«Три богатыря: Ход конем» (2014)
Показатели в цифрах: 963 млн рублей
Благодаря недавно вышедшему на экраны мультфильму «Три богатыря и принцесса Египта», восьмой части цикла о трех богатырях, суммарные кассовые сборы франшизы студии «Мельница» с успехом преодолели отметку в 4 миллиарда рублей. Серия фильмов о приключениях Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца по-прежнему пользуется большим спросом у зрителя, продолжая приносить стабильную прибыль ее создателям. Так, ленте Константина Феоктистова «Три богатыря: Ход конем», наиболее успешному эпизоду в линейке, удалось заработать в прокате 963 млн рублей, чего оказалось достаточно, чтобы войти в 10-ку самых кассовых отечественных релизов всех времен. Главными факторами, позволившими анимационной картине про героев русских былин добиться подобного результата, стали новогодние каникулы (практически все фильмы «богатырской» франшизы выходили в прокат накануне Нового года), формат 3D и очень широкая роспись – «Ход конем» имел в своем распоряжении 2100 копий (больше было только у «Ёлок 1914» и ремейка «А зори здесь тихие…»).
«Притяжение» (2017)
Показатели в цифрах: 1,073 млрд рублей
Хотя «Притяжение» оказалось далеко не тем фильмом, каким его продавали во всевозможных рекламных роликах (вместо крутого фантастического боевика про спасение человечества мы получили подростковую мелодраму в духе «Сумерек»), это не помешало ленте Федора Бондарчука собрать более миллиарда рублей в отечественном прокате. Мощная пиар-кампания, сопровождающая картину, хоть и была обманчива, но все же принесла свои плоды: в первый уик-энд «Притяжение» заработало 407 млн рублей (бюджет фильма оценивается в 380 млн рублей). Кроме того, фантастическая мелодрама с участием Ирины Старшенбаум и Александра Петрова получила благоприятные отзывы зрителей, что обеспечило ей хороший «сарафан». Вскоре после триумфа фильма в российском прокате было решено продать права на его показ за рубежом в 74 странах (на днях «Притяжение» вышло в Великобритании и Ирландии). Сейчас Федор Бондарчук ведет активную разработку сиквела, который будет снят совместно с Китаем.
«Вий 3D» (2014)
Показатели в цифрах: 1,198 млрд рублей
Фильм-долгострой «Вий 3D» (его производство началось в 2005 году, а закончилось в 2013-м), снятый по мотивам повести Николая Гоголя, вызывал множество опасений, главным из которых был его статус «многострадального» проекта. Однако после того как приключенческое фэнтези Олега Степченко продемонстрировало лучший стартовый уик-энд в истории российского проката, заработав потрясающие 602 млн рублей (этот рекорд остается непоколебим до сих пор) за первые выходные, какие-либо сомнения касательно коммерческой непригодности ленты мигом отпали. Картина привлекла внимание как почитателей гоголевского творчества, так и любителей зрелищного кино (спецэффектов в фильме, действительно, хоть отбавляй). Немалую роль в кассовом триумфе нового «Вия», конечно же, сыграло 3D - как правило, билет на «стереосеанс» дороже за счет очков. Как итог – 1,2 млрд рублей и звание самого кассового отечественного релиза 2014 года. К слову, в августе на российские экраны выйдет продолжение «Вия», получившее название «Тайна Печати дракона: Путешествие в Китай»; сиквел был снят в содружестве с Китаем, а одну из главных ролей исполнил сам Джеки Чан!
