят, чтобы они играли на записи альбома Гарри. Идея принадлежала Джону, но он не хотел брать на себя ответственность и рассчитывал на то, что Гарри все организует сам. А Гарри был слишком занят тем, что гробил собственный голос», - вспоминает тогдашняя подруга Нилсона Лил. К сожалению, Нилсон в ту пору страдал от ларингита, но даже не думал ни отказаться от пьянок, ни поберечь голос – один из самых чистых и красивых в популярной музыке того времени. Уже во время записи Гарри повредил связки и пел «через не могу», в конце концов почти полностью утратив возможность петь. Получившаяся у них работа вызывает двойственные ощущения: полностью разрушенный голос Гарри и довольно депрессивное настроение альбома передают очень цельное и душераздирающее ощущение человека, оказавшегося на самом дне жизни. Трагично красивые номера сочетаются с истерическими рок-н-роллами, создавая весьма достоверную историю падения и на удивление величественный альбом. Который, однако, можно назвать последним всплеском некогда грандиозного таланта.

Увы, загулы же не прошли для него даром для Гарри Нилсона - впоследствии его голос вернулся, но был уже явно не тот, да и о коммерческом успехе, подобном его самой хитовой пластинке “Nilsson Schmilsson”, речи больше никогда не шло.

Badfinger – “Head First”

(записан в 1974 году, выпущен в 2000-м)

Как нам уже вполне ясно, дружба с битлами – далеко не всегда залог мгновенного успеха и жизненного счастья. История группы Badfinger – протеже The Beatles и их коллег по лейблу Apple – одна их самых трагических в рок-музыке. А запись так и не вышедшего в своё время альбома “Head First” можно назвать одним из самых печальных моментов этой драмы. Увы, к этому моменту группа шла уже долгое время. Причиной злоключений британской группы был их менеджер Стэн Полли, который путём многочисленных обманов и манипуляций выкачивал из группы всё новые альбомы для пополнения своих личных банковских счетов.

Badfinger

Badfinger

Альбом, о котором идёт речь, создавался в спешке и при обстоятельствах, которые нельзя назвать иначе как катастрофой. Записав один из самых ярких своих альбомов “Wish You Were Here”, группа собралась в очередной тур, после которого ее собирался покинуть уставший от напряжения лидер Пит Хэм, однако в ходе тура Полли заявил, что группа должна как можно скорее записать очередную пластинку. В итоге вместо Хэма из группы ушел гитарист Джоуи Молланд, а от работы над диском отказался давний продюсер группы Крис Томас, резонно заявивший, что ребятам стоило бы прежде всего прийти в себя после отгремевшего тура и только что выпущенной пластинки. В ответ менеджмент группы сменил продюсера, и музыкантам оставалось только засесть в студию, записав за две недели десять композиций для новой пластинки.

Но и это был еще не конец: во время записи альбома выяснилось, что со счета Badfinger неизвестно куда делись сто тысяч долларов аванса, и “Warner Brothers Records” подала в суд на группу и ее менеджера Стэна Полли за нарушение контракта. Продажи “Wish You Were Here”, альбома на который группа возлагала большие надежды, были приостановлены, и музыкантам перестали поступать все зарплатные чеки и авторские отчисления. Музыканты группы фактически обанкротились, а Полли, который ловко положил те самые сто тысяч себе в карман, наседал на группу, требуя завершения работы над новым “Head First”. Финал был трагичен даже для ко всему привыкшего рок-мира - лидер группы Пит Хэм покончил с собой всего через четыре месяца после окончания записи, которую от него так настойчиво требовали. В этих условиях Badfinger просто не имели ни возможности, ни желания продолжать дальше и распались. В 1979 году оставшиеся музыканты собрались снова и записали еще два альбома. Однако отсутствие успеха и личные тяготы привели к тому, что Том Эванс, еще один участник группы, свёл счёты с жизнью в 1983 году. Многострадальный “Head First” был, наконец, выпущен на CD в 2000 году вместе с демо-записями и ауттейками, заставив жалеть о так и не реализованном до конца потенциале талантливой группы.

Eagles – “The Long Run

(1979)

Наверно, нет на свете такого музыканта, который не хотел бы однажды записать Великий Альбом, полный отличных мелодий, заводных грувов и прекрасных текстов, такой, после которого уже никому и ничего не нужно доказывать. И лишь немногие знают, что альбом-бестселлер - верный способ сломать себе шею, пытаясь достигнуть или превзойти однажды взятую высоту. Именно так произошло с группой Eagles, которые выпустили самый знаменитый свой диск “Hotel California”, но вынуждены были вернуться в студию после изнурительного турне и задуматься, есть ли жизнь за пределами «Отеля “Калифорния”».

