Battle Beast “Bringer Of Pain”
(Nuclear Blast)
Обложка четвертого альбома финского состава обманывает, и обманывает сильно. Гиперреалистический китч впрямую намекает, что сейчас мы услышим тру-металлический альбом с женским вокалом, скроенный по всем возможным композиторским и исполнительским лекалам 80-х – однако те самые 80-е оказываются здесь другими. Говоря прямо, с того момента, как клавишник Янне Бъоркрот (Janne Björkroth) стал основным композитором группы, творчество Battle Beast всё больше стало смещаться в область презираемого многими, но весьма отходного в коммерческом смысле дамского поп-метала в лучших традициях альбома Warlock "Triumph And Agony" (1987) и восьмидесятнических работ Ли Аарон (Lee Aaron). Понятно, что "Bringer Of Pain" впитал в себя все новации и в техническом, и в национальном смысле – так, влияния Nightwish, понятные и простительные для всякого финского состава, собирающегося покорять рок-Олимп (да еще с вокалисткой во главе), весьма ощущаются в ряде пафосных треков. Местами, впрочем, музыканты доходят прямо до границ стиля диско, только с перегруженными гитарами – результат звучит как синтез опять же Nightwish и, не удивляйтесь, ABBA. В большинстве пьес Battle Beast даже не пытаются казаться истинными металлистами, да и аранжировки всех без исключения пьес альбома оказываются построены вокруг клавишных партий Янне. Диву даёшься, как в современном большом мире смещаются музыкальные тренды – собрались вроде бы музыканты поиграть ретро-метал, да и сочинили невзначай поп-альбом с завидным коммерческим потенциалом, успех которого целиком зависит исключительно от степени его раскрутки в мэйнстримных СМИ.
Arch Enemy “Will To Power”
(Century Media)
Своим десятым студийным альбомом интернациональный состав доказывает, что будущее экстремального металла как стадионной формы концертного искусства находится в надёжных руках – руках бессменного лидера квинтета, гитариста Микаэля Эмотта (Michael Amott) и вокалистки Алисы Уайт-Глаз (Alissa White-Gluz). Если говорить о балансе музыкальности, должной брутальности и общедоступности материала этой работы, то здесь напрашиваются сравнения не менее как с классикой Iron Maiden первой половины 80-х, вряд ли бывшей в ту эпоху такой уж благозвучной для широкого слушателя. Секрет невероятного успеха современного состава Arch Enemy вовсе не в том, что квинтет превратился в настоящую супергруппу – его вторым гитаристом стал лидер американцев Nevermore Джефф Лумис (Jeff Loomis). Нет, просто Микаэль и барабанщик Даниэль Эрландссон (Daniel Erlandsson) ныне ухитряются в номерах своего авторства сочетать откровенную поп-роковую мелодику и ураганные аранжировки, ну а каков грозный вокал Алиссы – лишний раз объяснять не надо. Честно говоря, “Will To Power” вполне заслуживает звание сверхрадикального мэйнстримомовго рок-альбома – мелодика песен здесь уже ничем на отличается от лучших сочинений в стилистике AOR («рока для взрослых»). Аншлаги по всему миру на концертах Arch Enemy совершенно не случайны – с таким материалом группу вскоре можно будет лицезреть только с противоположного конца немаленького стадиона.
Sorcerer “The Crowning Of The Fire King”
(Metal Blade Records)
Шведский состав Sorcerer – это настоящая легенда и миф дум-метала: группа создана бас-гитаристом Джонни Хагелем (Johnny Hagel – также Tiamat) и вокалистом Андерсом Энгбергом (Anders Engberg – также Dreams Fall и Speaking To Stones) аж в 1988 году, но её первый полноразмерный альбом увидел свет всего-то два года назад. Зато на счеты группы два совершенно культовых демо-ленты 1989 и 1992 годов, неоднократно становившиеся добычей бутлегеров. Понятно, что у музыкантов, обладающих таким упорством и такими параллельными карьерами, неправильных воззрений на любимую музыку быть не может, и “The Crowning Of The Fire King” – это личное послание всем тем, кому сильно не хватает в нашей эпохе классических альбомов Candlemass, Solitude Aeturnes и Memory Garden. Всё верно: Sorcerer играют неспешный, монументальный дум-метал, укоренённый, как и у только что перечисленных составов, в классике Black Sabbath и Rainbow 70-х. Понятно, что безупречное соблюдение правил субстиля опять привело к обилию на альбоме номеров с длительностью по восемь-девять минут, однако хорошо поставленный красивый вокал Андерса и чистое продюсирование превращают материал в настоящие произведения музыкального искусства, которые только в Шведской Национальной опере исполнять. Настоящий, в отличие от государственно поддерживаемого «шведского рока» и сиротской поп-музыки, символ национальных корней социалистического королевства в современной музыке. Послушайте и впечатлитесь.