«Ирония судьбы. Продолжение» (2007)
Показатели в цифрах: 1,218 млрд рублей
В 2007 году продолжение культовой советской двухсерийной мелодраматической комедии Эльдара Рязанова 1975 года посмотрели почти 9 миллионов человек, а его сборы составили рекордные на тот момент 1,220 млрд рублей. И по сей день сиквел «Иронии судьбы» остается одним из главных хитов современного отечественного проката, уверенно сохраняя свои позиции в первой десятке. В коммерческом успехе «Продолжения» не сомневался практически никто, в том числе и Тимур Бекмамбетов, выступивший режиссером фильма. Сделав ставку на ностальгию по оригинальной картине, пригласив на главные роли Константина Хабенского и Елизавету Боярскую с Сергеем Безруковым, а также обеспечив ленте масштабную пиар-кампанию, постановщик показал, что значит уметь правильно продать продукт, заставивший разделиться во мнении не только критиков, но и зрителей. Занимательно, что до выхода новой «Иронии судьбы» лидирующую строчку в рейтинге самых кассовых российских картин всех времен с суммой в 920 млн рублей занимал фантастический экшн «Дневной дозор» (2005), который также снял Бекмамбетов.
«Ёлки 3» (2013)
Показатели в цифрах: 1,245 млрд рублей
Если первые «Ёлки» (2010) заработали в российском прокате 700 млн рублей, а выпущенное годом позже продолжение увеличило эту сумму еще на 135 млн рублей, то третий фильм новогодней франшизы, созданной все тем же Тимуром Бекмамбетовым, собрал уже более 1,24 млрд рублей. Прогресс, как говорится, налицо. Собственно, как и регресс: ни одной из последующих частей «Ёлочного» цикла так и не удалось приблизиться к кассовым показателям «Ёлок 3». Почему триквел оказался самым успешным в серии? Во-первых, он вышел через два года после предыдущего фильма, поэтому зрители могли успеть соскучиться по любимым героя (по Ивану Урганту и Сергею Светлакову, если быть точнее). Во-вторых, у него было рекордное для «Ёлочной» эпопеи количество копий – 2000. В-третьих, франшиза находилась тогда на самом пике популярности, которая, как показывает статистика, потом постепенно начала сходить на нет. Будь проклят этот чертов конвейер!
«Экипаж» (2016)
Показатели в цифрах: 1,504 млрд рублей
Фильм-катастрофа «Экипаж» был обречен стать одной из самых кассовых российских картин в истории. Ленте сопутствовала размашистая рекламная кампания (ролики фильма мелькали как на «Первом канале», так и на «России 1»), из которой можно было сделать вывод, что нас ждет настоящее событие от мира русского кино: режиссером выступал Николай Лебедев, подаривший зрителям «Легенду №17» (2012), главную роль исполнял Данила Козловский (из все той же «Легенды…»), бюджет фильма составлял огромные 650 млн рублей, а сам он был снят с применением технологии IMAX 3D. Собственно, так и вышло. В свой дебютный уик-энд «Экипаж» заработал более 500 млн рублей! Благодаря удобной дате выхода, пришедшейся на 21 апреля, картине удалось застать майские праздники, которые обеспечили ей дополнительный доход. Фильм завершил свой прокат с суммой, превышающей полтора миллиарда рублей. Также стоит упомянуть, что «Экипаж» выходил в Год российского кино, который оказался выигрышным по сравнению со всеми предыдущими. Так, выяснилось, что кассовые сборы отечественных лент выросли на 20% и составили 8,6 млрд рублей по сравнению с 7,2 млрд рублей в 2015 году.
«Викинг» (2016)
Показатели в цифрах: 1,534 млрд рублей
Тот редкий случай, когда низкие оценки критиков и неоднозначные отзывы зрителей не стали преградой на пути к большой кассе. Исторический боевик «Викинг», снятый режиссером военной драмы «Адмиралъ» (2008) Андреем Кравчуком, вышел в последние дни 2016-го, но первые рекорды начал устанавливать уже в Новом году: заработанные 1 января фильмом с Данилой Козловским (опять?!) в главной роли 145 млн рублей стали абсолютным рекордом сборов за один день, не говоря уже о том, что психологически важный рубеж в миллиард рублей был пройден на 9 день показов. Как и в случае с «Экипажем», «Викинга» сопровождала массированная рекламная кампания (продюсером картины выступил генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст). Хотя многие ругали фильм за искажение исторических фактов и излишне мрачный сюжет, сеансы ленты в России посетили почти 6 миллионов человек. Стоит отметить, что картина демонстрировалась в прокате в двух версиях – взрослой («18+») и обычной («12+»). Популярнее, как ни странно, оказалась первая из них. «Викинг» стал самым кассовым отечественным фильмом по итогам 2016 года. Права на показ блокбастера Андрея Кравчука за границей приобрели 60 стран. В Китае, например, «Викинга» приняли прохладно: фильм уступил по сборам в первые выходные печально известным «Защитникам» (2017) Сарика Андреасяна – $1,75 млн против $2,2 млн соответственно.
