Объяснение концовки фильма «Сердце пармы»
Что задумал Иван III
По сюжету фильма «Сердце пармы» пермский князь Михаил (Александр Кузнецов) объединяет воинов своих земель в битве с московитами. Войско Михана терпит поражение, и он оказывается в плену. Великий князь Московский Иван III Васильевич (Федор Бондарчук) сообщает Михану, что хочет объединить все русские земли и создать единое государство. Иван III обещает сохранить Михану жизнь и вернуть его домой в Великую Пермь, в Чердынь, если тот согласится подчиниться государю.
Михан соглашается на условия Ивана III, поскольку желает лучшей жизни своему народу. Иван III наверняка не хотел казнить Михана: князь доказал, что за ним готовы пойти все народы Перми – как христиане, так и язычники. Ивану III проще присоединить Пермь во главе именно с Миханом, и поэтому московский князь честно рассказал ему о своем намерении объединить народы.
Почему Матвей не обрадовался встрече с отцом
Освободившись из плена, Михаил встретился со своими повзрослевшими детьми Матвеем и Анной. Подросток Матвей к тому моменту уже вошел в чердынскую дружину. Воевода Федор Пестрый (Виталий Кищенко) предлагает Михану продолжить княжить, но тот отказывается, считая себя «князем без княжества». Михан уверен, что Матвей как его прямой наследник справится с делами Перми и без него.
После встречи с отцом Матвей был чем-то встревожен. Скорее всего, парень переживает, что его отец проиграл в битве с Москвой и прекратил бороться за свои земли. В книге Матвей даже возненавидел отца за это. В силу юношеского максимализма он посчитал Михана трусом и слабаком. Однако в итоге Матвей осознал, насколько тяжелое испытание выпало отцу, и попросил его вернуться к княжению. В фильме Матвей и Анна просто воссоединяются с отцом и предлагают ему помочь вспахать поле.
Что означает метафора вспаханного и засеянного поля битвы
После разговора с воеводой и отказа править Пермью Михаил возвращается в родную Чердынь. Первым делом он идет на поле, где произошла битва с московитами, и решает засеять его, видимо, пшеницей. Таким образом он как бы «стирает с лица земли» следы кровопролитной войны, начинает новую главу жизни, своей и своего края, и вместе с тем совершает полезный для своей земли поступок – делает ее плодородной. Как объясняет в книге «Сердце пармы» Алексей Иванов, Михан понял, что за годы правления ничего не сделал для пермского края.
Сначала Михан трудится в одиночку, затем к нему присоединяются его дети и жители Перми – как доказательство тому, что народ все еще уважает князя и доверяет ему. Если у фильма «Сердце пармы» будет продолжение, в нем Михан наверняка вновь станет князем Перми. Герой сам сказал, что не откажется от титула, который был дарован ему Богом.
В книге «Сердце пармы» сюжетная линия Михана-земледельца масштабнее. Герой поселяется в доме крестьянина Нифонта. Михан и храмодел Васька Калина (Владимир Свирский) помогают Нифонту растить хлеб на его земле – там это не поле боя. Пермяки просят Нифонта не тревожить почву, чтобы не освободить ящера, который якобы заключен под землей. Завершив тяжелую работу с урожаем, Михан решает вернуться к княжеским делам.
Почему Тичерть вернулась к семье
Тичерть (Елена Ербакова) в детстве прикоснулась к языческой святыне Золотой бабе, поэтому и стала ламией – жрицей языческой богини Сорни-Най. При этом Тиче оставалась обычной женщиной, которая любит своих мужа Михаила и детей. В какой-то момент Тиче сбегает от супруга с вогульским князем Асыкой (Валентин Цзин), из-за которого погибли ее с Миханом отцы. В одной сцене Асыка говорит, что Тичерть-женщина может быть с Миханом, а Тичерть-ламия – с ним.
В финале картины Тиче вернулась к мужу и детям. Похоже, Тичерть-женщина одержала победу над Тичертью-ламией, на что намекнула сцена с горящей Золотой бабой. Асыка принял тот факт, что Тиче и Михан хотят быть вместе.
Почему Калина жив-здоров
Рассказчиком в фильме «Сердце пармы» выступает Калина. Герой открывает повествование историей о том, как он умер в первый раз. В начале фильма, когда ушкуйники – новгородские пираты – забрали Золотую бабу, Калина во время потасовки с ламией ударился головой и вроде умер. Однако потом он вернулся и даже принял участие в битве с московитами – которую тоже чудом пережил.
