Студия Sun Records
Где: Memphis, TN 38103, США
GPS-координаты: 35° 8′ 21.29″ N, 90° 2′ 15.64″ W
Диджей радиостанции “WLAY” в Алабаме Сэм Филлипс мечтал о собственной студии с ранних лет, однако своего смог добиться только в 27 лет, переехав в Мемфис: 3 января 1950 года он открыл “Memphis Recording Service”, где не только записывал музыку, но и делал коммерческие записи свадебных церемоний, похорон, торжественных речей и так далее.
Сам Филлипс заявлял, что намерен записывать черных артистов с Юга, которым больше просто некуда было пойти: затея провалилась после первого же релиза - сингла Джо Хилла Льюиса "Boogie in the Park", после чего Филлипс начал активно работать с такими лейблами, как цитадель черного блюза Chess Records и фирма Modern Records, звездами которой были Айк и Тина Тернер, Джон Ли Хукер и Литтл Ричард. Филлипс создавал демо-записи и мастер-ленты для этих лейблов, и именно тогда записал песню Джеки Бренстона "Rocket 88", которую многие считают первой песней в стиле рок-н-ролл. А в начале 1952 года вновь открыл студию, назвав ее “Sun Records”, и записывал опять же все, от Би Би Кинга и Хаулин Вульфа до The Prisonaires - черного вокального квартета, члены которого отбывали срок в местной тюрьме и были временно выпущены на свободу, чтобы записать сингл "Just Walkin' in the Rain" в июне 1953 года. Песня стала хитом и на нее обратила внимание местная газета: не исключено, что именно это обстоятельство привело на студию молодого шофера грузовика по имени Элвис Пресли.
Остальное, как говорится, уже история: именно под руководством Филлипса Элвис сделал первые и едва ли не лучшие свои записи, но денежные проблемы и невозможность полноценной раскрутки привели к тому, что Пресли был «передан» в более надежные руки компании “RCA”. «У нас на контракте уже были две новые восходящие звезды - Карл Перкинc и Джонни Кэш, когда мы расстались с Пресли. Я не жалею, что продал его контракт. Я считаю, что все вычислить наперед невозможно, даже на полгода», - говорил впоследствии Сэм. Еще одной звездой лейбла стал Джерри Ли Льюис, однако уже к середине 60-х Филлипс записывал песни крайне редко, продал студию в 1969 году другому продюсеру и ушел в гостиничный бизнес и дела нескольких открытых им радиостанций. В 1987 году, через десять лет после смерти Пресли, здание студии вновь открылось для музыкантов: в разное время там записывались U2, Def Leppard и любитель рокабилли и баллад в духе того же Элвиса Крис Айзек (помните его хит “Wicked Game”?). А в 2003 году здание было включено в число исторических памятников: не забывают его и многочисленные поклонники короля рок-н-ролла.
Памятник Фредди Меркьюри
Где: Площадь Place Du Marche, Монтрё, Швейцария
Тело вокалиста группы Queen, умершего 25 ноября 1991 года от СПИДа, согласно его завещанию было кремировано. Первоначально памятник планировали воздвигнуть в Лондоне, однако единственным местом, предложенным для него, стал задний двор художественного колледжа, где учился Фредди, и друзья посчитали это оскорблением памяти великого музыканта. В итоге в пятую годовщину его смерти возле Женевского озера в швейцарском городе Монтре была открыта статуя работы скульптора Ирены Седлецки: на открытии присутствовали отец Фредди Боми Бульсара, Монсеррат Кабалье и коллеги по Queen Брайан Мэй и Роджер Тэйлор. Статуя попала на обложку посмертного альбома группы “Made In Heaven” и быстро стала объектом почитания фанатов со всего мира, а также местом сбора поклонников Queen в День памяти Фредди Меркьюри, который проводится в первые выходные сентября начиная с 2003 года.
Читайте также: 20 памятников знаменитым рок-музыкантам со всего света
Зал Славы рок-н-ролла
Где: 1100 E 9th St, Cleveland, OH 44114, США
GPS-координаты: 41°30'30.15" N -81°41'43.80" W
Инициатором создания «Зала славы рок-н-ролла» стал глава знаменитой фирмы “Atlantic Records” Ахмет Эртегюн: по его задумке, членами Зала должны были стать наиболее известные и влиятельные исполнители, продюсеры и другие личности, оказавшим значительное влияние на музыкальную индустрию.