Accept “The Rise Of Chaos”
(Nuclear Blast)
Стоит признать, что с 2010 года из творений традиционных хэви-групп наибольшей степенью соответствия современных звуковым стандартам в студии обладают все четыре альбома теперь уже интернациональной группы Accept, спродюсированные бывшим гитаристом британских трэш-составов Godsend и Sabbat Энди Снипом (Andy Sneap). В том числе и “The Rise Of Chaos”. Именно этот альбом в 2017 году стоит приводить как образец космополитического хэви-метала на всех вообразимых уровнях, от собственно музыкального материал до безупречного продюсирования. Плюс ко всему – понятная озабоченность лидера Accept, гитариста Вольфа Хоффмана (Wolf Hoffmann) всеми событиями, творящимися в современном мире.
Читайте также: Accept “The Rise Of Chaos”: Новый эталон старой веры
Результат очевиден – современному слушателю “The Rise Of Chaos” куда более понятен, нежели хэви-классика былых времён от Motörhead до Judas Priest. И новинку очень просто рекомендовать как естественный эталон классического хэви-метала 2010-х – так же просто, как и предыдущий альбом группы “Blind Rage” (2014) три года тому назад. Ультимативность работы подчёркивается и компоновкой песенной программы: так, его первые четыре трека – это настоящие манифесты стиля. Ещё один огромный плюс новой работы Accept – его разумная длина альбома в 46 с половиной минут, совершенно неутомительная для слушателя. Вы хотите узнать, что такое модель 2017 года в традиционном хэви-метале? Последний альбом Accept к вашим услугам.
Lancer “Mastery”
(Nuclear Blast)
После нишевого, но вполне громкого успеха составов Bullet, Enforcer и Katana впору вводить в обращение аббревиатуру NWOSweHM, то есть «новая волна шведского хэви-метала». И не в последнюю очередь благодаря усилиям вышеперечисленных коллективов во всеобщее обращение возвращается термин «спид-метал» – впрочем, для страны, подарившей в своё время миру пару культовых сборников "Scandinavian Metal Attack" (1984 и 1986) и полтора альбома состава Torch (1982 и 1983), в этом нет ничего удивительного. То есть желание музыкантов Lancer и подобных групп играть крайне «трушный» старообразный хэви-метал выросло не на пустом месте. Хотя нам, иностранцам, по отношению к Швеции, куда легче сравнивать третий альбом квинтета с общеизвестными мировыми образцами, то есть как собрание сочинений компетентных музыкантов, творящих себе кумиров из Iron Maiden и Queensrÿche одновременно.
Читайте также: 10 лучших альбомов «новой волны британского хэви-метала
Нет, группа не копирует всем известные композиции – речь идёт о духе и настроении, но если бы вокалист Исак Стенваль (Isak Stenvall) жил в Америке, его карьера точно начиналась бы в кавер-группе Queensrÿche: сходство его голоса с молодым Джеффом Тэйтом (Geoff Tate) местами просто удивляет. За Исаком тянутся и музыканты – гитарные мелодии и гармонии навевают воспоминания о дебютном EP сиэттльцев и их же альбоме "The Warning" (1984). Да, альбому в целом может быть приписан некоторый избыток музыкального и исполнительского пафоса – но кто ж в данном субстиле не без греха?
Act Of Defiance “Old Scars, New Wounds”
(Metal Blade Records)
Прелесть трэш-метала старой школы, исполняемого и первопроходцами этого стиля, и теми, кто желает попасть в их компанию – именно в консерватизме музыкального материала. Дополнения и усовершенствования в олдскульном трэше не должны выходить за границы допустимого – что и происходит на уже втором альбоме американского квартета Act Of Defiance, созданного вокруг двух бывших музыкантов Megadeth, гитариста Криса Бродерика (Chris Broderick, также экс-Jag Panzer) и барабанщика Шона Дровера (Shawn Drover, также экс-Eidolon). Дебютный альбом квартета “Birth And The Burial” (2015, Metal Blade Records) не стал бомбой в мире нелёгкой музыки, но заставил говорить об Act Of Defiance как минимум уважительно.