В фильме «Сердце пармы» намекнули, что Калина бессмертен. В книге «Сердце пармы» он это подтверждает. Как и Асыка, Калина стал хумляльтом – существом, которое не умрет, пока не достигнет своей цели. Проклят Калина был в детстве. Он спас жизнь Стефану Пермскому, который должен был захватить Золотую бабу. Стефан решил отказаться от своей миссии и передать обет мальчишке. И Калина – неопытный и совсем юный – по глупости забрал цель Стефана себе. Цель Калины в книге, которая не дает ему умереть, – «одолеть» ту самую Золотую бабу, а Асыки – вернуть малую княжескую тамгу для своих потомков и убить Михаила.
Куда ушел Иона
Епископ Иона (Евгений Миронов) не одобрил брак Михаила с язычницей Тичертью. Иона разочаровался в пермяках, когда некоторые из них убили крещеных младенцев. И тогда Иона ушел в неизвестном направлении. Скорее всего, Иона отправился распространять православную веру по пермским землям.
В книге Алексея Иванова Иона проделывает огромный путь, чтобы «очистить» грешные земли. Он заглядывает в разные деревни и крестит младенцев, обрекая их на смерть. Затем Иона – совсем обезумев – бросается в огонь, чтобы уничтожить языческого идола.
Чем концовка фильма «Сердце пармы» отличается от книги
Фильм «Сердце пармы» во многих моментах отличается от книги Алексея Иванова. Например, в экранизации не касаются истории брата Михаила – Василия. В романе в плен московитов Михаил попал не один – и он видел, как казнили его товарищей. В фильме Тичерть обратилась в ламию после того, как прикоснулась к Золотой бабе, а в книге ее превратила в колдунью Айчель (Роза Хайруллина) – няня Михана. Алексей Иванов также в романе раскрывает отношения Михана и Матвея, который какое-то время презирал отца. И заканчивается фильм «Сердце пармы» совсем не так, как роман.
В конце фильма «Сердце пармы» Михаил вспахивает поле вместе со своими детьми и жителями Перми. Тичерть воссоединяется с родными, и получается такой семейный счастливый конец. В книге же история Михана-земледельца другая – это мы разобрали выше, – и затем герой возвращается к княжеским делам. После пережитых испытаний Михан становится более сильным лидером. И вскоре ему приходится вновь вступить в бой с войском старого врага Асыки.
В книге Тичерть тоже некоторое время живет с Асыкой, и злодей по ее примеру начинает называть Михаила Миханом. Тиче возвращается к Михану, однако отношения у них не налаживаются. Героиня рожает третьего ребенка – малыш от сотника Вольги, но Михан принимает его. Во время атаки Асыки на Чердынь Тиче с маленьким ребенком укрывается вместе с монахами в монастыре. Враги в какой-то момент поджигают строение, и Тиче умирает в огне с младенцем на руках. Образ погибающей героини Алексей Иванов в книге сравнивает с Золотой бабой. В фильме сцену с пылающей Золотой бабой можно посчитать за отсылку к сцене смерти Тиче из романа.
Матвей в книге должен был помочь Михаилу в битве с Асыкой – привести в Чердынь спасительное войско. Однако сын Асыки предлагает Матвею не торопиться помогать отцу – прибыть в Чердынь чуть позже, чтобы Асыка убил Михана, выполнил свою цель как хумляльт и умер. А после смерти Михана и Асыки власть перейдет к ним – их сыновьям. Матвей с воинами прибывает в Чердынь довольно поздно, но он все же успевает, не бросает отца и не дает ему умереть на поле боя. Возможно, Матвей и впрямь медлил, тем не менее он вернулся вовремя, или же быстро отказался от заговора.
По сюжету романа «Сердце пармы» Михану удается разгромить войско Асыки, но злодей после боя приходит к князю с намерением убить его. Михан дает Асыке возможность выстрелить из лука – самоуверенный князь думает, что тот промахнется. Однако Асыка попадает точно в цель.
Возможно, финал фильма «Сердце пармы» авторы задумывали как намек на продолжение. Хотя в конце дали понять, что конфликтов в семье Михана – с заговором Матвея и сына Асыки, а также интрижкой Тиче и Вольги – не будет. Если у создателей есть в планах продолжение «Сердца пармы», то многие истории из книги могут перенести на экран.