Первая церемония введения в Зал славы состоялась в 1986 года, но какое-то время у Зала не было собственного здания. Его предлагалось поставить то в Нью-Йорке, то в Мемфисе, где гремели студии “Sun” и “Stax Records”, то в Детройте, породившем “Motown Records”, то в Филадельфии, откуда были родом первый исполнитель рок-н-роллов Билл Хейли и передача “American Bandstand”, также пропагандировавшая рок-н-ролл. В итоге победил Кливленд - родной город диск-жокея Алана Фрида, который первым употребил термин «рок-н-ролл» по отношению к записям, крутившимся на его радиостанции.
Музей был открыт 1 сентября 1995 года, на открытии присутствовали, помимо прочих, Йоко Оно и рок-н-ролльщик Литтл Ричард. Здание насчитывает семь этажей, на первом из которых располагается так называемый зал Ахмета Эртегюна с выставками, посвященными корням рок-н-ролла - музыке госпел, блюзу, ритм-энд-блюзу, фолку, кантри и блюграссу, а также ключевым городам истории рок-н-ролла - Мемфису, Детройту, Лондону, Ливерпулю, Сан-Франциско, Лос-Анджелесу, Нью-Йорку и Сиэтлу. При этом тематика выставок не ограничивается рок-н-роллом, затрагивая и родственные стили типа соул-музыки и хип-хопа. На других этажах располагаются выставочные пространства, посвященные отдельным музыкантам и группам, кафе и сцена для выступлений, несколько кинотеатров, транслирующих фильмы по истории рока - одним словом, настоящему любителю музыки скучать здесь не придется!
Парк Виретта или «парк Курта Кобейна»
Где: Парк возле дома 171 на бульваре Лейк-Вашингтон, Сиэтл, США
GPS-координаты: 47° 37' 9.2640'' N 122° 16' 55.7688'' W.
«Парк Курта Кобейна» (таково неофициальное название этого места) - еще один стихийный мемориал, созданный фанатами в парке рядом с домом, где Кобейн покончил с собой. Как и у других кремированных знаменитостей, у Кобейна нет могилы, хотя Кортни Лав, как говорят, захоронила часть его праха под деревом перед домом. Поэтому фанаты приезжают в парк, чтобы оставить подарки для Курта, а заодно и автографы на одной из двух скамеек, где иногда сидел Курт. Увы, все это совсем не по вкусу соседям.
«Это злобный райончик»
«Они крайне ненавидят все это дело, - говорит автор биографии Кобейна «Тяжелее небес» Чарльз Кросс. – Это злобный райончик. Если вы оглядитесь вокруг, вы увидите знаки, на некоторых из них написано «Не нарушать границ владения» по-французски. Так что представляете себе. Говард Шульц, генеральный директор “Starbucks”, жил в одном из домов вон там. Питер Бак из R.E.M жил вон в том доме. Речь идет о наследниках промышленных корпораций, миллиардерах от «Майкрософта» – все они живут в этом районе. Так что одна мысль о том, что кучка нечёсаных парней из Аргентины может прийти сюда на скамейку попить пивка в любой час дня и ночи, вызывает у них бурю негативных эмоций». Власти города также не торопятся увековечивать память Кобейна, вероятно, полагая, что наркоман, выстреливший себе в голову из ружья, вряд ли заслуживает памяти.
Могила Майкла Джексона
Где: Мемориальный парк Форест-Лаун, Глендейл, Калифорния, США
GPS-координаты: 34°07'24.5"N 118°14'53.8"W
Король поп-музыки скончался 25 июня 2009 года на 51-м году жизни, однако похоронен был только в начале сентября, поскольку у родственников певца возникли разногласия относительно места похорон. Один из братьев Джексона Джермейн настаивал на том, что певца нужно похоронить в парке его знаменитого поместья Neverland, однако мать певца Кэтрин Джексон заявила, что Майкл не хотел бы быть похороненным в месте, напоминавшем ему о многомесячном суде по делу о совращении несовершеннолетних. В итоге Джексон был похоронен на кладбище “Forest Lawn”, неподалеку от Лос-Анджелеса, на котором покоятся такие знаменитости, как Хамфри Богарт, Уолт Дисней, Элизабет Тейлор, Кларк Гейбл и Нат «Кинг» Коул. Склеп с изображением трех ангелов, которые символизируют детей певца, скорбящих над могилой отца, принадлежит основателю “Motown Records” Берри Горди - именно на фирме “Motown” были сделаны первые записи семейного ансамбля Jacksons Five.
Разумеется, место погребения не могло не стать местом паломничества: уже через год после смерти певца администрация кладбища заявила, что фанаты певца являются для них нежелательными гостями, а возле входа в усыпальницу Джексона будет разрешено находиться только членам семьи, которые обязаны заранее сообщить о своем визите. Смягчились ли столь жесткие требования со временем, пока неизвестно.