Читайте также: 10 лучших альбомов трэш-метала, 1984 – 2016
Материал на стыке грув-метала и традиционного трэш-метала не без некоторого налёта техно-трэша здорово напоминал творения Testament грани веков и оказался вполне конкурентоспособен – именно поэтому, как видится, на “Old Scars, New Wounds” почти ничем не отличается от дебюта, разве что грувовых элементов стало чуть поменьше. Лет эдак 30 назад подобный материал назвали бы «пауэр-трэшем», но суть материала состоит в том, что во всех пьесах музыканты комбинируют своеобразный грубый мелодизм и маниакальную игру инструменталистов, причём вокал Генри Дерека (Henry Derek) может быть и чистым. Возможно, любители традиционного трэш-метала осудят “Old Scars, New Wounds” за чрезмерную простоту музыкальной составляющей, однако эта работа радует нас уместным и умелым балансом агрессии и понятных эмоций вокалиста.
Blazing Rust “Armed To Exist”
(Pure Steel Records)
Очарование NWOBHM, сиречь «новой волны британского хэви-метала», было крайне малодоступно отечественным слушателям и музыкантам по причине вполне прозаической: этот термин в родных СМИ, причём профильных, был впервые (!) упомянут в 1991 году. То есть картина вырисовывается дурацкая: Iron Maiden любим, а что такое NWOBHM – не знаем. И дебютный альбом питерского квинтета Blazing Rust оказался всего-то третьей NWOBHM-работой в России, после демо-альбома москвичей Lady Prowler (1992) и работы также питерцев Iron Driver “Prisoner Of Time” (2015). Тем не менее, очередной важный освоении музыкального и, что гораздо важнее, идеологического наследия NWOBHM, сделан – и сделан безупречно в смысле не столько самого субстиля NWOBHM, сколько современного мифа о нём. Да ведь Armed To Exist” издан не абы где, а пусть на вполне себе андерграундном, но опять же идеологически крепком лейбле, немецком Pure Steel Records. Но и музыка не подводит, вкупе с продюсированием – только говорить о материале нужно также не впрямую, а путём аналогий. Итак, представьте себе молодую британскую группу конца 70-х, кумиром музыкантов которой является Judas Priest, желающую звучать чуть посерьёзнее и помрачнее, При этом в номере “Blindfold” обнаруживается неподдельная родная удаль – в остальном же питерцы выступают матёрыми гимнописателями. Здесь не думают о коммерческой привлекательности материала и не пишут баллад, зато явно рассчитывают материал альбома на бодрую концертную подачу. Причём настолько, что альбом и слушается как готовая сценическая программа, а манера записи здесь также придерживается NWOBHM-идеологии: альбом не перепродюсирован и не звучит стерильно, однако он и не ударяется в совсем уж подвальную низкобюджетность, которой ныне грешат многие составы, теоретически возрождающие дух былых времён.
Overkill “The Grinding Wheel”
(Nuclear Blast)
Дух здоровой пощёчины общественному вкусу в неэкстремальном хэви-метале в целом на сегодняшний день лучше всего выражен именно в творчестве Overkill, причём примерно эдак уже пятый раз подряд, начиная с альбома «Immortalis» (2007), и с совершенно невероятной лихостью и озверелостью. Такой дух вечного бунтарства у Overkill ныне сочетается с написанием материала, более всего схожего с гипотетическими гимнами мировой технократической революции: «…с каким торжеством / он швырял свои пальцы на струны» – вот с таким, как это получается у Дэйва Линска (Dave Linsk) и Дерека Тэйлера (Derek “The Skull” Tailer). Новая работа нью-йоркцев – настоящий спид-трэш мегаполиса XXI века, и здесь можно обнаружить даже следы панк-рока большого города. Но, как это часто и бывает с подобными работами, перед нами – настоящее художественное заявление, а именно: лучшая музыка часто создаётся в не лучшие для человечества времена. И, конечно, "The Grinding Wheel" одним махом даёт слушателю понять, что такое современный Overkill – и, шире, современный трэш-метал старой школы: злобная вокальная подача Бобби Эллсуорта (Bobby «Blitz» Ellsworth) характерная глубокая бас-гитара Ди Ди Верни (D.D. Verni) и натуральный барабанный погром Рона Липницкого (Ron Lipnicki) плюс безупречный чистый микс Энди Снипа (Andy Sneap) и обложка Трэвиса Смита (Travis Smith) – собственно, непонятно чего еще и желать. Мира во всём мире? Но в таких условиях альбомы, равновеликие "The Grinding Wheel" точно не создаются и не записываются.
Starsoup “Castles Of Sand”
(Metalism Records)
Первый альбом московского прогрессив-металлического проекта “Bazaar Of Wonders” (2015) собрал в мировом масштабе мешок восторженных рецензий и явно оказался лучшей отечественной прог-металлической работой со времён легендарной сюиты «Автографа» «Век №20» (1985). Вторая работа Starsoup не демонстрирует, в отличие от дебюта, фейерверка субстилей и темпов – так, вокал лидера проекта Алексея Маркова (также Distant Sun) значительно ужесточился, а аранжировки стали несколько более аскетичными и одномерными. Но если темповые хэви-номера по-прежнему находятся в треугольнике Metallica-Dream Theater-Queensrÿche, то мрачноватая балладная составляющая способна удивить поклонников классического Blind Guardian или вызвать неожиданные параллели с впавшим в лёгкую депрессию и размышления обо всём сущем Supertramp. Последнее описание относится к балладам с обильными фортепианными партиями Рустама Ахматгараева. Судя по развернувшимся за две недели с момента релиза альбома Интернет-дискуссиям, “Castles Of Sand” уже оказался для нашей сцены работой, способной вызвать живой интерес и обсуждение прежде всего в профессиональной среде, а не между тех, у кого любимых отечственных хэви-групп – ровно две, и те известно какие. Плюс ко всему – изобретательный дизайн: каждой пьесе соответствует отдельная иллюстрация, могущая быть и обложкой отдельного сингла. А про разгул радикального профессионализма в деле продюсирования отдельных партий и сведения матерала уже можно и не говорить.
Threshold “Legends Of The Shires”
(Nuclear Blast)
Не просто альбом года – но и, говоря смело, возвращение года. Ведь предпоследний на сегодняшний день студийный альбом уилтширского секстета Threshold “For The Journey” (2014) являл собой, вы уж извините, полнейший и скучный музыкальный формализм в рамках собственного уникального звучания группы. Плюс ко всему состав в третий раз (!) покинул (точнее, видимо, был уволен) вокалист Дэмиан Уильсон (Damian Wilson), которого заменил Глинн Морган (Glynn Morgan, экс-Mindfeed). Причем в традиции группы Глинн уже работал с Threshold – он пел на альбоме “Psychedelicatessen” (1994) и мини-концертнике Livedelica” (1995), а также принимал участие в работе над сингловым боксом группы “Paradox – The Singles Collection” (2010). И вот – как бы не лучшая работой группы после альбома “Clone” (1998). Никаких претензий к работам Threshold 2000-х годов – но всё же самодовлеющая, какая-то скульптурная монументальность не очень к лицу группе, которая явилась на сцену не свои умения в игре в сложных размерах демонстрировать, а создавать и исполнять песни. Именно песни, пусть и отягощённые несколько необычной ритмикой и протяжёнными, но при этом всегда понятными соло лидера состава, гитариста Карла Грума (Karl Groom) и бессменного клавишника Ричарда Уэста (Richard West). Причем за материалом Threshold слышится национальная традиция, а сам альбом концептуален с форматной (двойник!) и музыкальной точки зрения. Формально это музыкальное единство обеспечивается тремя частями титульного трека “The Shire”, где Threshold смело вступает на территорию, застолблённую Pink Floyd и Genesis, и выходит победителем. Плюс ко всему масса полубалладных фрагментов альбомных пьес имеют приятную для нашего уха славянскую мелодику. Столь завидные музыкальные стати альбома означают, что почти все пьесы отлично слушаются и вне концепта двойного студийного альбома – они и сами по себе хороши.