«К началу записи альбома мы полностью выдохлись - были измотаны и физически, и эмоционально, и духовно, и творчески. В баках больше не было топлива, и нам следовало бы взять отпуск на год, но Машина требовала жертв, ибо на кону были большие деньги, - вспоминал в интервью барабанщик и вокалист Дон Хенли - А в музыке между тем был бум диско и начинался панк, так что кое-кто уже начинал говорить о нас в прошедшем времени».

The Eagles незадолго до распада

The Eagles незадолго до распада

Первоначально альбом должен был стать двойным, но группа была настолько вымотана, что сократила его до одной пластинки и прибегла «к маленькой помощи друзей» - давнего приятеля Джея Ди Саутера и находившегося на пике популярности рутс-рокера Боба Сигера. Запись проходила с марта 1978 по сентябрь 1979 года – полтора года на запись всего лишь десяти песен.

«Мы стали настоящими параноиками, - говорил Джо Уолш. - Нас то и дело спрашивали «Что дальше?», а мы просто не знали, что ответить. Мы начали записываться в Майами, но никто из нас не понимал, что происходит. Мы потеряли перспективу и просто сидели в студии… месяцами». Уход бас-гитариста Рэнди Мейснера также не добавлял оптимизма, хотя новый музыкант Тимоти Шмидт прекрасно влился в коллектив, а написанная им песня "I Can't Tell You Why" стала одним из трех главных хитов диска.

Новый альбом вскоре поднялся до первого места в хит-парадах и выиграл «Грэмми», но к концу тура в его поддержку стало ясно, что группа устала сама от себя. На концерте в Лонг-Бич в июле 1980 года музыканты просто переругались между собой, и Гленн Фрей ушел из группы, хлопнув дверью – при записи наложений для концертного альбома “Eagles Live” он отказался даже встречаться с бывшими друзьями и записывал свои партии в Лос-Анджелесе, тогда как остальные работали над записью в Майами. И он, и Хенли так устали быть «орлами», что не согласились работать над новыми студийными номерами для концертного альбома, хоть им и предложили за них два миллиона долларов. Чтобы свести их вновь, потребовалось более десяти лет - но это уже совсем другая история.

ABBA – “The Visitors

(1981)

1981 год стал для ABBA временем проверки на прочность: вслед за разводом Бьорна и Агнеты в первые дни 1981 года о расставании объявила и вторая пара квартета, Бенни и Фрида. И если развод первой пары парадоксальным образом породил один из лучших альбомов группы (“Super Trouper”, украшенный одной из лучших песен о расставании “Winner Takes It All”), то новому диску суждено было стать для шведской четверки последним. Бенни позже вспоминал работу над “The Visitors” как «тяжелую борьбу», а Бьорн признавал, что в студии иногда веяло холодом. «После разводов было труднее сказать: «Пожалуйста, повтори это еще раз» - и все чаще можно было услышать в ответ: «Нет, не хочу!».

«Когда вы проходите через развод, как это случилось со всеми нами, это привносит в работу определенное настроение, - размышляет Фрида спустя много лет. - Из наших песен ушла радость, которая раньше всегда слышалась в них, даже в не очень веселых. Работа в студии превратилась в рутину, в ней уже не находилось места вдохновению. Мы все больше отдалялись друг от друга, каждый строил собственные планы, и между нами уже не было прежнего единства».

Поп-музыка? ABBA холодной осенью 1981 года.

Поп-музыка? ABBA холодной осенью 1981 года.

Все это чувствовалось и в песнях – “The Visitors” получился не похожим на предыдущие поп-работы коллектива. Во-первых, Бьорн неожиданно заявил, что новые тексты получились слишком личными, чтобы петь их на два голоса, и это не очень-то понравилось Бенни. «Когда Фрида и Агнета перестали петь вместе, нашим песням стало чего-то недоставать», - заявлял впоследствии он. Но были еще и сами песни – неожиданно серьёзные и временами даже отчаянные. И по сей день “The Visitors” разделяет слушателей: одни считают его скучным и безрадостным альбомом, страдающим от недостатка вдохновения; другие – неожиданно зрелой и эмоциональной работой, поднявшей группу на совершенно новый уровень и позволивший им превратить свои жизни в подлинную музыкальную драму. Но в обоих случаях стоит задаться вопросом: «Можно ли продолжать дальше в этом духе?», и вряд ли этот ответ будет положительным. Спустя еще несколько месяцев ABBA запишут свою «лебединую песню», невыносимо печальную “The Day Before You Came” и навсегда покинут сцену.

«ABBA как группа начала свой путь очень естественно. Но он и закончился тоже естественно, потому что мы всегда говорили, что будем работать вместе до тех пор, пока это весело и забавно, а когда это веселье закончится, нам нужно будет остановиться. И именно это мы и сделали. Мы очень хорошо провели время, и гордимся тем, чего мы достигли, но у всего есть свой предел», - говорит Агнета, подводя итог жизни, вероятно, лучшей из когда-либо существовавших поп-групп.

The Clash – “Cut The Crap

(1985)

К сожалению, далеко не всегда музыканты умеют собрать себя в кучу ради одного последнего раза и превратить свои личные тяготы в выдающуюся пластинку. В этом плане финал дискографии знаменитой британской панк-группы The Clash оказался куда более неприглядным и неуклюжим, чем живописный творческий закат шведов из ABBA.

Несчастья стали преследовать The Clash вскоре после записи диска “Combat Rock” и американского турне: после небольшого отдыха в 1983 году группа собралась на репетиции, в ходе которых выяснилось, что гитарист Мик Джонс настаивает на активном использовании синтезатора, которым он недавно увлекся. В противоположность текстовику, фронтмену и главному идеологу группы Джо Страммеру, Джонса всегда можно было назвать «музыкальным лидером» группы. Увы, к тому моменту Джонс начал опаздывать на репетиции или же попросту «динамить» их, и его отношения со Страммером значительно ухудшились. Как вспоминает ударник Пит Ховард, дошло до того, что Джо Страммер просто подсовывал написанные им тексты Мику под дверь, а итог во всеуслышание называл кучей дерьма. В конце концов Страммер и басист Пол Саймонон просто уволили Мика, взяв на его место сразу двух гитаристов - Ника Шеппарда и Грега Уайта. Последнему, кстати, пришлось сменить сценическое имя на Винса, так как Саймонон заявил, что не желает играть в одной группе с человеком по имени Грег.

Кто эти люди? Пол Симонон (слева) и Джо Страммер (в центре) в окружении новобранцев.

Кто эти люди? Пол Симонон (слева) и Джо Страммер (в центре) в окружении новобранцев.

Дальше было только хуже: в начале 1985 года звукозаписывающая компания заявила, что ожидает от группы новый альбом, запись которого решено было провести в Мюнхене. При этом в написании новых песен и аранжировок неожиданно принял участие менеджер Берни Родс, который никогда не был в ладах с музыкой, однако очень хотел ею заниматься. Он настоял на том, чтобы группа звучала более современно: в итоге роль барабанов на записи стали выполнять драм-машины, а ударник Пит Ховард почти не принимал во всем этом участия.

8 ноября 1985 года альбом появился на прилавках магазинов, занял 16-е место в британском хит-параде и подвергся разгромной критике в прессе: стремление к современному звучанию привело к тому, что пластинка оказалась перегружена драм-машинами и синтезаторными эффектами. Неудивительно, что впоследствии песни с этого альбома долго не включались в компиляции, а работа над ним даже не упоминалась в документальных фильмах о группе. The Clash навсегда прекратили существование в 1986 году, а “Cut The Crap” стал их «лебединой песней» - увы, весьма сомнительного качества.

«Это была полностью моя ошибка. Я позволил Берни взять на себя слишком много, — признает Страммер, — Я думаю, Берни хотел быть Миком Джонсом. Мы были музыкантами, которые никогда не думали стать менеджерами. И когда менеджер решил быть музыкантом, мы были к этому не готовы». Впоследствии Джо все-таки примирился с Миком, однако надежд на возвращение Джонса в группу больше не было, и это стало для нее приговором: «У Мика гораздо больше оснований для гордости, если оглянуться на то, как все закончилось. Мне придется есть горькие ягоды. Я заслужил это».

Алиса – «Энергия»

(1985)

«Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет». Эти слова из послания апостола Павла можно было бы с полным правом применить к ранней истории группы «Алиса», которая появилась в апреле 1983 года после распада группы «Хрустальный Шар», лидером и бас-гитаристом которой был Святослав Задерий. Вскоре после этого клавишник Павел Кондратенко свел Задерия с гитаристом группы «Демокритов колодец» Андреем Шаталиным, после чего «Колодец» перестал существовать, а певцом группы сперва стал Петр Самойлов, а затем Борис Борисов. А после них место у микрофона занял Константин Кинчев, с которым Задерий познакомился на записи альбома «Нервная Ночь».

После выступления на третьем фестивале Ленинградского рок-клуба в марте 1985 года стало понятно, что настоящая история группы только начинается, однако с этого же момента начались и трения между Кинчевым и Задерием. Когда группа получила приглашение на запись от Андрея Тропилло, стало понятно, что басист из Задерия не слишком хороший, и часть его партий исполнил вернувшийся в группу Петр Самойлов, заменивший еще и Андрея Шаталина, который, окончив вуз, уехал в другой город по распределению. Но это было еще не все.

«Когда мы стали записывать «Энергию», на пленке начал получаться тухляк, - вспоминал Тропилло. - Совершенно тухлая болванка, совершенно вялый саунд. Энергией там не пахло и в помине. И тогда я сказал Кинчеву: «Давай попробуем разыгрывать сценки и наносить сверху инструментальных партий и вокала второй звуковой слой». Декламация Булгакова, Гоголя, Бодлера и Николая Островского оказалась весьма оригинальным решением, а Сергей Курехин, будущий саксофонист «ДДТ» Михаил Чернов и «аквариумисты» Всеволод Гаккель и Александр Куссуль успешно замаскировали тот факт, что от группы на альбоме остались только Кинчев, Самойлов и ударник Михаил Нефедов: Задерий и клавишник Кондратенко ушли из группы прямо посреди сессий. А Андрей Тропилло стал фактически «пятым битлом», хоть с этим и были согласны далеко не все.

«Альбом сводился без меня, и половина того, что там планировалось в аранжировках, загублено, - вспоминал Святослав Задерий. - Я считаю, что Тропилло погубил главный хит - песню «Энергия». Он убрал оттуда то, что мы записали, и вставил то, что помнил из школьной программы. В итоге получилось тридцать процентов от того, что могло получиться». Не в восторге от конечного продукта остался и Кинчев, признав, что они с Тропилло «чрезмерно увлеклись экспериментами в аранжировках, наложениями голоса на голос, дабл-треками». Как бы там ни было, такие песни, как «Меломан», «Мы вместе» и «Мое поколение» стали настоящими хитами, а пережившая уже несколько десятилетий и смен состава группа «Алиса» во главе с Кинчевым жива и до сих пор. Редкий случай, когда альбом, «разрушивший» группу, смог создать её заново, открыв дорогу к признанию и долгой творческой жизни.

Guns NRoses – “Chinese Democracy

(2008)

Начало новому и самому «одиозному» альбому в дискографии Guns N' Roses было положено в 1994 году, когда внутренние противоречия в группе достигли апогея, а лидер группы Эксл Роуз начал демонстрировать диктаторские замашки. «Мы настолько плотно сидели на наркоте, что так и не закончили ни одной песни», - вспоминал басист Дафф МакКэган. Два года спустя группу покинул Слэш, рассорившийся с Роузом еще во времена “The Spaghetti Incident”, а вскоре после этого ушли Маккэган и барабанщик Мэтт Сорум. «Нам по-прежнему нужна была группа как единое целое - именно так мы создали свои лучшие песни, - говорил Эксл. - Но этого так и не произошло, поэтому мы просто положили записи на полку».

Человек-оркестр: Эксл Роуз

Человек-оркестр: Эксл Роуз

Впрочем, от идеи альбома лидер не отказался и в начале 1998 года собрал новый состав, куда вошли бывший концертный гитарист Nine Inch Nails Робин Финк, еще один гитарист и друг детства Эксла Пол Тобиас, бас-гитарист альтернатив-рокеров The Replacements Томми Стинсон и ударник Джош Фриз, а также клавишники Диззи Рид и Крис Питман. Группа засела в студии “Rumbo Recorders”, где в свое время был частично записан ее дебют “Appetite for Destruction”, и к августу 1999 года было записано более 30 песен. В интервью Роуз пообещал, что альбом будет очень разнообразным: «Там будут жесткие и даже агрессивные песни, но в разных стилях, и звучать они тоже будут по-разному. Настоящий плавильный котел».

Одна из этих песен под названием "Oh My God" вошла в саундтрек к мистическому боевику «Конец света» с Арнольдом Шварценеггером и, как и фильм, была встречена довольно скептически. После этого вести о новом альбоме заглохли до 2006 года, и к тому моменту в группе еще несколько раз сменился состав. Столь же пестрым был и состав продюсеров, среди которых в разное время значились Боб Эзрин, Энди Уоллес, коллега Пола Маккартни по проекту Fireman Мартин Гловер, он же Youth, и даже электронщик Моби. А в самой записи принимали участие Брайан Мэй (увы, его партии в итоге были стерты), гитарист Red Hot Chili Peppers Дэйв Наварро и вокалист Skid Row Себастиан Бах. После весьма продолжительных мытарств и обещания, долгожданная пластинка была, наконец, явлена миру 23 ноября 2008 года, однако от группы, записавшей дилогию “Use Your Illusion”, здесь остались только сам Эксл и клавишник Диззи Рид. «Главный архитектор» возвёл собственное монументальное сооружение, растеряв в процессе всех своих «братьев по оружию».

Читайте также: 12 самых дорогостоящих альбомов в истории музыки

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями