Для быстрого поиска начните вводить запрос

​10 радикальных изменений, которые спасли культовые фильмы от провала

Заменить актера в последний момент, переиначить концовку и добавить больше юмора – как спасали «Властелина колец», «Челюсти» и «Назад в будущее».
18 декабря 2017 0
Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Кадр из фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Ольга Соболева
автор

В отлаженном механизме киноиндустрии тоже бывает так, что работа идет не по плану, и все катится в тартарары. Иногда мы даже не догадываемся, сколько раз перекроили тот или иной фильм, прежде чем мы увидели его на большом экране. И хотя далеко не все картины выигрывают от резких перемен, некоторые проекты, пережившие радикальные изменения буквально в последний момент съемок или даже постпродакшена, вытаскивают свой счастливый билет в историю кинематографа.

«Назад в будущее» (1985): Марти по Станиславскому?

На просторах Сети можно отыскать записи со съемок первой части знаменитой франшизы «Назад в будущее», на которых роль юного напарника Дока Брауна играл актер Эрик Штольц. А играл он ее пять недель, то есть большую часть съемочного процесса, который первоначально должен был длиться восемь недель. Что же заставило режиссера Роберта Земекиса вдруг заменить актера?

На самом деле Земекис еще при написании сценария видел в роли Марти МакФлая исключительно Майкла Джея Фокса. Но тот был слишком занят на съемках телешоу Family Ties. Чтобы начать работу вовремя, как того требовала студия Universal, Земекису пришлось брать что есть, а именно восходящую звезду Эрика Штольца. Однако молодой актер, приверженец методики «погружения в роль» по Станиславскому, оказался слишком серьезен – он даже просил называть его Марти на съемочной площадке. Как тут снимать комедию?

Эрик Штольц в роли Марти МакФлая и Лиа Томпсон в роли Лоррейн Бейтс на съемках фильма «Назад в будущее»

Эрик Штольц в роли Марти МакФлая и Лиа Томпсон в роли Лоррейн Бейтс на съемках фильма «Назад в будущее»

В конечном итоге Роберт Земекис убедил студию, что потенциально кассовый фильм может ждать провал, если они не получат Майкла Джея Фокса (помог предпросмотр ленты - режиссер сначала пустил отрывки из снятой им картины, а затем несколько вырезок из Family Ties, и разница между напряженным Штольцом и импровизирующим Фоксом была очень заметна). На пересъемки уже готового материала было выделено $3 млн, график был подогнан под возможности Фокса, которому ради роли МакФлая пришлось работать днями и ночами на нескольких съемочных площадках.

Сам Эрик Штольц воспринял свое «увольнение» довольно тяжело, хотя он в 2015 году в интервью отметил, что спустя годы карьеры он понял, что ему ближе именно драматические роли, нежели комедийные.

P.S. Если внимательно посмотреть фильм, то можно заметить несколько не вырезанных сцен со Штольцем. Например, момент, когда Марти бьет Бифа, - сначала Том Уилсон (Биф) смотрит на низкорослого Фокса, а в следующих кадрах его собеседник уже на уровне его глаз (Штольц был гораздо выше)

«Челюсти» (1975): Как обойтись без акулы в фильме об акуле

Гораздо страшнее ожидание того, что же окажется за медленно открывающейся дверью, чем сам монстр или маньяк в кадре. Золотой прием кинематографа, выросший из триллеров Альфреда Хичкока, сделал из «Челюстей» одну из самых кассовых и успешных кинолент всех времен.

Стивен Спилберг сильно переживал, когда «участвовавшая» в съемках механическая белая акула по имени Брюс начала сдавать: то она внезапно тонула, то намертво захлопывала все свои четыре ряда зубок на актере или каскадере… В итоге участники съемочного процесса между собой прозвали Брюса «большое белое дерьмо» (great white shit вместо great white shark). Когда Спилберг осознал, что Брюс здорово тормозит съемочный процесс, а механики ничего умнее «смазывания» механизмов предложить не могут, он понял, что придется проявить смекалку, чтобы обойтись без зубастой бутафории и не испортить при этом хоррор/ триллер («хитрости» режиссера увеличили бюджет аж на $4 млн, но это того стоило).

Стивен Спилберг на съемках фильма «Челюсти»

Стивен Спилберг на съемках фильма «Челюсти»

Спилберг отсмотрел уже снятый материал с участием Брюса, отложил его, и решил снимать все остальные сцены так, чтобы в кадре был лишь намек на присутствие акулы. Достичь он этого решил благодаря напряженной музыке Джона Т. Уильямса (за саундтрек к фильму ему дали «Оскар»), теням в воде, плавнику Брюса, прикрепленному к спине пловца, и другим приемам. В одной из сцен пришлось даже задействовать живую белую акулу – Стивен Спилберг близко к ней не подходил, зато актеры с удовольствием рассматривали и фотографировали хищницу, которая оказалась очень даже дружелюбной, хотя и с большим аппетитом.

P.S. В мультфильме «В поисках Немо» одну из акул тоже звали Брюс. И это не случайно. Она тоже любила «выходить из строя», едва учуяв кровь, и бросаться на всех подряд.

Читайте также: 10 актеров и режиссеров, с которыми никто не хочет работать

«Семь» (1995): Фильм с головой в коробке

В 1995 году Дэвид Финчер снял «Семь» - один из лучших детективных триллеров в истории жанра, который стал впоследствии его визитной карточкой. И хотя сам сюжет, в основу которого положен библейский мотив семи смертных грехов, уже выглядел весьма оригинально, все же именно знаменитая мрачная концовка «Семи» прославила ее создателей.

Ох уж этот момент дребезжащего напряжения перед тем, как детектив Миллз узнает, что именно находится в таинственной посылке от Джона Доу. Эта пресловутая коробка с головой стала частью самого депрессивного финала в истории Голливуда. Можно понять продюсеров фильма, которые не хотели принимать сценарий с таким исходом из-за страха перед кассовым провалом ленты. Кому нравится плохой конец? Вот и они так думали, и пытались убедить в этом Финчера. Но они ошибались.

Кадр из фильма «Семь»

Кадр из фильма «Семь»

Дэвида Финчера в стремлении оставить все, как было задумано сценаристом Эндрю Кевином Уокером, поддерживали исполнители главных ролей – Брэд Питт и Морган Фримен, а также Майкл де Лука, курировавший производство картины от студии The New Line Cinema.

Сам Финчер называл картину «психической атакой». Действительно, нашлись многие, откровенно не принявшие «триумф зла» (ведь все семь смертных грехов в конечном итоге нашли свое воплощение). Однако это не помешало ошеломляющему успеху ленты в прокате, а позже многочисленным наградам и номинации на «Оскар».

P.S. Еще одной так и не воплощенной идеей было завершение фильма черным экраном после рокового выстрела Миллза. Финчер рассчитывал дать время зрителю осмыслить увиденное. Однако пробные показы такого финала провалились, и было решено доснять сцену с детективом Сомерсетом, который произносит пафосную цитату Эрнеста Хемингуэя:

«Мир – прекрасное место, достойное того, чтобы за него бороться… Со второй частью я согласен».

«Крик 2» (1997): Разоблачение убийцы под маской

Знаменитый слэшер, гениально обыгравший все клише молодежных ужастиков, тоже не обошелся без внезапных метаморфоз. Благодаря им (и не только им, конечно), вторая часть «Крика» превзошла все ожидания, получила три номинации на премию «Сатурн», а критики вознесли ее выше первой оригинальной части.

При работе над ожидаемым слэшером важно сохранить интригу, особенно в том, что касается тайны личности маньяка. На крутых сюжетных поворотах и строится вся атмосфера слэшера! Поэтому сценарий был засекречен, доступ к нему ограничили, актерам выдавали определенные части сценария для съемок в определенный день, а всей информацией владели только продюсеры, режиссер и сценарист. Личность убийцы не раскрывалась, а последние 10 страниц сценария и вовсе отсутствовали.