Приют “Strawberry Field”
Где: Beaconsfield Rd, Liverpool L25 6DA, Великобритания
GPS-координаты: 53° 22′ 49″ N, 2° 53′ 2″ W
«С утра и до позднего вечера Джон был счастлив, как птичка», - утверждали родственницы Джона Леннона в Ливерпуле во главе с незабвенной тетушкой Мими. Так это или нет, но его детство не было таким уж безоблачным: летний поход в кино, рождественская пантомима в театре «Эмпайр» и пикник в саду детского дома Армии спасения «Земляничные поля». «Как только начинал играть оркестр Армии спасения, Джон начинал подпрыгивать на месте и приговаривать: “Мими, пошли, не то опоздаем“», - вспоминала тетушка Джона. В 1967 году The Beatles выпустили сингл, одна из песен которого называлась “Strawberry Fields Forever”, и вызвали новую волну внимания к этому месту, ставшему еще одним обязательным пунктом посещения истинного битломана. Сам приют был закрыт в 2005 году: сообщалось, что здание и парк вокруг него планируется открыть для публики, а в самом здании открыть учебный центр и постоянную выставку, посвященную истории приюта и песне "Strawberry Fields Forever", однако этого пока так и не произошло.
Стена Цоя
Где: стена дома 37 по улице Арбат, Москва.
GPS-координаты: 55.751199,37.589872
«Народный мемориал» Виктора Цоя появился в 1990 году, когда кто-то неизвестный вывел на стене дома № 37 по Арбату надпись «Сегодня погиб Виктор Цой». В ответ кто-то приписал: «Цой жив», а со временем на стене появились и другие надписи. «Для хипующей молодёжи стена была ещё и способом коммуникации, своеобразной «цыганской почтой». Здесь оставляли послания для друзей, с которыми не удалось увидеться, и назначали новые встречи», - пояснил художник Вадим Сидоров. Хотя местные жители весьма недовольны регулярными нашествиями фанатов группы «Кино», стена стала одной из самых известных культурных достопримечательностей столицы, а главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов назвал ее одним из феноменов уличной жизни и культуры.
«Минуло четверть века, а слава его живёт»
«Наличие в Москве такой стены памяти, настоящего народного мемориала, имеет для меня значение, мне это важно. Когда Вити не стало, казалось, пройдет лет пять и о нём забудут. Но минуло четверть века, а слава его живёт», - говорил отец Цоя Роберт Максимович. Увы, за время существования стены она пришла в неудовлетворительное состояние: инициативная группа поклонников музыканта неоднократно предлагала провести реставрацию стены, но активистам не удалось договориться с собственником здания. Идею реставрации предлагалось вынести на общественное обсуждение с помощью системы электронных референдумов «Активный гражданин», однако сейчас о ней ничего не известно. Тем не менее остается надеяться, что этот вопрос рано или поздно будет решен.
Мемориал Джона Леннона “Strawberry Fields”
Где: W 72nd St, New York, NY 10019, США
GPS-координаты: 40°46'18.59" N -73°58'17.39" W
Трагическая гибель Джона Леннона 8 декабря 1980 года вызвала скорбь во всем мире и стала знамением окончания целой эпохи, поэтому не увековечить его память в городе, где он прожил последние десять лет своей жизни, было бы по меньшей мере странно. В 45-й день рождения Джона, 9 октября 1985 года, мэр Нью-Йорка Эд Кох и вдова экс-битла Йоко Оно открыли в Центральном парке мемориал “Strawberry Fields”: через дорогу от входа в него располагается печально известная «Дакота», на пороге которой был убит Джон. Йоко написала главам государств во всем мире с просьбой прислать растение, камень или минерал, которые могли бы представлять эту страну в мемориале, и на ее просьбу откликнулось сто двадцать шесть государств. В центре треугольного мемориала, спроектированного как зеленая зона, расположена круглая мозаика, в центре которой выложено слово “Imagine” - отсылка к самой известной из сольных песен Леннона. Мозаика — копия сохранившихся полов в разрушенных Помпеях: ее изготовили и подарили парку неапольские мастера. А поклонники Джона регулярно выкладывают на мозаике значок «пацифика», используя для этого лепестки цветов.