«Сталинград» (2013)
Показатели в цифрах: 1,669 млрд рублей
И снова фильм Фёдора Бондарчука! Без инопланетян, но про любовь. Ну, и войну. Лента «9 рота», выпущенная на экраны в 2005 году, собрала в национальном прокате около 700 млн рублей, тем самым задав планку современным отечественным военным картинам. Казалось бы, прыгнуть выше собственной головы априори невозможно, но Бондарчуку это удалось. Экшн-драма «Сталинград», ставшая тогда первым отечественным проектом, снятым в формате IMAX 3D, возглавляла список самых кассовых российских фильмов всех времен 4 года, никто не мог и близко приблизиться к сумме в 1,67 млрд рублей, которую она заработала. Но это не все: ленту Фёдора Бондарчука ждал успех и за рубежом! Кассовые сборы «Сталинграда» в Китае составили $12 млн, что является абсолютным рекордом для российских релизов, демонстрировавшихся на территории этой страны.
«Последний богатырь» (2017)
Показатели в цифрах: 1,732 млрд рублей
Приключенческое фэнтези «Последний богатырь», продержавшееся на вершине рейтинга самых кассовых отечественных картин лишь полтора месяца, стало настоящей сенсацией российского проката прошлого года. Фильм совместного производства российского подразделения студии Disney и компании Yellow, Black and White вышел в самый разгар осенних каникул (конец октября – начало ноября) и не покидал лидирующие позиции (с 1 по 5 место) вплоть до декабря. Учитывая горький опыт провальной «Книги мастеров» (2009), собравшей всего лишь 314 млн рублей, никто не предполагал, что «Богатырь» окажется настолько успешным. Вопреки ожиданиям, семейная картина Дмитрия Дьяченко буквально взорвала бокс-офис! Конечно, сейчас российский кинорынок развит куда лучше, чем было 8 лет назад. К тому же, ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Disney (именно сам бренд) занимает чуть ли не главенствующее положение во всем мире. Прибавьте сюда все те же осенние каникулы и лестные отзывы зрителей – и получите более 1,7 млрд рублей общих сборов.
«Движение вверх» (2017)
Показатели в цифрах (прокат продолжается): 2,4 млрд рублей
Наконец, самый кассовый российский фильм всех времен (по крайней мере, на сегодняшний день) – спортивная экшн-драма «Движение вверх»! Чтобы стать абсолютным рекордсменом отечественного проката, ленте Антона Мегердичева потребовалось чуть больше двух недель. При этом картине про триумф советских баскетболистов принадлежат рекорды лучших сборов во вторые, третьи и четвертые выходные; как ни странно, но в свой дебютный уик-энд «Движение вверх» заняло лишь четвертое место с суммой в 112 млн рублей, уступив не только голливудскому блокбастеру «Джуманджи: Зов джунглей», но и двум российским релизам – мультфильму «Три богатыря и принцесса Египта» и комедии «Ёлки новые». Работающий в том же жанре, что и нашумевшая «Легенда №17» (2012), фильм с участием Владимира Машкова был очень тепло встречен зрителями (на сайте «Кинопоиск» рейтинг «Движения вверх» составляет 8,5 баллов из 10-ти возможных), которые посредством «сарафанного радио» помогли ему добрать то, что он недобрал в первую неделю проката. «Сарафан» оказался настолько хорошим, что «Движение вверх» уже посмотрело почти 9,5 миллионов россиян! Кстати, фильм по-прежнему идет в кино, так что собранная им на данный момент касса в 2,4 млрд рублей отнюдь не окончательная.