Кадр из фильма «Крик 2»

Кадр из фильма «Крик 2»

Увы, несмотря на такую конспирацию, утечка все же произошла. Непонятно каким образом, но в Сети оказался отрывок из сценария, из которого становилось понятно, кто прячется под маской Призрачного лица. Пользователи Интернета узнали личность убийцы раньше даже самих актеров. Это переполошило всю съемочную команду. Пришлось переписывать сценарий чуть ли не на коленке, параллельно со съемочным процессом, чтобы уложиться в график. Благодаря (или же вопреки) этому «Крик 2» все же успешно вышел в прокат, не разочаровав при этом даже тех, кто думал, что знает о финале ленты все.

P.S. Кстати, те самые отсутствующие 10 страниц сценария были на самом деле напечатаны на специальной серой бумаге, которую невозможно было отксерокопировать. После утечки всем участникам съемок, вплоть до помощников ассистентов визажистов, пришлось подписать еще одно соглашение о неразглашении тонкостей сюжета.

«Властелин колец» (2001-2003): Спасибо за Арагорна

Питер Джексон делал все, чтобы создать идеальную экранизацию истории Джона Р.Р. Толкина о Кольце Всевластья. Режиссер не только позаботился о первоклассных спецэффектах и реквизите, но и подобрал идеально подходящих на свои роли актеров. Но с одним персонажем – Арагорном – изначально получилась небольшая осечка.

Стюарт Таундсенд

Стюарт Таундсенд

Шел второй месяц съемок «Братства кольца», когда Джексон, понимая, что на арене вот-вот появится Арагорн, вдруг заволновался. Он уже утвердил на роль последнего вождя следопытов ирландца Стюарта Таундсенда, и тот активно тренировался, готовясь к старту своей части съемок. Джексон уже видел его и в гриме, и в костюме, и вроде бы все ему понравилось, но… Не давало покоя то, что миловидный 30-летний Таундсенд даже с бородой и мечом в руках не выглядел как умудренный опытом 87-летний (да-да, именно столько, согласно романам Толкина, было Арагорну к моменту начала Войны Кольца) претендент на трон Гондора. И тогда Джексон срочно начал искать замену Стюарту Таундсенду - он понял, что иначе важный для будущей трилогии персонаж будет попросту «слит».

Арагорном мог стать Дэниэл Дэй-Льюис или Рассел Кроу, но оба отказались – первый не мог дать ответ в течение недели, второй еще не отошел от съемок в «Гладиаторе». В отчаянии Питер Джексон решился позвонить Вигго Мортенсену, с которым был знаком.

Вигго Мортенсен в роли Арагорна в фильме «Властелин колец: Братство кольца»

Вигго Мортенсен в роли Арагорна в фильме «Властелин колец: Братство кольца»

Первой реакцией актера было «Нет»: начинать готовиться к роли нужно было буквально «вчера», лететь надо было куда-то там в какую-то Зеландию, да еще и сниматься в каком-то там трехчастном эпике по романам какого-то британца. И тут надо сказать спасибо сыну актера – Генри Мортенсену.

Дело в том, что Мортенсен-старший понятия не имел, что это за Средиземье и почему хоббитов там не принято называть просто карликами. Зато его 11-летний сын был без ума от произведений Джона Р.Р. Толкина, и когда Генри узнал, что его папа может стать Арагорном!.. Силой детской мольбы Мортенсен очень быстро оказался сначала в самолете до Новой Зеландии, а потом и на съемочной площадке «Властелина колец».

P.S. Наверное, помня о возложенных на него детских надеждах, Мортенсен выкладывался по полной. Он не раз получал опасные травмы, выполняя все трюки сам. Настоял на настоящем стальном мече, с которым он не расставался (из-за чего за пределами съемочной площадки его постоянно останавливала полиция). Кроме того, актер без труда выучил эльфийский язык и свободно болтал на нем во время съемок.

«Рэмбо: Первая кровь»: Жестокая правда или надежда?

История о пережившем Вьетнам солдате была написана канадским писателем Дэвидом Мореллом еще во время военных действий США, чтобы показать всю бессмысленную жестокость войны. По задумке автора именно ужасы, пережитые героем, делают его опасным для всех окружающих, ведь война не закончилась для Рэмбо – он принес ее с собой.

Антивоенный пафос сделал книгу чрезмерно жестокой и подавляющей. В фильме Рэмбо рисковал превратиться в никем не понятого жестокого террориста. Тем более американское общество только-только начало отходить от послевоенной травмы. В очередной раз бездумно сыпать соль на рану никому не хотелось. Тем более давить на более актуальную проблему – адаптацию и возвращение к нормальной жизни ветеранов.

Ради более обнадеживающего итогового посыла финал был переписан. Если по сюжету книги Рэмбо в конце умирает, то в фильме было решено оставить его в живых. На этом настаивал и сам Сильвестр Сталлоне – смерть героя стала бы слишком пессимистичным выводом о безнадежном положении каждого ветерана войны.

Чтобы выбрать наилучший вариант концовки, режиссер фильма, Тед Котчефф, снял оба варианта. Один с самоубийством главного героя, и второй – где его просто арестовывают. На тестовых просмотрах по реакции зала стало очевидно: Сталлоне был прав, зрители хотят милосердия. В прокат вышел второй вариант концовки.

P.S. Еще одна метаморфоза – на роль полковника Траутмана сначала был выбран Кирк Дуглас. Однако актеру не понравился сценарий, а после отказа «подправить» сюжет он покинул проект. Ему на замену срочно вызвали второго подходящего кандидата, Ричарда Кренна, который после одного прочтения сценария подписался на роль.

«Нефть» (2007): Сам себе близнец

Оскароносный фильм Пола Томаса Андерсона под оригинальным названием «И будет кровь» (цитата из Библии) был снят по мотивам романа Эптона Синклера. Однако режиссер лишь взял за основу произведение писателя и скроил совершенно новую историю, полную отсылок и аллегорий к Библии. Этот тщательно выверенный проект с впечатляющей работой над визуальной частью не претерпел особенных «судьбоносных» изменений. Однако классическая чехарда с актерами все же имела место.

Помимо главного героя, которого сыграл Дэниэл Дэй-Льюис, очень большой вес в истории имел проповедник Илай, которого должен был изначально сыграть актер Кел О’Нил. Полу Томасу Андерсону было очень важно, чтобы актер мог идеально реализовать разнопланового героя, который в финале ленты должен будет отречься от Бога, пытаясь выпросить подаяние от бессердечного нефтяного магната. Поняв, что не сможет добиться этого от Кела О’Нила, Андерсон спустя целых две недели съемок заменил его на Пола Дано, который ранее должен был только пару раз мелькнуть на экране в роли брата священника, Пола.

Переписав местами сценарий и решив не утруждать себя поисками еще одного актера на эпизодическую роль брата Илая, Андерсон сделал братьев близнецами. И хотя на вхождение в новый и гораздо более масштабный образ Полу Дано было дано всего четыре дня, он блестяще справился с задачей и сыграл как самого Илая, так и его брата-близнеца.

P.S. Финал ленты, где Илай приходит к Дэниэлу Плэйнвью, и у них происходит тот самый разговор, потрясает – невозможно представить, чтобы кто-то из молодых актеров мог сыграть Илая лучше, чем Пол Дано.

«Американская история Икс» (1998): Когда лучше обойтись без официальной концовки

Кадр из фильма «Американская история Икс»

Кадр из фильма «Американская история Икс»

У известной своими правдоподобными сценами насилия американской драмы Тони Кэя тоже есть свои скелеты в шкафу. Например, у фильма есть официальная концовка, так и не увидевшая свет. Если бы ее оставили, то это, скорее всего, полностью изменило бы ваше впечатление от увиденного, потому что задуманный Кэем финал отринул бы утверждавшаюся с самого начала идею о «перевоспитании» неонациста.

Итак, после убийства младшего брата главный герой Дерек Виньярд показан в ванной комнате, перед зеркалом. Он вновь бреется налысо, и на его лице играет острая ухмылка, присущая ему до того, как его посадили в тюрьму. Это значит, что изначально задумывалось вернуть Дерека к прежнему образу жизни и неонацистским убеждениям.

