«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»: Верхи не могут, низы не хотят

Отсутствие веры в закон и гнев, порождающий еще больший гнев, в невероятно сильной ленте Мартина МакДоны.

Неизвестные жестоко изнасиловали девочку-подростка. Полиция неохотно ведет дело, которое вскоре закрывает, поэтому мать жертвы, Милдред Хейз, берет все в свои руки, арендуя три рекламных щита где-то на отшибе провинциального городка, демонстративно обращаясь к местной полиции и лично к шерифу Биллу Уиллоуби: «Изнасилована и убита!», «Ни одного ареста», «Как так, шериф Уиллоуби?».

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Авторская драма Мартина МакДоны, полная взрывного гнева и сдобренная нахальным юмором, прямая, буквальная, жесткая, поэтому меткая. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – решительный призыв к действию. Кино и вправду мятежное, ибо героиня (что примечательно – женщина) выступает за справедливость, что противоречит твердому диктату и упрямству власти, которая представлена главным образом двумя персонажами: более сговорчивым шерифом Биллом Уиллоуби (Вуди Харрельсон) и твердолобым наци-офицером Диксоном (бесподобный Сэм Рокуэлл).

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Непробиваемая тетка Хейз в мощном исполнении морщинистой Фрэнсис МакДорманд выступает за закон через борьбу с теми, кто этот закон якобы защищает. Должна ли полиция наказывать убийц? Должна. Так что же вы валяете дурака, когда насильник на свободе? Такое прямое требование и бесит полицию. Раздражает открытое и дерзкое обращение к власти от народа, невзирая на то, что большинство этого народа – а Хейз оказывается в одиночестве – встает на сторону Уиллоуби. Народ вроде бы недоволен и соболезнует, но безмолвствует. Даже церковь защищает полицию, в которой работают расисты и гомофобы, а обычное посещение зубного для Милдред может оказаться угрозой для жизни. Инструменты врача уже кажутся смертельным оружием, а местный священник предупреждает смутьянку, что все якобы вместе с ней в деле об убийстве дочери, однако все против ее дуэли с властью.

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Милдред Хейз становится изгоем с тремя по-большевистски красными плакатами, одиноко стоящими на обочине пустой дороги, но даже они мозолят глаза полиции. Женщина осмелилась ткнуть носом власть в собственное бессилие, самоуправство и самодурство. Налицо трагический конфликт женщины и коллективного тирана, в котором авторский черный юмор не везде уместен. Правда, Мартин МакДона вселяет надежду, поэтому Билл Уиллоуби мучительно исповедуется – обвинения в позорном бездействии заставляют его проститься с семьей. А униженный офицер Диксон вместе с Хейз отправляются на поиски убийцы. Иными словами, автор показывает, что путь к справедливости возможен только снизу, ибо во власти человек становится частью пыльной системы. И даже в беседе с глазу на глаз, когда Уиллоуби заявляет, что сделал бы все возможное, чтобы поймать насильника (хотя тут же убеждает, что не может), мать жертвы отказывается выходить из игры. Хейз не сдается даже под давлением публики то ли покорной, то ли трусливой. Хейз не превращается в раба. Намерения отважные, а мнения сторонних ее не волнуют, да так, что рядом с ней буйный, пытающий негров офицер Диксон в крутом исполнении Сэма Рокуэлла, который уже играл безумца в «Семи психопатах», оказывается вялой слякотью. А как иначе – мужик все еще живет с матерью.

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Неуклюжая кучка полицейских не знает, что делать с мадам Хейз и ее громким актом сопротивления, кроме как попытаться ее подвинуть. Звучит мрачно, такая история в глянцеватых голливудских руках выглядела бы слишком азбучно и быстро перегорела бы. Сюжет о благородном мстителе, который воюет за правду, попахивает боевиковостью, не так ли? Художественное полотно Мартина МакДоны наполняется разномастными персонажами, которым есть что вбросить в этот спор о вечном – отсутствии веры в закон.

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Рассказ о покаянии и милости оформляется струнной вестерновской музыкой с налетом печали и задумчивости, что подчеркивает вестерновский характер целомудренного фильма – непримиримая конфронтация одиночки и власти. Из недавнего вспоминаются саундтреки блистательных драм «Из пекла» и «Любой ценой». А кроме как всегда великолепных Вуди Харрельсона и Сэма Рокуэлла компанию суровому, даже по-балобановски русскому персонажу Фрэнсис МакДорманд составляют блеснувший в восхитительной пролетарской драме «Манчестер у моря» Лукас Хеджес в образе сына Милдред Хейз и пока малоизвестный, но уже проявивший себя в лентах «Сделано в Америке» и «Проект "Флорида"» Калеб Лэндри Джонс в роли безобидного конторщика, который сдает в аренду те самые билборды. Вращающиеся вокруг Хейз персонажи раскрываются как следует, но они явно более податливы, более подвержены конформизму перед лицом обстоятельств. Впрочем, нужно также признать, что иной раз хлесткое, отдающее тарантиновщиной остроумие резко понижает градус серьезности.

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Мощное, здорово сделанное, с оскалистым сарказмом произведение о раскаянии, мести и греховности, показанное без пафоса и позерства, в духе коэновских картин, вроде «Фарго» и «Старикам тут не место». МакДона показывает, что справедливый, оправданный, рациональный гнев ведет только к разрушению, а что нам действительно нужно – это понимание, сочувствие, надежда и прощение. И в отличие от постмодернистских «Семи психопатов» – чисто мужского кино о мужиках – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» рассказывает о пусть мужловатой, но все-таки матери, потерявшей любимую дочь, и чье непримиримое противостояние двум копам рисует картину шире, чем провинциальный городок.

Читайте также