Клуб “Cavern” («Пещера»)
Где: Mathew Street, 10, Ливерпуль, Великобритания
GPS-координаты: 53° 24′ 22″ N, 2° 59′ 14″ W
Любитель джазовой музыки Алан Ситнер основал клуб “Cavern” после того, как побывал в парижском джаз-клубе “Le Caveau” («Погреб»). Изначально ливерпульская «Пещера» также была джаз-клубом, однако вскоре стала приютом для скиффл-групп, одной из которых были основанные Джоном Ленноном The Quarrymen. В 1959 году Ситнер продал клуб Рэю Макфоллу, который быстро сориентировался в новой моде и стал предоставлять сцену блюзовым и бит-группам: помимо The Beatles там выступала группа Rory Storm And The Hurricanes с Ринго Старром на ударных, а в раздевалке работала будущая певица Силла Блэк. “Cavern Club” быстро стал новой штаб-квартирой The Beatles, а после их взлета там выступали такие звезды, как Rolling Stones, The Kinks, The Who, Стиви Уандер и Элтон Джон. Однако в марте 1973 года клуб был закрыт для строительства ветки метро и засыпан грунтом.
Метро в Ливерпуле так и не появилось, а в апреле 1984 года открыл свои двери новый клуб, собранных из 15 тысяч камней и кирпичей первоначального здания. С тех пор он стал одной из основных площадок легендарного летнего фестиваля музыки The Beatles. А 4 декабря 1999 Пол Маккартни представил в клубе альбом ”Run Devil Run”: концерт, вышедший на DVD, оказался одним из лучших в наследии экс-битла.
Поместье Элвиса Пресли «Грейсленд»
Где: Elvis Presley Blvd, Memphis, TN 38116, США
GPS-координаты: 35° 2′ 45.4″ N, 90° 1′ 22.6″ W
«Я чувствую себя дома только когда я в Грейсленде».
«Я чувствую себя дома только когда я в Грейсленде. Это мой дом. Я нигде больше не хотел бы жить», - заявлял король рок-н-ролла Элвис Пресли о поместье, которое он купил за 100 000 долларов в 1957 году. Поместье стало резиденцией Пресли, где он мог жить, совершенно не соприкасаясь с внешним миром, плавать в бассейне, записывать пластинки… Именно там Элвис скончался и был похоронен вместе с родителями - Верноном Пресли и Глэдис Лав Смит.
7 июня 1982 года поместье было открыто для публики вдовой музыканта Присциллой Пресли и стало настоящей Меккой для его поклонников, как можно увидеть, к примеру, в фильме Джима Джармуша «Таинственный поезд». В начале 1980х поместье посетил знаменитый певец Пол Саймон: песня, написанная им под впечатлением от поездки, стала заглавной в альбоме 1986 года “Graceland”, который, в свою очередь, определил направление его деятельности на десятилетия вперед. А в 2003 году сэр Пол Маккартни оставил на могиле своего кумира медиатор, «чтобы Элвис смог сыграть и на небесах».
Могила Джима Моррисона
Где: Кладбище Пер-Лашез, 16, Rue du Repos, Париж, Франция
GPS-координаты: 48.861944, 2.394167
Могила лидера The Doors на кладбище Пер-Лашез занимает пятое место в списке самых посещаемых парижских достопримечательностей: с самого начала поклонники Моррисона «отмечались» не только на месте его погребения, но и на соседних могилах. В 1981 году хорватский скульптор Младен Микулин установил на могиле бюст своей работы и новое надгробие: фанаты и кладбищенские вандалы со временем изуродовали бюст, а в 1988 году и вовсе украли его. В 1989 году Микулин сделал новый бюст Моррисона, а в 2001 году - его изображение из бронзы, однако ни того, ни другого на могиле сейчас нет. Впрочем, видимо, со временем успокоились и рок-фанаты: знаменитый сфинкс на могиле Оскара Уайльда носит на себе куда больше «знаков любви». Возможно, сказался и тот факт, что сегодня могила Джима защищена от рок-вандалов оградой.
Студия звукозаписи Abbey Road Studios и пешеходный переход возле нее
Где: 3 Abbey Rd, Лондон, Великобритания
GPS-координаты: 51°31'32.95" N 0°10'25.24" E
В легендарной студии звукозаписи недалеко от станции метро “St.John’s Wood” записывались “Dark Side Of The Moon” Pink Floyd, “OK Computer” группы Radiohead, первые пластинки Alan Parsons Project, саундтрек к шестому эпизоду саги «Звездные войны», и, конечно же, альбомы The Beatles. Сфотографироваться на переходе, увековеченном на обложке битловского “Abbey Road” - святая обязанность каждого битломана, посещающего Лондон. А вот как к этому относятся водители, которым приходится проезжать знаменитую «зебру», увы, неизвестно.