Кадр из фильма «Американская история Икс»

Кадр из фильма «Американская история Икс»

Не известно точно, была ли эта сцена запланирована с самого начала или же режиссер ее придумал по ходу съемок фильма. Она не была одобрена руководством кинокомпании The New Line Cinema и не была отснята, а осталась лишь в виде текста в сценарии и в заметках Тони Кэя.

P.S. Для того, чтобы играть роль Дерека, Эдварду Нортону пришлось нарастить мышечную массу, поправившись при этом на 13 (!) килограммов. А еще «Американская история Икс» известна как один из самых «бранных» американских фильмов – слово fuck в нем повторяется 205 раз, и это если не считать другой нецензурной ругани.

Читайте также: 12 крутых фактов, которые заставят вас пересмотреть культовые фильмы еще раз

«Лига справедливости» (2017): Меньше эпичности, больше шуток

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Работа над этим фильмом получилась очень непростая и болезненная. Изначально «Лигой справедливости» должен был заняться Джордж Миллер (создатель всей франшизы «Безумный Макс»). И если бы Warner Bros. и DC удалось бы его не упустить, то мы бы увидели уже совсем другой актерский состав как минимум. Однако Миллер «утек», и режиссеры стали перебрасывать друг другу «Лигу» как горячую картошку.

Когда, наконец, съемками занялся Зак Снайдер, он пообещал нам стильный, мрачный и эпичный супергеройский фильм под стать «Хранителям» или «Бэтмену против Супермена». Однако до конца этому не суждено было сбыться из-за непредвиденных и крайне трагичных личных обстоятельств: у Снайдера в результате суицида погибла дочь. Он завершил съемочный процесс, но на постпродакшен сил не нашел и покинул проект.

Кадр из фильма «Лига справедливости»

Кадр из фильма «Лига справедливости»

В итоге Warner Bros. поручила доделывать «Лигу справедливости» Джоссу Уидону – одному из сценаристов. Тот, и так бодавшийся с Заком Снайдером на предмет видения, каким должен быть фильм (все же у Снайдера есть свой стиль, и его за это любят), получил контроль и принялся перекраивать готовый материал. Он урезал эпичные битвы, доснял шуточки и несколько раз переснимал концовку.

P.S. Спасло это фильм? Спорный момент. Скажем так: если вы поклонник Зака Снайдера, то для вас это трагедия, а если вы разочаровались в «Бэтмене против Супермена», то да – все к лучшему.

«Жизнь Пи»: Слишком знаменитое лицо

Кадр из фильма «Жизнь Пи»

Кадр из фильма «Жизнь Пи»

История с заменой актеров произошла и у Энга Ли на съемках экранизации романа Янна Мартела «Жизнь Пи».

Изначально на роль писателя, который брал интервью у Пи Пателя, был поставлен Тоби Магуайр, к тому времени уже очень узнаваемый и известный по роли Человека-паука актер. Однако уже спустя шесть месяцев после съемок, на монтаже, Энг Ли вдруг осознал, что слишком узнаваемое лицо Магуайра будет мешать зрителю воспринимать, собственно, историю юного Пи, которого сыграл актер-новичок Сурадж Шарма. Тогда Ли принял решение переснять сцены с интервьюером, полностью убрав из ленты Тоби Магуайра.

Тоби Магуайр

Тоби Магуайр

На роль писателя был выбран Рэйф Сполл. Менее известный, но не менее талантливый и уже слегка засветившийся в «Прометее» Ридли Скотта актер. Баланс был восстановлен, и хотя поклонникам Тоби Магуайра было обидно, пересъемки пошли картине только на пользу. Иначе история выживания Пи Пателя и тигра Ричарда Паркера прошла бы мимо зрителей, ждущих, когда же на экране вновь появится «слишком знаменитое лицо» экс-Человека-паука.

P.S. Несмотря на такую «резкую» замену актера, и Энг Ли, и сам Магуайр отрицали слухи о конфликте или обиде. В одном интервью Ли отдельно подчеркнул: «Я восхищаюсь Тоби и надеюсь, что в будущем мы с ним еще поработаем». Остается надеяться, что не придется никого вновь заменять

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями