30 ноября одному из главных визионеров мирового кино Ридли Скотту исполняется 80 лет. По этому случаю вспоминаем ключевые картины мастера, которые стали прекрасным подтверждением тому, что Ридли Скотту все жанры кино покорны.
Ридли Скотт родился 30 ноября 1937 года в небольшом английском городке Саут-Шилдс в семье армейского офицера и актрисы. Окончив школу, он начал учиться на дизайнера, а после устроился на канал BBC, пройдя там путь от художника-постановщика до режиссера телевизионных сериалов. После были плодотворные годы занятия рекламой в основанной им компании Ridley Scott Associates. Но призвание всей своей жизни Скотт обрел лишь к 40 годам. В 1977 за свою первую полнометражную работу, историческую драму «Дуэлянты» по мотивам рассказа английского писателя Джозефа Конрада, режиссер получил специальный приз Каннского кинофестиваля за лучший дебют. Сразу после этого Ридли начал заявлять о себе в индустрии кино максимально громогласно.
«Спустя 2000 рекламных роликов я получил тот опыт, который сделал меня наиболее визионерским из всех режиссеров. Я не снимал фильмов до 40 лет. Мне удалось оценить мой опыт и начать использовать его в кино. Я мыслил визуально» (Ридли Скотт).
«Чужой» (1979)
Уже второй полнометражный фильм Скотта не только стал абсолютным шедевром своего времени, но и позже получил статус культовой научно-фантастической ленты и одной из лучших картин в жанре хоррор за всю историю кино. И немудрено. «Чужой» обескураживал детальной проработкой всего, от декораций до внешнего вида пугающих инопланетных существ, что особенно четко выбивалось из общей массы предшествовавших фильму довольно кукольных хорроров. Лента обезоруживала обволакивающей атмосферой страха, особенно подавляющим чувством клаустрофобии (от которой, кстати, страдает сам режиссер), а также впечатляла выдающимся техническим исполнением.
Несмотря на сложности в реализации этого шедевра ужасов, в том числе постоянные придирки продюсеров из-за затягивающихся съемок, «Чужому» Скотта было суждено стать непревзойденной вершиной жанра, положившей начало одной из знаменитейших серий фильмов, к которой позже свои руки с разной степенью эффективности приложили такие знаменитые режиссеры, как Джеймс Кэмерон и Дэвид Финчер. Примечательно, что эта лента Скотта также была одним из первых крупных проектов с заглавным персонажем-женщиной, ставшей в лице Эллен Рипли, которую отлично воплотила в кадре Сигурни Уивер, легендарной киногероиней.
Читайте также: 15 замечательных режиссеров, которые никогда не выигрывали «Оскар»
«Бегущий по лезвию» (1982)
Следующий фильм Скотта – и вновь феномен мирового кино. Хотя в 1982 году далеко не все смогли оценить «Бегущего по лезвию» по достоинству. На тот момент Ридли Скотт банально опередил свое время. Но спустя годы картина заслуженно навсегда застолбила за собой статус культовой. Атмосферный научно-фантастический неонуар с феноменальным видеорядом добавлял некой монументальности и глубины жанру, перевернув своей с ног сшибающей внешностью и тонким философским посылом сознание многих зрителей и деятелей кино, среди которых, например, Джеймс Кэмерон и Дени Вильнев. Пугающе живой и правдивый антиутопический мир будущего из «Бегущего по лезвию» до сих пор выглядит так, будто время над этой картиной не властно.
«Я благословлен прекрасным видением. Иногда это даже мешало мне, так как меня критиковали за излишнюю приверженность к визуализации. Я говорил: «Подождите, я же делаю не чертов радиоспектакль! Я создаю кино». То, чем я наделен, – мое преимущество, и я постоянно ищу способы эволюционировать в своем деле, при этом стараясь не повторяться» (Ридли Скотт).
«Тельма и Луиза» (1991)
Отхватившая «Оскар» за сценарий картина «Тельма и Луиза» о двух сбежавших в путешествие по США подругах не укладывается в один конкретный жанр. Она хороша сразу с нескольких сторон: как криминальная драма о лихо закрутившихся судьбах простых людей в поисках перемен в своей жизни, а также в качестве насыщенного эмоциями комедийного роуд-муви. Эта лента Ридли Скотта полна непередаваемого духа свободы и бунтарства, что особенно примечательно, излучаемого двумя персонажами-женщинами. Их блистательно сыграли Сьюзен Сарандон и Джина Дэвис, как и Ридли Скотт, получившие за работу в этой картине по номинации на «Оскар».
Читайте также: Хочу жить дольше! Вспоминаем киберпанк «Бегущий по лезвию»
«Гладиатор» (2000)
Исторический эпик «Гладиатор» усилиями Ридли Скотта и его команды по-древнеримски брутально буквально за шкирку вытянул из могилы жанр пеплум, некогда находившийся в числе популярнейших в Голливуде. Впечатляющая постановкой и захватывающая сюжетом лента стала суперхитом проката, собрав в кинотеатрах по всему миру почти полмиллиарда долларов. Кинополотно Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли стало одной из самых примечательных лент в этом жанре за всю историю наряду с картинами «Бен-Гур» и «Спартак», обеспечив создателям множество наград, в числе которых оказался и «Оскар» за лучший фильм.
«Черный ястреб» (2001)
Уже в следующем за релизом «Гладиатора» году у Скотта выходит военная драма «Черный ястреб», повествующая об операции элитного подразделения американской армии в Сомали. Этот блистательно поставленный британским режиссером фильм – один из ярких примеров картин, мастерски рассказывающих о реально произошедших фиаско с высоко поднятой головой. Созданная Ридли Скоттом атмосфера напряженного боя, по сути длящегося почти весь фильм, возносит «Черный ястреб» в число лучших военных драм XXI века. Номинация на «Оскар» за режиссуру – небольшое тому подтверждение.
Читайте также: 15 недооцененных фильмов знаменитых режиссеров
«Гангстер» (2007)
Основанная на реальных событиях криминальная драма с убойным актерским дуэтом Рассела Кроу и Дензела Вашингтона, исполняющих полицейского и гангстера, соответственно, конечно, не дотягивает до лучших образцов жанра, таких как «Крестный отец» или «Однажды в Америке», например. Однако же эта лента, в которой Ридли Скотт кропотливо передает атмосферу 70-х годов прошлого столетия, а также остро отображает две стороны одной американской мечты, уж точно вполне достойна упоминания в ряду самых примечательных криминальных драм XXI века.
«Марсианин» (2015)
В ленте «Марсианин», основанной на одноименной книге американского писателя Энди Уира, как и в «Тельме и Луизе», каждый из зрителей может найти свое собственное кино. Например, любопытную научно-фантастическую приключенческую картину или чуть ли не трагикомедию об отчаянном выживании. И в том, и в другом жанровом амплуа этот фильм развлекает, давая повод задуматься о важности каждой человеческой жизни. Эту разносторонность и эффективность космического «Изгоя» Скотта только подчеркивает полученный картиной «Золотой глобус» в категории «Лучшая комедия или мюзикл».
«Я рассказчик. Моя работа – как можно сильнее и чаще привлекать ваше внимание. Я люблю этот процесс и до сих пор преклоняюсь перед ним» (Ридли Скотт).